МБОУ БИЛЬГАДИНСКАЯ ООШ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО
ИСТОРИИ
(7 КЛАСС)
«РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ: ПЕРЕМЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ».
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Абдуллаева С.А.
2020 год
Тема урока: «РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ: ПЕРЕМЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ».
Цель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой.
Задачи урока:
Образовательные:
· Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича.
· Проследить изменения в органах власти в России в XVII веке.
· Подвести учащихся к пониманию того, что в XVII веке в России складывается абсолютная монархия.
Развивающие:
Развивать познавательные умения (умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умения выделять главное, сравнивать обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи, умения оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитательные:
· Содействовать активизации интереса к российской истории.
· Развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности и ответственности за результат своей работы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать о политическом развитии государства при первых Романовых
осуществлять поиск социальной информации; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем.
Метапредметные:
выделять из текста информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);
развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах
Личностные
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Методы и формы обучения: работа в рабочих листах, работа с учебником, объяснительно-иллюстративный метод.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: учебник «История России», 7 классАрсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова (2 ч.), компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Войдя в класс, увидела ясные и светлые глаза. Начнем наш урок с цитаты из стихотворения «День» Анны Бондарчук – «Если за день ничему не научился – зря прожил день».И для того, чтобы убедиться в том, что день последнего нашего занятия прошел не зря, предлагаю вам вспомнить всё, что мы узнали на прошлом уроке, ответив на тестовые вопросы, заодно и проверим, как хорошо вы выучили термины дома. Время выполнения теста – 10 минут.
Тест:
1 вариант.
1. К экономическим последствиям Смуты относится:
1) налаживание экономического обмена между
Европой и Россией
2) организация внутренней торговли без таможенных пошлин
3) разорение многих районов страны
4) активизация сельского хозяйства, увеличение урожайности
2. К районам пушного промысла относились:
1) северные районы страны
2) земли Южного Поволжья
3) Псковские и Смоленские земли
4) территории вблизи побережья Азовского моря
3. Что из перечисленного относится к новым явлениям в развитии сельского хозяйства страны в XVII в.?
1) развитие пахотного земледелия
2) хозяйственная специализация отдельных районов страны
3) появление и распространение новой техники
4) активное применение наёмного труда
4. Как называется крупное земледельческое хозяйство, специализирующееся на выращивании каких либо сельскохозяйственных культур?
Ответ: _____________________
5.Какая позиция из перечисленных характеризует формирование всероссийского рынка в XVII в.?
1) возникновение всероссийских торговых ярмарок
2) ориентация торговли на вкусы Западной Европы
3) развитие натурального хозяйства
4) передача всех видов ярмарок в собственность государства
6. Через какой город Россия вела торговлю со странами Востока?
1) Новгород
2) Архангельск
3) Астрахань
4) Псков
7. В каком году был принят Новоторговый устав, ограничивший права иностранных купцов?
1) 1649 г.
2) 1653 г.
3) 1667 г.
4) 1682 г.
8. Предприниматель – это:____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В чём состояла денежная реформа, проведённая в России в 1654 г.?
1) введены в оборот медные деньги
2) введены в торговый оборот бумажные деньги
3) торговля велась исключительно за счёт иностранной валюты
4) введена копейка
10. Как называют увеличение цен в несколько раз, вызванное ввозом драгоценных металлов в Европу из Америки вследствие Великих географических открытий?
1) диктатура цен
2) бешеный рост цен
3) революция цен
4) восстание цен
2 вариант.
1. Как изменилось состояние государственной казны после Смуты?
1) казна пополнилась за счёт податей от
всех слоёв населения
2) казна пополнилась за счёт развития торговли
3) казна опустела после расходов на ополчения и ликвидацию последствий Смуты
4) казну полностью восполнили члены богатых семей страны
2. Важнейшие хозяйственные районы производства льна — это
1) Псковские и Смоленские земли
2) Прикаспийский район
3) северные земли, район Архангельска
4) Запорожская Сечь
3. Что из перечисленного относится к новым явлениям в развитии ремесла в XVII в.?
