Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Оценка 4.6
docx
29.03.2023
Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
4 кл чтение.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Балаханская средняя общеобразовательная школа

им. Гайирбега Абдурахманова"

 

Конспект открытого урока литературного чтения в 4-м классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

Разработала урок

учитель начальных классов

Магомедханова Раисат Магомедовна

 

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

 

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

 

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

 

1.     Орг.момент

Доброе утро ребята, уважаемые гости, повернитесь друг другу улыбнитесь и подарите  хорошее настроение, пожелайте друг другу удачи.

 

2.     Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта?

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

- Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /

- Кто был лучшим другом поэта?

- Где учился А. С. Пушкин?

- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

- Кто готов сегодня их прочесть?

 

3. Проверка домашнего задания.

У. Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть.

Д. Чтение стихотворения 1-м учеником наизусть.

У. Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Д. Чтение стихотворения 2-м учеником наизусть.

У. Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?

Д. Позднюю осень.

 

4.     Постановка цели урока.

- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?

- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Как старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”? (Простофиля)

2. Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок)

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

4.Пристают к заставе гости
…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

5.Глядь: опять пред ними землянка,
А пред нею разбитое …(Корыто)

6.И послушалась…. .
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)

У. Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Д. Сказка.

У. Молодцы, справились с заданием.

 

5. Работа над сказкой.

- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

- Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

- Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое - Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

- Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро - 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

У. Кто догадался тему нашего урока?

Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

 

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

 

Чтение сказки.

- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.

 

Беседа о прочитанном.

- С какими героями сказки вы познакомились?

- Какое время года описывается в данной части?

- Сколько месяцев ждала царица своего царя?

- Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

 

5.     Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

 

6.     Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 – 74

- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

- Найти и прочитать описание царицы.

- Что было дано ей в приданое?

- Какое свойство имело зеркало?

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

 

7. Чтение по цепочке 3 части с. 74 - 76

- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

 

8. Беседа о прочитанном.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

- Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

- Какое приданое приготовил царь своей дочери?

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?

- О каком качестве царицы этот поступок говорит?

- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

 Злые, низкие, мстительные.

 

9. Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- За что бы вы себя похвалили сегодня.

- Как вы себя бы оценили.

 

10. Подведение итогов урока

- Как, в виде кого представлено зло?

- Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

- Как автор относится к главным героям? Докажите.

- Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

 

 

 

11. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

- Спасибо за урок!

 

 

Директор МКОУ «БСОШ им. Г. Абдурахманова» ___________ Ахмедханов Г. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Балаханская средняя общеобразовательная школа

им. Гайирбега Абдурахманова"

 

Анализ урока литературного чтения  

в соответствии с требованиями ФГОС

 Дата: 10.12. 2018г.

Класс 4б, учитель:  Магомедханова Раисат Магомедовна

Количество учащихся в классе:   _____

Присутствовали на уроке:   ____

Тема: “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Тип урока по образовательной цели: изучение нового материала

Дидактическая задача:

- познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”;  

- обогащать словарный запас учащихся; 

- развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

 

Задачи:

Образовательные:

- обучать грамотному, выразительному чтению;

- определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;

-учить анализировать поступки героев;

 

Развивающие:

- развивать речевые умения и творческие способности;

- формировать осознанное чтение целыми словами;

- учить делить текст на части;

 

Воспитательные: 

- воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания;

- формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты;

- воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

 

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

 

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

Дидактическая задача урока соответствует содержанию урока.

 На данном уроке показана результативность  решения дидактической задачи.

Содержание урока

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.Цели и задачи, поставленные учителем перед уроком, соответствуют содержанию урока. При проведении урока большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов:

  • доступность предлагаемого материала,
  • наглядность,
  • индивидуальный подход ,
  • последовательность и систематичность

Магомедханова Р.М. создает условия эффективного обучения, проводит оргмомент, урок начинается с самоопределения к учебной деятельности. Тип урока: открытие нового знания.

Было выделено время и словарной работе. Так же была проведена работа над выразительным чтением.

Методы обучения

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с творческими тетрадями)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах  и работа в парах. Формы обучения соответствует решению основной дидактической задачи урока  

Результативность урока

Цель урока достигнута, пути достижения выбраны эффективно. Высокая работостоспособность на уроке обеспечивалась сменой видов деятельности , формой организации работы.Изложение нового материала давалось учащимся не вготовом виде, предлагалось самим сформулировать тему урока,определить цель.Учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний , отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить информацию вучебнике.Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать друг друга, считаться с мнением других, обосновывать свои ответы .На протяжении всего урока учитель работал над развитием логического мышления, умственных способностей,образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усвоили новую информацию , воспроизвели пройденный материал.

