Конспект открытого урока по истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей"

Оценка 4.6
docx
05.03.2020
Конспект открытого урока по истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей"
конспект урока.docx

УРОК ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

«В ГАВАНЯХ АФИНСКОГО ПОРТА ПИРЕЙ»

4

Тема урока

В гаванях афинского порта Пирей

Дата урока

11.02.2020г

учитель

Баранихина Галина Владимировна

Тип урок а

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока

-   Создать условия для формирования у учащихся представления о роли Афин в истории Древней Греции

Базовый учебник и образователь­ные ресурсы

-   Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

-  Презентация «Порт Пирей» /электронный ресурс/

 

План

1.  В военных гаванях.

2.   В торговой гавани.

3.   Тяжёлая участь рабов.

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление об афинском порте Пирей, о его особенностях в 5 в. до н.э.

Развивающие: развитие устной речи, аналитических способностей учащихся, развитие мышления, памяти, внимания, умения работать с текстом учебника, умение работать с исторической картой, умение находить нужную информацию в тексте, обобщать информацию, умение высказывать свое мнение и формулировать несложные выводы. Воспитательные: уважение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга, уважение к истории.

 

 

Планируемые

результаты

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи: формирование умений анализировать отбирать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности, самоконтроля своих знаний и умений; получения навыков работы в группах; развитие навыков творческого мышления.

 

Предметные: развитие умений работать с различными источниками информации, расширение лексического запаса.

Методы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, контроля

 

Формы

 деятельности обучающихся

 

тельной

деятельности

обучающихся

Индивидуальная, работа в группах, коллективная

 

 

 

Средства

обучения

Проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, текст исторического источника, маршрутная карта

Основные понятия урока

Порт, гавань, пошлина, верфь, гражданин, метеки, наварх

 

Ход урока

УЧИТЕЛЬ:   Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, подарите своему соседу хорошее настроение. Приступим к уроку

Слайд  Перед вами строки из поэмы древнегреческого поэта Эсхила:

 «Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских, храмы, гробницы предков: бой теперь за все»!...сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская»

1.О каком событии идет речь?          Саламинская битва

2.Когда состоялось это событие?        480 г. до н.э.

3.Кто победил в этой битве?                Афиняне

4.В чем причина победы?                   сильный флот

 

В 5 в. до н.э. афиняне имели самый сильный   флот в Элладе. Как вы думаете, имея такой большой флот, надо было иметь место для его укрытия?

2.Как называется место, где укрывается флот? ПОРТ

3.А что такое «порт». Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей. Каждый порт имеет гавань. Прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов(новые слова на слайде)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? В ГАВАНЯХ АФИНСКОГО ПОРТА ПИРЕЙ.

Наше задание на урок выяснить какую роль играл Пирей в жизни Афин?

Проверка Д/З.

Сегодня мы отправимся в  очередное путешествие в Грецию. Мы прибудем в греческий полис Аттика. Но путешественники всегда отправляются в путь с багажом, у нас багажом являются наши знания по пройденным темам.

Перед вами маршрутный  лист. Чтобы отправиться в путь  необходимо  проверить наши знания, выполним небольшое задание (5 мин)

 

  1. Исторический диктант: узнай слово!

1)      простой народ (демос);

2)       совет знати (ареопаг);

3)      9 правителей из числа знати (архонты);

4)      свободные афиняне (граждане);

5)      краткая и точная речь (лаконичная)

  1. Тест:  «Нашествие персидских войск на Элладу».

1. Сколько эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов:     

   а) 20;                б) 30;                 в) 40.

2. Афиняне построили триер:       а) 150;     б) 200;      в) 300.

3. В  480 году до н. э. он повёл свои войска на Элладу:

 а) Дарий I;                б) Ксеркс;        в) Мильтиад.                                               

  4. Кто был инициатором создания флота греков накануне персидского     вторжения:          

 а) Перикл;             б) Фемистокол;              в) Мильтиад.

5. Заполните пропуски:

Дата

Сражение

Результат 

1.    …………..

Марафонская битва

Победа греков

2. 480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

………………….

3. 480г. до н.э

………………

Победа греков

Ответы: 1 – 4 – все б;             5. 1 – 490г. до н.э.; 2 – победа персов;    3 – Саламинское сражение

взаимопроверка                                    

Отложите маршрутные листы

Вспомните, что  греки чаще всего путешествовали по морю. Что необходимо взять с собой, отправляясь в дальнее морское плавание?(компас, карту, воду, пищу, словарь, спасательный круг,телефон..)

Море –это стихия. Может случиться всякое. Какими качествами должен обладать экипаж корабля? Как он должен себя вести? (не паниковать, не ссориться, вместе действовать, сохранять спокойствие…) ГОТОВЫ, мы отправляемся в путь. Путешествовать мы будем  на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время.

ФИЗПАУЗА сядьте удобно, руки свободно свестье вдоль тела, закройте глаза. Мы перемещаемся в порт, с которого начнется наше знакомство с Афинами. Мы прибыли.  Открываем глаза.

Афинский порт называется Пирей и находиться в 5-6 км от Афин

Чтобы обезопасить свой порт афиняне окружили его толстыми стенами и построили еще две стены, которые соединили Афины с самим портом Пирей. Эти стены так и называются длинные стены.

В Пиреи стояли как военные, так и торговые корабли. Давайте посетим военную гавань. Мне кажется, что туда просто так не пойти. Нас уже встречают.  Кто бы это мог быть

 

 

 

 

 

ДИАЛОГ: (Приветствуем вас. Мы  туристы из России, хотим познакомиться с жизнью в ваших гаванях.

