Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Конспект открытого урока математики
в 1а классе по теме:
«Где живут белые медведи»
Подготовила и провела
Магомедова Рашия Исмаиловна
учитель начальных классов
Тип урока: урок «открытия нового знания
Цель урока:
Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
развитие познавательного интереса о животном мире этих районов;
контролирование уровня усвоения программного материала.
Задачи:
Образовательные: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Развивающие: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)
Предметные результаты:
знать, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида;
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их;
приводить примеры животных холодных районов.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
осуществлять самоконтроль;
рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
понимать необходимость охраны животных холодных
районов.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; работать в парах.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная; парная.
Дидактический материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска; глобус; рисунки с изображением животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды; смайлики; карточки для самостоятельной работы; рисунки Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха; слайды из презентации «Где живут белые медведи?»
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмонациональный настрой
|
Здравствуйте, ребятки! Всё ли у вас в порядке? Готовы ли вы трудиться? Ну что ж, не будем лениться. Проверим, все ли на месте И сядем все тихо вместе. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, саморегуляция, планирование |
2.Самоопределение к деятельности
|
(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи) Ребята, посмотрите, к нам в гости опять пришли наши герои: Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Слайд №1.
Среди снегов и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть его спасает От морозов согревает.
Слайд №2,№3 -Ребята! Сегодня к нам на урок пришел медвежонок. Как зовут этого медвежонка? Он приглашает нас к себе в гости! Помните мультфильм про Умку? Слайд №4 Ребята, а вот Муравей Вопросик вчера рассматривал альбом с фотографиями, сделанными в зоопарке. И на одной фотографии он увидел белого медведя в вольере с бассейном. И у него возник вопрос: «А где живут белые медведи?», «Где их Родина?» Может быть, вы знаете, ребята? |
Отгадывают загадку -(Белый медведь)
Отвечают на вопросы учителя
Высказывания учащихся |
Коммуникативные: слушать, понимать других, выражать свои мысли Познавательные: выделение необходимой информации, анализ
|
3. Объявление темы урока. Постановка цели.
|
-Ребята, а где же живут белые медведи? Кто знает? - Муравей Вопросик приглашает отправиться в путешествие на север, чтобы узнать, где живут белые медведи. Ребята, хотите отправиться в путешествие?
– На какой вопрос мы должны ответить путешествуя? (На доске появляется запись вопроса, он и является темой урока). Слайд №5 - Назовите ещё раз тему нашего урока. -Как вы думаете, о чём мы узнаем на уроке? |
Выслушиваются ответы детей
Где живут белые медведи?
Называют тему. 1.Узнаем, что на Земле есть холодные районы. 2.Научимся находить их на глобусе. 3.Приводить примеры животных живущих в холодных районах. 4.Узнаем охотится ли белый медведь на пингвинов. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: структурирование знаний, постановка учебной цели |
4. Работа по теме урока
|
-Ребята для того, чтобы отправиться в путешествие мы должны с вами хорошо подготовиться и изучить свой маршрут. Как вы думаете, а на севере холодно? -Тогда нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. - Найдите на столах карточки с заданиями. Рассмотрите рисунок. Обведите ручкой в кружок то, что понадобится на севере. - Проверяем. Что нам понадобится на севере? Слайд №7(учитель показывает слайд) -
Оцените свой ответ с помощью смайликов. (У меня всё получилось, я всё понял
-А теперь давайте определим наш маршрут. И для этого нам понадобится глобус. Ребята, а что такое глобус? А кто мне сможет показать север на глобусе?
-На Земле есть очень холодный район – Северный полюс или Арктика Слайд №7 -Отправляемся в путешествие! В Арктику! Слайд №8 |
Выслушиваются ответы детей
Идёт самостоятельная работа учащихся
Дети показывают смайлики.
Выслушиваются ответы детей. Учащиеся показывают район севера, если нет, то учитель сам показывает |
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задач и контроль полученного результата Познавательные: структурирование знаний, выделение необходимой информации, анализ, Коммуникативные: умение выстраивать монологическую и диалогическую речь
|
5.Физминутка «Самолёт» |
Слайд №9 Включает ролик с физминуткой. |
Повторяют текст и выполняют движения |
Регулятивные: контроль, саморегуляция |
6.Продолжение работы по теме урока |
-Раз вы сказали, что медведи живут там, где холодно, снег и лед, то на земле есть очень холодный район — это Северный Ледовитый океан. Слайд №10
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Слайд №11
- Острова Северного Ледовитого океана – Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов. Слайд №12
- Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, там можно встретить некоторых животных. Слайд №13 -Посмотрите ребята кто нас встречает? |
Рассматривают презентацию
Ответы детей |
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задач и контроль полученного результата Познавательные: структурирование знаний, выделение необходимой информации, анализ, Коммуникативные: умение выстраивать монологическую и диалогическую речь
|
7.Работа с учебником.
