Конспект открытого урока по биологии. Тема "РАСЫ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО"
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по биологии. Тема "РАСЫ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО"

Оценка 4.8
docx
24.03.2020
Конспект открытого урока по биологии. Тема "РАСЫ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО"
8 класс.docx

 

Конспект открытого урока по биологии.

  МКОУ «Аладашская СОШ»

Шахпазовой Марины Ивановны                                                                                 8 класс 09.10.2018год

 

 

Урок 5 РАСЫ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО

Задачи:

Образовательная: дать понятие «раса»; ви­ды рас и их характеристики; механизмы образования рас.

Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблицы; доказы­вать несостоятельность расизма.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету.

Оборудование: таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира».

Ход урока

 I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают записи, выполненные в рабочей тетради на с. 4.

Учитель предлагает составить план ответов на вопросы: - Кого можно назвать предшественниками людей? Каковы осо­бенности строения их организма?

Ответ: Различные воззрения па вопрос. Дриопитеки - родона­чальники двух эволюционных линий - понгид и гоминид; потомки понгид и гоминид: австралопитеки, особенности их строения и образа жизни. Виды рода Человек: древнейшие люди; древние лю­ди; современные люди; особенности их строение и образа жизни.

Примерный рассказ по данному плану

Вопрос о происхождении человека привлекал к себе внимание с очень давних времен, вокруг него создавалось множество легенд.

В Древнем Египте верили, что первого человека вылепил на гончарном круге бог Хнум.

Подобная легенда была распространена и в Древней Греции, где считалось, что Зевс вылепил людей из глины, а богиня мудро­сти Афина вдохнула в них жизнь.

Поздним вариантом этой легенды является библейское сказа­ние о сотворении первого человека - Адама - из «красной Земли», то есть из глины. Далее в этом сказании говорится о том, что из ребра первого человека была создана первая женщина - Ева. Со­гласно библейскому догмату, от Адама и Евы пошел весь род чело­веческий.

Однако же первое знакомство с анатомией человеческого тела убеждало естествоиспытателей в сходстве строения человека и вы­сокоорганизованных позвоночных животных, особенно обезьян. Создатель первой научной классификации органического мира К. Линней, хотя и признавал «божественное» творение человека, вынужден был, написал: «О сколь схожа на нас зверь гнусный

обезьяна». Объективный анализ заставил Линнея поместить чело­века в группу приматов.

Первым естествоиспытателем, утверждавшим новое представ­ление об историческом развитии человека, был Ж. Б. Ламарк, предложивший гипотезу происхождения человека от обезьянопо­добных предков, перешедших от лазания по деревьям к хождению по земле. Согласно Ламарку, прямо хождение привело к выпрямле­нию тела и к изменению стопы. Групповой же образ жизни содей­ствовал развитию речи.

В 1871 году выходит в свет книга английского естествоиспыта­теля Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где автор указывает, что человек не плод отдельного акта творения, а результат исторического развития животного мира. Эту идею раз­вития в 1896 году немецкий философ Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Эволюция приматов происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространенная во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян - дриопитеков - дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам.

Потомки понгид - гориллы и шимпанзе - живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид - Че­ловек разумный.

Большое значение для выяснения филогенеза человека имеют останки обезьян, найденных в Южной Африке и известных под общим названием австралопитеков. Это были наземные двуногие существа, размером с шимпанзе, обитавшие на широких открытых пространствах, сходных с современными саваннами. Они питались растениями, употребляли и мясную пищу, так как охотились на животных-и, в частности, на павианов. Так, 80 % черепов павианов, найденных в пещерах вместе с остатками австралопитеков, несли на себе следы ударов, нанесенных камнями или длинными костями копытных животных.

Первая находка древнейшего человека была сделана в 1891 го­ду на острове Ява голландским врачом Е. Дюбуа. Мозг этого суще­ства составлял 900 см3 и в 1,5 раза превышал мозг любой обезьяны.

От древнейших людей произошли древние люди, или неандер­тальцы. Ростом неандерталец был несколько ниже современного человека, коренастый, с массивным скелетом. Объем головного мозга был равен 1400 см3, массивная нижняя челюсть была лишена

подбородочного выступа. В качестве укрытий неандертальцы ис­пользовали естественные пещеры, умели поддерживать огонь, из­готавливали каменные орудия, пригодные для нужд охоты. Охота на крупных зверей проводилась группами. Для защиты тела от хо­лода, дождя и ветра неандертальцы использовали шкуры животных.