1) специализация ремесла в различных районах страны
2) возникновение гончарного искусства
3) создание семейных ремесленных мастерских
4) создание крупных фабрик и заводов по производству ремесленных изделий
4. Как называется предприятие, основанное на разделении труда и применении ручной ремесленной техники, возникновение которого в России относится к XVII в.?
Ответ: _____________________
5. Складывание всероссийского рынка в XVII в. означало:
1) сохранение экономической раздробленности различных районов страны
2) необходимость продавать на рынках страны одинаковую продукцию по одной цене
3) усиление хозяйственных связей между различными районами страны
4) ориентацию торговли исключительно на внешние рынки
6. Городом, через который в XVII в. велась морская торговля с другими странами, был город-порт:
1) Санкт-Петербург
2) Москва
3) Архангельск
4) Новгород
7. В каком году была проведена денежная реформа, в ходе которой были введены в обращение медные монеты?
1)1648
2)1654
3)1664
4)1667
8. Промышленник – это: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В чём состояла особенность Новоторгового устава в отношении права торговли иностранных купцов в России?
1) иностранным купцам разрешили беспошлинно торговать в России
2) иностранным купцам рекомендовали объединяться в гильдии для торговли в России
3) иностранные купцы должны были продавать свои товары оптом в пограничных городах России
4) иностранным купцам предоставили привилегии и льготы
10. Введение медных денег в 1654 г. привело к народным волнениям, которые особенно ярко проявились в восстании 1662 г. Какие меры приняло правительство в ответ на народный бунт 1662 г.?
1) медные деньги были изъяты из обращения
2) были введены бумажные деньги
3) правительство перешло к безналичному расчёту
4) всем участникам бунта были выплачены денежные компенсации серебряными рублями.
Ключ:
1 вариант:
1. 3
2. 1
3. 2
4. Плантация
5. 1
6. 3
7. 3
8. Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какой-либо хозяйственной деятельности.
9. 1
10. 3
2 вариант:
1. 3
2. 1
3. 1
4. Мануфактура
5. 3
6. 3
7. 2
8. Предприниматель – это лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какой-либо хозяйственной деятельности.
9. 3
10. 1
Учитель: Время для выполнения задания подошло к концу. Передаем выполненные работы с последних парт вперед.
III. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
· Ребята, какие сферы общественной жизни вы знаете из курса обществознания?
(Политическая, экономическая, социальная, духовная)
· А сегодня на уроке мы будем говорить о политической сфере. Что изучает политическая сфера?
(Политическое устройство страны, законы).
Это и есть тема нашего урока. Запишите в рабочий лист тему: «Политическое устройство России при первых Романовых».
· Что бы вы хотели узнать на уроке?
· (Личность первых царей династии Романовых;
· Как устроены органы центральной власти России в XVII веке;
· Что представляли собой законы)
ЗНАТЬ:……..
Проблемное задание на урок:«Какие аргументы можно привести для доказательства, что в XVII веке в России идет становление абсолютной монархии»
Все, что вы хотели бы узнать на уроке, отражено в плане.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Из курса истории вам уже известны две разновидности монархического правления: абсолютная монархия и сословно-представительная.
Фронтальный опрос
А) Абсолютная монархия
Б) Сословно-представительная монархия
В рабочем листе соотнесите понятие и определение.
Рассказ учителя.
В Российском государстве в конце XVI века была оформлена сословно-представительная монархия, власть царя была слабой, он вынужден был опираться на верхушку общества.
На Земском соборе 1613 года царем был избран Михаил Федорович. После его смерти, на престол взошел его сын, Алексей Михайлович, которого с детства готовили к царствованию. Он был человеком двойственных взглядов, с одной стороны был ярый, убежденный традиционалист, а с другой стороны питал живой интерес ко всему новому,
иноземному. На протяжении всей жизни балансировал между отеческой стариной (старыми традициями) и европейскими новшествами.
Выполнение задания в парах.
Давайте сгруппируем пристрастия царя. Соотнесите, что относится к традиционному укладу и новому, европейскому. В таблицу запишите только цифры.
