Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Конспект открытого урока математики
в 3а классе по теме:
«Решение уравнений»
Подготовила и провела
Магомедова Рашия Исмаиловна
учитель начальных классов
Цели:
-повторить знания об уравнении;
- дать определение уравнению как равенству, содержащему переменную, значение которой нужно найти; отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий;
- развивать вычислительные навыки, математическую речь;
- воспитывать уважение к товарищам, развивать навык коллективной работы.
1. Орг. Момент.
Начинаем урок математики. Проверьте все ли у вас приготовлено для урока и порядок ли на партах. Помним: порядок в вещах – порядок в мыслях.
2. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика
- Откройте тетради, приготовьте их к работе. Запишите сегодняшнюю дату (3 февраля), «Классная работа».
- Начался новый месяц. Что о нём вы можете сказать?
( он 3-ий зимний месяц)
- Написание цифры 3 сегодня повторим.
- Волшебный карандаш напомнит, как правильно пишется цифра 3.
(СЛАЙД 2)
- Напишите число 3 до конца строки. Помним: каждая цифра имеет свою клетку.
3. Математический диктант
1. В каком из чисел 4 дес и 8 ед.
2. Чему равна сумма чисел 54 и 7.
3. Сколько центнеров в 240 кг.
4. Увеличь 6 на столькоже.
5. Сколько метров в600 см.
4. Путешествие:
1. Станция «Задачная»
В первый день щенок съел 14 косточек, а во второй неизвестно косточек. Всего он съел за день 23 косточки.
Молодцы! Помогите щенку вспомнить как зовут его друзей (дети разгадывают математические ребусы)
2. Станция «Строительная»
Помогите щенку узнать периметр клумбы для цветов возле его будки, если известно что длина ее равна 6 дм, а ширина 4 дм.
Хватит ли ему 3 метра декоративной проволоки, чтобы обтянуть клумбу.
Р=(6+6)+(4+4)=20дм =2 метра.
4. Актуализация.
- Сегодня наша главная задача – привести в порядок знания о равенствах определенного вида. Тему урока умышленно не называю, надеюсь услышать ее от вас, но позже. А пока – повторение изученного материала.
5. Повторение изученного.
1) Решение выражений изученного вида. (СЛАЙД №3) Самопроверка
2) Арифметический диктант. (Один ребёнок работает «на доске»).
- Запишите и вычислите: сумма чисел 46 и 14;
разность чисел 27 и 8;
произведение чисел14 и 6;
частное чисел 42 и 2. Взаимопрверка
- Какие арифметические действия знаем? (сложение, вычитание, умножение, деление)
1 группа-Разгадайте кроссворд:
по горизонтали
1. если к разности прибавить вычитаемое, то получим… (уменьшаемое)
2. если из уменьшаемого вычесть разность, получим… (вычитаемое)
3. название компонента, полученного при делении делимого на частое (делитель)
по вертикали:
4. при делении произведения на множитель получаем… (множитель)
5. если из суммы вычесть слагаемое, получится… (слагаемое)
6. название компонента, кот.получается при умножении частного на делитель? (делимое)
2 группа Все данные выражения разделить на 3 группы и дать каждой группе название (равенства, неравенства, выражения с переменной)
Проверка: 1 группа - (СЛАЙД 4)
2 группа - вывешивают на доску, комментируют.
5. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о равенствах данного вида (СЛАЙД 5)
- Как они называются?
- Это тема нашего урока. Но вот вопрос: уравнения мы решаем с первого класса. Как вы думаете, для чего в 3 классе возникла необходимость в такой теме урока? (должны обобщить знания, привести их в систему)
- Давайте определим задачи нашего урока. (Написаны на листах, по мере определения их, вывешиваю на доску.)
6. Физминутка.
7. Работа по теме урока.
- Начнем с того, что если мы употребляем в речи какое-то слово, то должны знать, что оно означает, следовательно необходимо:
1. Внимание!
-Обратимся к математическому словарю и вспомним, что значит решить уравнение?
-Какова структура уравнения?
-Давайте составим алгоритм решения уравнений
(Вспомнить компоненты действия данного уравнения.
Определить неизвестный компонент.
Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.
Применить правило и найти неизвестный компонент.
Для этого решим данное уравнение с пояснением. (уравнение со слайда решают с комментированием, по ходу решения – щелчок по мышке, открываются этапы)
3. Мы решили уравнение на сложение, есть и другие действия. С помощью записей 1 группы (вывешены на доске) составьте и запишите уравнения с другими действиями: 1-й ряд – вычитание, 2 ряд – умножение, 3-й ряд – деление.
4. – А сейчас я расскажу вам. Как можно использовать уравнение, для того, чтобы решить задачу. (СЛАЙД 6)
- Посмотрите на экран и составьте задачу по краткой записи. Решим её, используя схематический рисунок. (записывают решение)
- А теперь представьте, что неизвестное число я заменю переменной. (щелчок мышки). Что получилось? (уравнение). Решим его и узнаем ответ. Ответ изменился?
решение задачи №9 (21)
Костя выполнил 2 рисунка и решил составить к ним уравнения. Какие задачи к ним можно придумать?