|
-А чтобы проверить, правильно ли вы назвали этих животных, вы поработаете с учебником. Откройте учебник и найдите рисунок о животных Северного Ледовитого океана. |
Дети читают названия животных вслух |
Регулятивные: прогнозирование Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации |
8.Продолжение работы по теме урока |
-Давайте ребята попросим мудрую черепаху рассказать нам, что она знает про белых медведей? -Белый медведь — один из самых крупных наземных хищников. Его длина достигает 3 м, масса до 1000 кг. Послушайте, как они рычат. Слайд №14 Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По-гречески «арктус» - медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 километров в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают. Медведь занесён в Красную книгу. Слайд №15
-Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить другие животные?
-Давайте обратимся к Мудрой черепахе, чтобы она рассказала нам про других животных Крайнего Севера. Слайд №16-17 -Живёт в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое.
Слайд №18-19 Ещё один обитатель Арктики – тюлень. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи. -Послушайте как он кричит
Слайд №21 Ещё обитает такая птица, как поморник. Поморники похожи на чаек, однако отличаются от них темной окраской оперения. Отличительный признак большинства поморников — сильно удлиненные центральные рулевые перья.
Слайд №21 А вот у Муравья Вопросика возник вопрос: -А что же помогает зверям и птицам Арктики выжить в таких суровых условиях?
Слайд №22 Послушаем, что же ответит нам Мудрая Черепаха - Животные Арктики имеют большой подкожный жировой слой, густой мех или пух. Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь.
Скажите, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. А я предлагаю вам путешествовать дальше и побывать на Южном полюсе. Может быть белые медведи тоже там живут? Ребята, как вы думаете, пригодится ли нам теплая одежда, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде?
Слайд №23 На Земле есть еще один холодный район — это Антарктида.
Слайд №24 -Отправляемся в путешествие! В Антарктиду! |
Слушают рассказ учителя и смотрят презентацию
Выслушиваются ответы детей
Смотрят и слушают
Толстый слой жира. Густой мех или пух Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами. Белая окраска. Умение плавать и нырять и т.д.
Показывают Северный полюс на глобусе. Отвечают на вопросы |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; добывать новые знания на уроке, находить ответы на вопросы; построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные: умение выстраивать монологическую и диалогическую речь, ставить вопрос |
9.Физминутка «Самолёт» |
Слайд №25 Включает ролик с физминуткой. |
Повторяют текст и выполняют движения |
Регулятивные: контроль, саморегуляция |
10.Продолжение работы по теме урока |
Слайд №26 Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.
Слайд №27 Южный полюс расположен в нижней южной части глобуса.
Слайд №28 Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. В Антарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода. Зимой температура опускается до – 80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы. -Муравей Вопросик очень хочет узнать, кто живет в Антарктиде? Для этого вам нужно отгадать загадку. В черных фраках, Слайд №29
Слайд №30-31 -Нас встречают пингвины. Давайте опять обратимся к мудрой черепахе. Кто такие пингвины?
Пингвины – коренные жители Антарктиды. Вы помните, что эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Пингвины питаются рыбой. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из него сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу ей добывает и приносит папа-пингвин. |
Слушают и смотрят презентацию
Смотрят на глобусе
Слушают и смотрят презентацию
Отгадывают загадку(Пингвин) |
Коммуникативные: слушать, понимать других Познавательные: выделение необходимой информации, анализ
|
11.Продолжение работы с учебником |
Давайте поможем Муравью Вопросику: найдём в учебнике рисунки и других животных Антарктиды. |
Дети читают вслух названия животных |
Регулятивные: Учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника |
12.Продолжение работы по теме урока |
А Мудрая черепаха хочет еще показать вам животных Южного полюса. Слайд №32, 33, 34. (альбатрос, морской леопард, ледяная рыба) (Учитель ориентируется по времени, если времени достаточно, то можно дать краткие сведения об этих животных, если времени недостаточно, то просто показать на экране)
Альбатрос. Альбатрос — очень большая и сильная птица. В день она может свободно пролететь до 1000 км. Эта птица способна неделями не видеть сушу, проводя всё время над морской волной. Гнездится альбатрос на скалистых островах с высокими берегами. Таким образом, птица старается максимально обезопасить своё потомство от различных наземных хищников. Самка совместно с самцом делает гнездо. Представляет оно из себя ямку глубиной в 25-30 см. В диаметре она достигает полметра. Устилают её травой, мхом и листьями. Яйцо всегда одно и большое.
