ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока математики
(коррекционная школа)
«Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без
перехода через десяток » 2 класс
Разработала урок
учитель начальных классов
Дауталиева Бурлият Абакаровна
Цель
Закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Задачи
Образовательная: повторить последовательность вычитания двузначного числа из двузначного; совершенствовать навыки устных и письменных вычислений в пределах 20.
Коррекционно-развивающая: корригировать внимание, память, мышление, речь учащихся посредством выполнения разных видов деятельности.
Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, взаимопонимание,навык самоконтроля и самооценки.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и коррекция
Вид урока: нетрадиционный (урок-игра).
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели. Сели сразу правильно.
- Чтобы урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу, улыбкой пожелаем успеха и хорошего настроения.
- К нам на урок пришёл кот Леопольд. Вам нравится этот герой?
- Чем он нравится?
- Леопольд хочет посмотреть, как вы себя ведёте, как работаете, что знаете, умеете, помогаете ли друг другу. Он желает вам успеха.
- Чтобы на уроке у нас всё получилось, что мы должны делать? (слайд 3)
- Я желаю вам успешной работы. А для этого будьте на уроке внимательны, старательны, и у вас всё получится.
Для начала послушаем доклад дежурного.
- Сегодня26 февраля. Среда.
Сейчас по счёту второй урок. Урок математики.
Класс к уроку готов. Дежурный по классу ...
доп. вопросы: 1. Какой февраль по счёту зимний месяц?
2. Какой день недели будет завтра?
3. Какой завтра наступит месяц?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня урок математики у нас необычный. Придут к нам ещё гости, только вот из сказки. А вот из какой вы узнаете чуть позже. Также мы будем решать устно задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 20.
- Что мы будем делать на уроке?
Покажем ,как мы умеем работать вместе.
3. Устный счёт.
Ребята, посмотрите:
Солнце
радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучам пора вставать
Нам на уроке помогать.
На доске висит рисунок солнца.
Учитель: солнце радо встрече с вами и посылает на лучах математические приветы - примеры и задачи.
Ребята по одному выходят к доске снимают с каждого луча карточки по часовой стрелке, читают этапы заданий.
ИТАК, первый луч. Устный счет
а). Работа с числовым рядом.
Задания читает учитель: - посчитайте от1-10; от 10-20
- назовите самое большое однозначное число
- назовите самое большое двузначное число
- назови числа от 8 до 13
от 15 до 9
- назови соседей числа 11
- назови число между числами 17 и 19
- назовите число, состоящее из 1 дес. 4 ед.
- в числе 12сколько десятков и единиц
Б) Второй лучик « Какие цифры спрятались?»
( один у доски, другие выкладывают на парте)
- Назовите.
- Составьте из данных цифр двузначные числа в пределах 20 ( 10,11,15,17) ( у доски)
- Ребята что значит расположите данные числа в порядке возрастания? Возьмите конверты с целыми числами
- Расположите и назовите.
- что значит расположит в порядке убывания?
- Расположите и назовите.
- Следующий лучик « Запомни»
-Еще раз вспомните цифры, которые играли с нами в прятки ( 1,0,5,7)
- Повторите хором, затем без звука – артикуляторно.
-Запомните цифры в таком порядке , чтобы в конце урока назвать их, не нарушая порядок.
- Следующий лучик « Устные задачки»
- К нам на урок проситься гостья, а кто она такая вы узнаете , если разгадаете загадку.
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Ответ детей: Красная Шапочка.
-К нам в гости пришла Красная Шапочка. ( вывешиваю картинку)
- Вспомните сказку, что же понесла Красная Шапочка своей бабушке?
( пирожки)
- А сколько пирогов она понесла, узнаете из задачи.
Задача:
Красная Шапочка к бабушке шла,
В корзине своей пироги понесла.
С разной начинкой были они:
Три- с повидлом
Два – С капустой
С мясом – пять
А сколько всего? Помоги сосчитай.
Красная Шапочка шла по тропинке.
10 пирожков в плетенной корзинке
Бабушке внучка домой понесла.
Но по дорожке часть раздала:
Зайчику, ежику, птичке и белочке.
Сколько гостинев осталось у девочки?
4. Физкультминутка.
Выполняйте движения за мной.
1,2 – острова. 7,8 – сколько сосен?
3,4 – мы приплыли. 9,10 – мы в пути.
5,6 – сходим здесь. Досчитал до десяти!
- Следующий лучик « Минутка чистописания»
Сделаем пальчиковую гимнастику.
- Красная Шапочка дошла до бабушки и чтобы внучке зайти в дом бабушка задумало число для чистописание, которое больше 16, но меньше 18. (17)
- Какие цифры использовали для записи числа 17?
- Расскажите что знаете об этом числе ( 17- двузначное , следует за числом 16, стоит перед числом 18, в числе 17 -1 дес.7 ед.)
- Открыли тетради, записали число, классная работа, минутка чистописание.
( тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.)
- Следующий лучик « Решаем примеры»
- Как называются компоненты при сложении?
- Решаем примеры на доске, а остальные записывают в тетради.
Найди сумму чисел 11 и 3
1 слаг 15, 2 слаг 3 найди сумму
Увеличь 13 на 1
2 столбик
- Как называются компоненты при вычитании?