(слайды № 9, 10 по щелчку)
Что положили на левую чашу весов? (гири - 2 кг и 15 кг)
Что положили на правую чашу весов? (Гирю 5 кг, арбуз)
Какова масса арбуза? (Какова масса арбуза?)
Что необходимо будет узнать в придуманной вами задаче? (Определить массу арбуза)
Какую задачу можно придумать?
Заслушиваются задачи, составленные учащимися. (Например: На одной чашке весов гиря массой 5 кг и арбуз, а на другой чашке весов гири 5 кг и 15 кг. Какова масса арбуза?)
Если вы решите данное уравнение, Х + 5= 15 + 2 то сможем узнать :
(массу арбуза)
Решите уравнение:
Дети записывают в тетрадях:
Х+5= 17
Х=17- 5
Х= 12
Ответ: 12 кг масса арбуза.
Задача №11
Прочитайте задачу. Повторите условие задачи.
-Что надо узнать в задаче? (Сколько часов экономит самолёт для пассажира).
-Что это значит? (На самолёте быстрее добраться от Москвы до Ставрополя.)
-Как можно по- другому сформулировать главный вопрос?
(На сколько меньше летит самолёт, чем идёт поезд?)
-Запишем задачу кратко
- Какие слова возьмём для краткой записи?
Поезд — 28ч.
Самолёт -?, в 14 раз б) на ? М
-Что значит — в 14 раз меньше?
Какое действие нужно выполнить? (Деление).
-Как узнать, на сколько часов в пути самолёт был меньше 7 (Вычитанием)
- Запишите решение задачи по действиям.
1) 28: 14=2 (ч) — летит самолёт
2) 28-2=26 (ч) - экономит самолёт для пассажира
8. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Какие равенства мы сегодня решали?
Дети: Уравнения.
Учитель: Что содержит уравнение?
Дети: Переменную.
Учитель: Что значит решить уравнение?
Дети: Найти все его корни.
(СЛАЙД №7), (СЛАЙД №8)
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об уроке математики в 3а классе
по теме «Решение уравнений»
учителя начальных классов
Магомедовой Рашия Исмаиловны
Цель посещения: знакомство с методикой проведения урока, использование ИКТ на уроке математики.
Цель урока: закрепить умение решать задачи, примеры; работать с геометрическим материалом; развивать мышление, внимание, память, продолжать пробуждать интерес к предмету – математике.
Урок, проведённый учителем начальных классов Рашией Исмаиловной прошёл на высоком методическом уровне. Данный урок относится к уроку закрепления изученного материала. Учитель создал в начале урока ситуацию успеха, определение настроения в оценочной таблице, был предложен план работы в инструкционной карте урока.
Методы обучения обеспечили:
мотивацию деятельности;
сотрудничество учителя и учащихся;
контроль и самоконтроль.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса посредством задания на логическое мышление «Логическая цепочка». Учителем подготовлены уровневые задания в соответствии с познавательными возможностями детей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя и друг с другом в процессе фронтальной и групповой работы. Программированный контроль (разноуровневые задания) дали возможность учителю проверить уровень усвоения материала каждым учеником. В урок были включены такие основные этапы, как: устный счет, блиц-опрос, творческая групповая работа, контролирующая самостоятельная работа, итог урока.
Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.
Рашия Исмаиловна использовала различные формы применения программного обеспечения. Здесь можно отметить игру в виде компьютерной презентации (MS PowerPoint) учебных модулей пособия «Занимательная математика».
Учитель умело организовала работу учащихся с компьютером, управляя их учебной деятельностью при работе в графическом редакторе, предварительно показав ребятам выполнение задания контролирующего теста.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, что обеспечило наглядное представление теоретических сведений о геометрическом материале, картинки движения объектов при решении задач на движение. Проведение уроков с использованием ИКТ является свойственным учителю, соответствует системе её работы.
На уроке закрепления полученных знаний были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме.
Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке (тест был выполнен с выставлением оценки программой), тем самым доказав достижение поставленных целей урока.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об уроке математики в 3а классе
по теме «Решение уравнений»
учителя начальных классов
Магомедовой Рашия Исмаиловны
Рашия Исмаиловна показала дидактически и методически грамотное занятие с высоким развивающим потенциалом. В начале урока учитель сообщила тему и цель урока, создала благоприятный психологический микроклимат, настрой на четкую и организованную работу. Для активации знаний учащихся (повторение видов уравнений и методов их решения) использовались принципы доступности, наглядности, научности.
Повторение материала выстроено логично, оптимально по содержанию, разнообразно по средствам, приемам, методам обучения, способам организации учебной деятельности.
В ходе урока учитель развивает логическое мышление, интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес, применяя элементы современных образовательных технологий: проблемного, поисково-исследовательского, личностно-ориентированного.
Учитель умело организовала работу учащихся с компьютером, управляя их учебной деятельностью при работе в графическом редакторе, предварительно показав ребятам выполнение задания контролирующего теста. Учитель умело направляет самостоятельную работу учащихся по закреплению умений решать простейшие уравнения, используя групповую форму работы, где сильный ученик помогает слабым. Урок продуман и хорошо спланирован. Во время урока речь учителя была понятной и доступной ученикам.
Хотелось, чтобы каждый урок проходил так хорошо, чтобы на каждом уроке глаза детей горели.
Родители учеников 3 «А» класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.