Морской леопард. Своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. У морского леопарда очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость. Морской леопард может погружаться на глубину до 300 м. Он постоянно охотится на тюленей и пингвинов. Вес самцов составляет около 270 кг, а у самок он достигает 400 кг.
Ледяная рыба. Ледяная - рыба обладает очень вкусным и нежным белым мясом. Эта рыба крупный придонный хищник, питающийся мелкой рыбкой. Глубина обитания ледяной рыбы от 5 до 800 м.
Скажите ребята, а есть ли белые медведи на Южном полюсе? Увидели ли мы их? |
Смотрят презентацию
Ответы и пояснения детей. |
Регулятивные: прогнозирование Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации |
13.Первичное осмысление и закрепление |
Работа в рабочей тетради (с. 11). Первое задание выполняют самостоятельно, а второе - в паре. |
После выполнения каждого задания, дети оценивают свою работу при помощи смайликов.
|
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания |
14.Подведение итогов урока. |
-Чтобы проверить. Правильно ли вы выполнили задание в тетради, ещё раз скажите: так, где же живут белые медведи? А Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, где живут эти животные? Слайд №35 -Муравей Вопросик нарисовал рисунок. -Подумайте, правильно ли он его нарисовал? (слайд №37) |
Белые медведи не охотятся на пингвинов, потому что эти животные живут в разных районах Земли. Слайд №36
Дети отвечают |
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
15.Рефлексия. |
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравился наш урок? - Оцените свои достижения на уроке
Мне было трудно Я благодарю всех ребят за работу на уроке и за интересные ответы. Урок окончен.
|
Учащиеся достают смайлики и объясняют свой выбор
|
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об уроке окружающего мира в 1а классе
по теме «Где живут белые медведи?»
учителя начальных классов
Магомедовой Рашия Исмаиловны
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и когда?». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока Рашия Исмаиловна включила занимательный материал о животных Арктики и Антарктиды, проект «Где живут белые медведи?», игра «Не ошибись!», « Найди лишнее слово» и т.д.
Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался хороший темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента. На этом этапе дети определили настроение с помощью карточек и стихотворения.
При актуализации опорных знаний учащихся, на основе знаний, приобретенных на прошлых уроках был проведен графический диктант, игра «Не ошибись» , «Найди лишнее слово» , «Расположите дни недели в правильной последовательности», найти весенние месяцы.
На основном этапе при изучении новых знаний использовала разнообразные приемы обучения. Работа с картой, с глобусом, работа в парах, работа по учебнику, в рабочей тетради, презентация «Где живут белые медведи?».
Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
Для увеличения двигательной активности я применила физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретенных знаний.
Самостоятельность обучающихся в проведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса и учению.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв родителей
об уроке окружающего мира в 1а классе
по теме «Где живут белые медведи?»
учителя начальных классов
Магомедовой Рашия
Исмаиловны
На этапе изучения нового материала перед обучающимися были дважды поставлены проблемы, решить которые они должны были в течение урока. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами проектной деятельности: работая в парах, проводились опыты под руководством учителя для создания образовательного продукта. Продуктивной деятельности учащихся способствовали и такие методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками – заданиями). На уроке чередовались различные виды деятельности: умственные действия подкреплялись практическими.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. На данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что особенно важно в начальных классах для организации учебной деятельности учащихся (это создание ситуации успеха, создание проблемных ситуаций, яркие образные представления, достаточный наглядный материал, связь с жизнью, использование ИКТ). Где живут белые медведи, почему они белые, какой климат преобладает там , как они живут?
Для применения нового знания (первичного закрепления) применяла индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, проявляя интерес к изучаемому. На протяжении всего урока дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. У обучающихся в достаточной степени сформированы навыки контроля и самоконтроля. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой сменой деятельности. Запланированный объём урока выполнен.
На уроке имели место здоровьесберегающие технологии: были применены различные виды отдыха, дети имели возможность выполнять ряд заданий, не сидя на месте, а также использовалась веселая физминутка.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников и на стадии рефлексии показать своё эмоциональное восприятие нового материала.
Родители 1а класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.