Уменьшаемое 15, вычитаемое 1 найди разность
Уменьши 16 на 6
Найди разность чисел 18 и 10
- А кто еще был в сказке? Охотники
- Ребята, а чтобы охотникам попасть к нам на урок им нужно решить примеры с пропущенном числом
1 слагаемое 12 14 ?
2 слагаемое 4 10
сумма ? 18
15
5. Физминутка
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова всё начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз приседаем.
Девять – потягиваемся, садимся и отдыхаем.
Отдохнули, работать продолжаем.
- Следующий лучик « Самостоятельная работа»
- А чтобы они дошли до бабушки вы должны самостоятельно решить примеры на время( индивидуально карточки)
10+3= 12+6= 17-5= 15-5=
11+6= 14+1= 18-6= 16-4=
16+4= 12+5= 19-6= 16-3=
14+5= 15+3= 17-3= 14-4=
13+1= 16+3= 17-2= 20-10=
6. Итог урока.
- Ребята, наш урок подошел к концу.
Со всеми заданиями вы справились.
- Солнце хочет , что - то вам сказать.
Прочитайте, его послание оно на лучах. «МОЛОДЦЫ! »
Вот как вы поработали на уроке.
- Давайте вспомним какие цифры играли с вами в прятки
- запишите в тетрадь
-Давайте проверим
(Выставление отметок)
- Какие герои сказки были на нашем уроке?
- Какие задания вы выполняли?
Ребята по одному читают начало и продолжают самостоятельно.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке математики во 2б классе
(коррекционная школа)
по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток »учителя начальных классов
ДауталиевойБурлиятАбакаровны
Тип урока: Закрепления и развития знаний, умений и навыков.
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному , устной работы с письменной.
Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Формой урока стало путешествие в сказку. С героями сказки дети выполняли различные задания по теме урока, что способствовало развитию интереса к работе у детей. Предложенные задания как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.
Методическое обеспечение урока.
При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности обучающихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному ребенку.
Этапы урока взаимосвязаны друг с другом именно этой темой. Это позволяет активизировать познавательную деятельность, мотивирует на четкость и правильность выполнения операций.
Первый этап урока – организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - приветствие. Цель данного этапа - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Второй этап - создание ситуации успеха, психологической поддержки.
Третий этап – устный счет. Устный счет проводился с целью повторения нумерации в пределах 20; компонентов действий, отработки навыков устного счёта.
На этом этапе каждое из заданий было с коррекционной направленностью – на развитие мыслительных процессов.
По данным внешнего наблюдения у детей снижен объем и распределение внимания, а задания с примерами на карточках способствовали его коррекции.
Коррекцию и развитие зрительного восприятия осуществила через устное решение задач в стихах.
Четвертый этап урока – основная часть, работа над темой урока. Цель этого этапа - закрепление умения решать примеры и задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, составлять краткую запись к задаче, закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток.
Коррекция и развитие слухового восприятия реализовалась через решение примеров под диктовку. С данным заданием дети справились хорошо.
При работе над задачей помимо коррекции и развития слухового и зрительного восприятия, продолжалась работа над долговременной памятью через повторение алгоритма решения задачи. Развитие мышления опиралось на составление краткой записи к задаче и на полный ее анализ.
На четвёртом этапе урока провела физкультминутку, что помогло снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
После чего, по методу от лёгкого к более трудному, при работе с учебником, учащимся было предложено самостоятельно составить краткую запись и решить задачу.
Коррекция мышления происходила и при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. На данном этапе обучающимся предложена самостоятельная работа, которая была выполнена весьма успешно, благодаря продуктивной подготовительной работе во время устного счета. В результате проверки, для выявления правильных ответов, учащимся было предложен поисковый метод на нахождение правильных ответов, например, найти примеры с одинаковыми ответами и какой у них ответ?... Самостоятельная работа была спланирована с учетом индивидуальных особенностей и уровнем обучаемости детей. Более сильным ученикам предлагалось выполнить примеры дополнительно. А менее слабым детям, в целях индивидуальной помощи, были подобраны примеры с более лёгкими типами примеров, так как им очень трудно даётся усвоение учебного материала. Естественно и задания для них были дифференцированы.
Цель заключительного этапа урока – рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности учащихся. Рефлексия учебной деятельности показала, что дети зафиксировали содержание урока. Весь урок поддерживалась связь с развитием математической речи через правильные ответы при решении примеров и задач. На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов обучающихся и избежания перегрузки. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
План урока выполнен полностью; урок образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих задач достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв родителей
об уроке математики во 2б классе
(коррекционная школа)
по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток »учителя начальных классов
Дауталиевой Бурлият Абакаровны
Данный урок относится к уроку закрепления изученного материала. В урок были включены такие основные этапы, как: устный счет, блиц-опрос, творческая групповая работа, контролирующая самостоятельная работа, итог урока.
Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.
Бурлият Абакаровна провела физкультминутку, что помогло снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Весь урок поддерживалась связь с развитием математической речи через правильные ответы при решении примеров и задач. На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов обучающихся и избежание перегрузки. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.
Родители 2б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.