Практическая направленность урока

- в развитие речи учащихся,

-формировании читательской культуры,

-в воспитании нравственных качеств личности учащихся.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме. 

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь. Самостоятельная работа проводилась с целью закрепления и углубления знаний учащихся, способствовала развитию мышления.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Урок проводился  с использованием игровых технологий, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.

 В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать  умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров,  учить познавать мир во время чтения и слушания.

При использовании приёмов: речевая разминка,

различные виды чтения, беседа об авторе, работа с иллюстрациями, ребенок учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог. Здесь имело место применение  коммуникативных УУД.

Во время речевой разминки формировала предметные УУД: это чтение  отрывка наизусть, определение и дополнение четверостишья. При  работе с иллюстрациями формировала  познавательные УУД , где учила детей работать с книгой и извлекать необходимую информацию.

В течение всего урока учила  детей  давать полные ответы  и с точностью выражать свои мысли - это  коммуникативные УУД. На уроке чтения обязательно  нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях). Эта работа формирует предметные УУД.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке учитель использовал презентацию и видеоматериал по теме урока.

Структура урока

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала.

Четко обозначены этапы урока:

 1) репродуктивный метод (проверка д/з);

2) наглядный метод (слова-опоры, презентация, видеоматериал, демонстрационный материал);

3)практическая работа (характеристика персонажей);

4) частично-поисковый метод (при изучении новой темы);

5) самостоятельная работа (чтение текста с выделением непонятных слов, работа со словарем);

6) словесные методы (рассказ, пересказ, беседа, элементы дискуссии);

 7) работа с книгой;

8) фронтальная работа;

9) работа в парах (практическая работа);

10) индивидуальная работа (паспорта героев, сообщения о А.С.Пушкине);

11) самоконтроль, самопроверка (ответы к викторине, проверка самостоятельной работы);

12) использование «педагогики сотрудничества»;

13) стимулирование активности ученика (по ходу урока);

14) использование различных источников информации (людей, книг, аудио-, видеотехники, Интернета).

Педагогический стиль

Во время проведения урока поведение учителя соответствовало нормам педагогической этики

требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Презентация, звуковое оформление, игровые моменты, минутки здоровья  способствовали более эффективному проведению урока.

Применение здоровьесберегающих технологий

Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки. На этапе физкультминутки детям предложила упражнения, которые снимают напряжение, как физическое, так и психологическое. 

 

 

Директор МКОУ «БСОШ им. Г. Абдурахманова» ___________ Ахмедханов Г. М.

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Балаханская средняя общеобразовательная школа

им. Гайирбега Абдурахманова"

 

Отзыв коллег об открытом уроке

литературного чтения в 4 «б» классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

учителя начальных классов

Магомедхановой Раисат Магомедовны

 

На данном уроке абсолютно оправдано использование мультимедиа – учащиеся с помощью музыки, сопровождающей красочные иллюстрации, входят в таинственный и загадочный мир сказки  Учащиеся выполняли задания по составление характеристики главных героев, соотношение, нахождение отрывка из текста к иллюстрации. Магомедханова Р.М. была организована групповая работа учащихся. 
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Первичное закрепление было построено как  контрольный вопрос: 

 КАК В СКАЗКЕ ПОКАЗАНО ДОБРО И ЗЛО?

 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
На этапе рефлексии  подошли к  выводу, какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?   Какими нельзя быть? В жизни мы чаще сталкиваемся с добром или злом?     

 

 

 

Директор МКОУ «БСОШ им. Г. Абдурахманова» __________ Ахмедханов Г. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв коллег об открытом уроке

литературного чтения в 4 «А» классе

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке ребята окунутся в художественный мир сказки, и ,конечно, образы, созданные на предыдущем уроке, помогут учащимся чётко ориентироваться в художественном разнообразии авторской сказки.

Знаете, наши дети, и мы с удовольствием смотрят сказку и с искренним чувством реагируют на положительных и отрицательных героев!

 

 

 

Родители учащихся 4А класса


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Балаханская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Балаханская средняя общеобразовательная школа им

У . Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

У . Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (

Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (

Получается на славу! 4.

Получается на славу! 4.

Домашнее задание. Дочитать сказку до конца

Домашнее задание. Дочитать сказку до конца

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Балаханская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Балаханская средняя общеобразовательная школа им

При проведении урока большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов: доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход , последовательность и систематичность

При проведении урока большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов: доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход , последовательность и систематичность

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире

Структура урока Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Структура урока Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Балаханская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Балаханская средняя общеобразовательная школа им

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023