Потомками неандертальцев являются первые современные лю­ди - кроманьонцы, костные остатки которых были найдены в 1868 году во Франции, около деревни Кро-Маньон. Кроманьонцы были несколько выше неандертальцев. Обезьяньи черты, которые еще были выражены в черепе неандертальца (надглазничный валик и др.), в черепе кроманьонца отсутствовали. Наличие характерного подбородочного выступа на нижней челюсти кроманьонцев свиде­тельствует о том, что они были способны к членораздельной речи.

Каменные орудия кроманьонцев отличались тщательностью обработки, кроме того, они научились широко использовать для своих изделий кость и рог. Кроманьонцы занимались охотой и рыбной ловлей; у них появляется изобразительное искусство.

2. Выпишите характерные особенности внешнего строения:

а) древнейших людей (существа среднего роста 160 см), тело мало чем отличается от тела современного человека. Череп имел многочисленные отличия: низкий лоб, массивная и тяжелая ниж­няя челюсть, почти не выделяющийся подбородочный выступ).

б) древних людей (имели куполообразный череп; надбровные валики выступали над глазами, подбородочный выступ развит не очень сильно. Рост достигал 1 м 70 см, древний человек имел креп­кое телосложение, обладал развитой мускулатурой, недюжинной физической силой);

в) современных людей (высокие, рослые люди (до 180 см). Об­ладали всеми признаками современного человека: высокий свод че­репа, развитый подбородочный выступ).

3. Какие особенности строения отличали неандертальцев от древнейших людей?

(Неандертальцы имели рост 170 см, а древнейшие люди -160 см; у неандертальцев объем головного мозга составлял 1400-1600 см', а у древнейшего человека - 900-1100 см3.)

III. Изучение нового материала.

1. Чтение учащимися текста на с. 16-17 учебника.

2. Б е с е д а по прочитанному.

Вопросы:

1) Что такое раса?

(Раса - это исторически сложившаяся группа людей, объеди­ненных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.)

(Запись в тетрадь.)

2) Сколько рас выделил К. Линней?

(Карл Линней выделил четыре расы: американскую, европей­скую, азиатскую и африканскую.)

3) Сколько и какие расы выделяют современные ученые?

(В настоящее время большинство ученых выделяют три боль­шие расы, несколько десятков малых. Большие расы: экватори­альная (австрало-негроидная); евразийская (европеоидная); азиат-ско-американская (монголоидная).)

(Запись в тетрадь.)

3. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика рас человека» по следующей форме:

 

 

 

 

и/и

Название расы

Где обитают представители

Какими чертами наделены пред­ставители

1

Экваториальная (австрало-негро­идная)

Некоторые тропические районы Старо­го Света

Темная кожа; волнистые во­лосы; широкий приплюсну­тый нос с большими ноздря­ми; толстые губы

2

Евразийская (европеоидная)

Европа,   часть Азии,    Север­ная    Африка, Америка

Светлая, иногда смуглая ко­жа. Прямые, иногда волни­стые волосы; длинный нос; тонкие губы; хорошо разви­тые волосы на лице (усы, бо­рода)

3

Азиатско-

американская

(монголоидная)

Америка, Цен­тральная      и Восточная Азия

Прямые, черные, жесткие во­лосы.  Усы и борода растут сла­бо; кожа смуглая; нос средней величины, выступает слабо, или нос длинный, сильно вы­ступающий; широкое лицо; выступающие скулы; узкая глазная щель; средние по тол­щине губы; закрытое кожистой складкой верхнее веко

 

Задание на дом: изучить текст «Расы человека» на с. 16-17; записать в словарик определения понятий «раса», «расизм».  Вы­полнить задания в рубриках, «Какие утверждения верны?» и «Вы­берите правильный ответ» на с. 18 учебника.


 

Конспект открытого урока по биологии

Конспект открытого урока по биологии

Объективный анализ заставил Линнея поместить чело­века в группу приматов

Объективный анализ заставил Линнея поместить чело­века в группу приматов

Каменные орудия кроманьонцев отличались тщательностью обработки, кроме того, они научились широко использовать для своих изделий кость и рог

Каменные орудия кроманьонцев отличались тщательностью обработки, кроме того, они научились широко использовать для своих изделий кость и рог

Название расы Где обитают представители

Название расы Где обитают представители
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020