1. Царь был очень набожным. 2. Привечал богомольцев. 3. Раздавал должности родственникам. 4. Приглашал иноземных врачей и мастеров. 5. Приказал печатать переводные европейские книги. 6. Царь вел размеренный образ жизни. 7. Носил традиционную одежду. 8. Впервые в России во время правления Алексея Михайловича появляется театр. 9. Жена и дочери царя с удовольствием посещали спектакли. 10. Оружие для армии закупал за границей.
Отеческая старина |
Европейские новшества |
1, 2, 3, 6, 7 |
4, 5, 8, 9, 10 |
Беседа.
Ребята, как вы думаете, всегда ли удавалось держать баланс? Или какие-то взгляды перевешивали? Чего больше было в характере царя, воспитанного в старых российских традициях?
(Традиционные взгляды)
(мозговой штурм)
Какие задачи стояли перед новой династией?
При помощи чего можно было укрепить свою власть?
УКРЕПЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ |
||||
Земские соборы |
Боярская дума |
Приказы |
Армия |
Законы |
(Поговорим об органах центральной власти. Во главе государства стоит царь. При царе действует земский собор, боярская дума, приказы
ФИЗПАУЗА
Перед тем, как мы приступим с вами к работе в группах, нам необходимо настроится на нее.
Мы сейчас с вами вместе совершим один ритуал, который совершают индейцы. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Это упражнение активизирует структуры мозга, повышает внимание.
«Задуй свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте однубольшую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Работа в группах
Группа 1Откройте учебник на странице 38-39, прочитайте «Земские соборы», заполните пропуски в таблице.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Земский собор |
Сословно-представительный орган |
|
Группа 2.
Прочитайте пункт «Боярская дума» (с.391), заполните пропуски в таблице.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Боярская дума |
Совещательные при царе |
|
Группа 3.
Прочитайте пункт «Приказы» на странице 40, заполните таблицу.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Приказы |
Совещательные при царе |
|
Выступления групп
Группа 1
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Земский собор |
Сословно-представительный орган
|
1. Увеличение количества представителей из низших сословий. Стали собираться реже. Утверждали уже подготовленные царем проекты. Царь руководит работой. В 1653 году прекратили функционировать. |
Проверьте, у кого совпало с эталоном? Поднимите руки. Остальные, исправьте сведения в таблице.
Беседа.
· О чем говорят такие изменения? Об ослаблении или усиление власти царя?
(Об усилении. Царь перестает нуждаться в помощи представителей сословий. Действует самостоятельно)
Представителю группы ОТМЕТКА
Группа 2
Интересно, а произошли ли изменения в работе Боярской думы? Давайте посмотрим. Прочитайте пункт «Боярская дума» (с.39), заполните пропуски в таблице и узнаем, какие изменения произошли в работе Боярской думы.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Боярская дума |
Совещательные при царе |
1. Увеличение численного состава и стала громоздкой. 2. Собираться стала реже. 3. Появляется «Ближняя» дума. |
Беседа.
· О чем говорят такие изменения? Об ослаблении или усиление власти царя?
(Эти изменения говорят об усилении власти царя. Роль Боярской думы уменьшается, а влияние «ближней» думы увеличивается).
Представителю группы ОТМЕТКА
Группа 3
Работа с таблицей.
Прочитайте пункт 4 «Приказы» на странице 40, заполните таблицу.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Приказы |
Совещательные при царе |
1. Более 100 2. Разные приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач 3. Создание приказа тайных дел |
Проверьте, у кого совпало с эталоном? Поднимите руки. Остальные, исправьте сведения в таблице.
· Какой новый приказ был самым значимым?
· Почему его считают самым важным?
· Какие особые функции были у него?
(Приказ Тайных дел. Который осуществлял контроль за деятельность всех органов власти. Подчинялся только царю)
· О чем это свидетельствует?
(Об усилении власти царя. Он держит под контролем деятельность всех органов.)
Представителю группы ОТМЕТКА
Вывод
Политическое управление осуществлял царь, опиравшийся на Боярскую думу, которая была реорганизована в «ближнюю» думу – орган управления, состоящий из доверенных лиц царя. Земские соборы уходят в прошлое. За деятельностью приказов и других органов власти следит Приказ тайных дел, подконтрольный царю)
Рассказ учителя.
Важной составляющей политической сферы являются законы. Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту их числа. Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый свод законов. Составление свода законов было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским, в разработке законов участвовал и царь Алексей. При составлении свода законов использовались и зарубежные законы. В 1649 году закон был принят на Земском соборе, получил название Соборное Уложение. Он состоял из 25 глав, 967 статей. Это был первый свод законов, отпечатанный типографским способом.
Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. Впервые было введено понятие «государственное преступление». Была установлена смертная казнь за измену и заговор против государя. Если кто обнажит меч перед царем, тому отрубают руку
Ребята, Соборное уложение – очень значимый свод законов.Он не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму Соборное уложение может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Он вызвал живейший интерес в других странах, был переведен на английский, немецкий, французский и другие языки. Действовало вплоть до 1832 года. К рассмотрению отдельных положений вы вернетесь на последующих уроках, когда будете изучать другие сферы общественной жизни, внешнюю политику.
Сделайте вывод.
(Законодательство делало все, чтобы защитить, укрепить и возвеличить царя и его власть)
V. Первичное закрепление.
Составление кластера«Политическое устройство государства в XVII в.»
ЦАРЬ, БОЯРСКАЯ ДУМА, ЗЕМСКИЙ СОБОР, ПРИКАЗЫ, ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ
Составителю кластера ОТМЕТКА
Проблемное задание на урок
«КАКИЕ АРГУМЕНТЫ МОЖНО ПРИВЕСТИ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ЧТО В XVII ВЕКЕ В РОССИИ ИДЕТ СТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ»
(Прекращает работу Земский собор, уменьшается роль Боярской думы, усиливается влияние «ближней» думы, создан приказ Тайных дел, Соборное уложение окончательно утвердило формирование абсолютной монархии)
· На кого теперь опирается царь?
(На чиновников из приказов. Их число растет. Теперь царь сам осуществляет контроль за деятельностью органов власти)
Вывод: Царь опирается на чиновников, руководит их работой и осуществляет контроль за их деятельностью
Мой вывод: Итак, ребята, если в XVI веке в России была сословно-представительная монархия, то при первых Романовых идет становление абсолютной монархии.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Изучить параграф 18, уметь рассказывать по схеме о политическом устройстве России при первых Романовых, знать термины и даты.
* по выбору (на дополнительную отметку)
Отметка 5
· Разработать тест, состоящий из 6 вопросов по изученной теме.
· Составить кроссворд.
Отметка 4
Сравнить государственный строй России XVI и XVII вв.;
Россия разделялась на уезды, возглавляемые воеводами, станы и волости.
VI. Подведение итогов занятия
VIII. Рефлексия.
Вопросы учителя:
1. Какая цель и какие задачи стояли перед вами в начале урока?
2. Смогли ли вы их достичь?
3. Какой материал был трудным, непонятным?
4. А что воспринималось легко?
5. Попробуйте дать оценку уроку.
6. Теперь команды должны выставить каждому члену команды оценку и прописать ее на «Лестнице успеха», а также подсчитать количество желтых квадратов, та команда, у которой больше всего желтых квадратов станет победителем урока.
VI. Подведение итогов учитель, опираясь на оценки выставленные командами, озвучивает итоговые отметки за урок.
VII. Домашнее задание параграф №18, работа с историческим источником на стр. 43, переписать в тетрадь новые слова на стр. 44 и запомнить
Вопросы:
2. Как изменилось положение Земских соборов при Алексее Михайловиче? С чем это было связано?
3. Почему наряду с Боярской думой возникает «ближняя», или «тайная», Дума? Кто в неё входил?
4. XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка? Как была устроена при Алексее Михайловиче приказная система?
5. Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение?
Думаем, сравниваем
2.Сравните биографии Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Что является общим в судьбе обоих монархов? С чем это связано?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.