С.П.: Хайрес. Я член Совета пятисот. Наш орган  следит за порядком и работой в гаванях.

  В нашей гавани размещен мощный военный флот.  В их число входят вот такие БИРЕМЫ или вот такие ТРИЕРЫ. Они называются так потому, что у биремы два ряда весел, а у триеры целых три. Триеры очень подвижные и легкие. Вы помните,  как они помогли нам одержать победу во время Саламинского морского сражения. На такую триеру можно было поместить до сотни солдат и еще оставалось место для самих гребцов. На военную службу берем только афинских граждан, потому что чужеземцам не доверяем. По нашим законам все  богатые граждане должны за свой счет снарядить по боевому кораблю. Это у нас почетная обязанность. Слышите шум топоров. Там работает «корабельные черни» (презрительно),  ну бедные которые пришли сюда на заработки – гребцы, матросы, крутильщики канатов, рабочие на верфях. 

Мне пора, пройдите вон в ту гавань, там всех пускают. А сюда нельзя

 

Учитель: Кроме военных судов в Пирей находились и торговые суда,(давайте пройдем в торговую гавань) Торговые суда были вот такими пузатыми. Ведь у них должен быть большой трюм, что бы туда вошло как можно больше грузов. Посмотрим, чем же торговали Афины: что привозили, что вывозили (запись в маршрутном листе)

Среди торговцев ходил человек, который строго следил за тем, что вывозили из Афин (запрещалось вывозить плоды фигового дерева – инжир и железо, которое союзники могли продать только в Афины, чтобы другие не могли сделать из него оружие и напасть на Афины)

А вот с корабля сходят люди, которые приехали жить в Афины, это МЕТЕКИ.

Ребята, обратите внимание вот на этот корабль, на нем в Афины привезли рабов. Как попадали в рабство? (плен…крали детей..). Рабов  в Афинах было много, но все ли могли иметь рабов. Попробуем обратиться к документу и  выяснить как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов. Предположите, почему далеко не все афиняне могли позволить себе иметь раба????

 (работа с учебником)

 

 

 

ДОКУМЕНТ О РАБСТВЕ (работа в парах) Где применялся труд рабов?

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду. Вывод: законы Афин запрещали убивать рабов. Но в основном за ним не признавали прав человека. Не было семьи, имени только кличка.
А среди греков были рабы? (нет только чужеземцы).

 

Здесь же в порту Пирей, где приставали военные и торговые корабли, эти корабли и строили.. такие предприятия назывались ВЕРФИ.

Человек, который командовал кораблями и надзирал за их строительством назывался НАВАРХ - командующий флотом в древней Греции. Если вы вспомните, какую роль играл флот в Греции, то вы поймете, что наварх был очень влиятельным человеком. Именно на кораблях держалось могущество и благосостояние Афин, в который мы с вами отправимся  уже на следующем уроке.

Мне осталось только сказать, что в 85г. до н.э. порт Пирей был разрушен римским (сл.8) полководцем Суллой. Прошло много времени, прежде, чем Пирей достиг былого величия. Вначале Х1Х в. здесь проживало всего 50 человек, а вот таким порт выглядит в настоящее время.

(СЛАЙД) Сегодня порт Пирей построенный на месте древнего города. Современный Пирей, будучи основным портом Афин и самый крупный в Греции, является ведущим центром мореходства, промышленным и транспортным узлом страны. Один из важнейших портов Средиземноморья.

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно.

Итог:
- Как вы считаете, мы выполнили задачи нашего урока?

Какую роль играл порт?

-ЗАЩИТА Афин

-Развитие торговли

 

- Какие новые слова появились в нашем словаре?

поверните наш маршрутный лист, все  они записаны, их нужно запомнить

Давайте закрепим наши знания.

https://learningapps.org/6154050

https://learningapps.org/6145904

РЕФЛЕКСИЯ

Вы все любите олимпийские игры. Давайте почувствуем себя ее участником. У вас на столе у каждого лежат по три медали. Если вы чувствовали на уроке себя отлично поднимите золотую(желтую) медаль, если чувствовали хорошо- серебряную (серую), а если удовлетворительно, то бронзовую (оранжевую)

д\з п36, написать письмо другу из порта Пирей, поделиться впечатлениями

спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ _________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Проверка домашнего задания

1.Исторический диктант: узнай слово!

     А)  простой народ  - ___________________

Б) совет знати - ____________________

В) 9 правителей из числа знати - _________________________

                        Г) свободные афиняне - _______________________________

                       Д) краткая и точная речь - ________________________

2.Тест:  «Нашествие персидских войск на Элладу».

1. Сколько эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов:      

               а) 20;                б) 30;                 в) 40.

2. Афиняне построили триер:     

               а) 150;     б) 200;      в) 300.

3. В  480 году до н. э. он повёл свои войска на Элладу:

               а) Дарий I;                б) Ксеркс;        в) Мильтиад.                                               

  4. Кто был инициатором создания флота греков накануне персидского     вторжения:          

                  а) Перикл;             б) Фемистокол;              в) Мильтиад.

3. Заполните пропуски:

Дата

Сражение

Результат 

1.    …………..

Марафонская битва

Победа греков

2. 480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

………………….

3. 480г. до н.э

………………

Победа греков

 

Правильный ответ оценивается одним баллом)

(6 - 7 баллов   оценка  «3»                   8 – 10 баллов   - оценка  «4»

                                 11-12 баллов  - оценка  «5»)

                                                                                       ВАША ОЦЕНКА     «      ».                                      

 

??? ___________________________ --  орган, который следил за порядком и работой в гаванях.

Что ввозили в АФИНЫ?

Что вывозили из АФИН?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д\з §36; написать письмо другу из порта Пирей, поделиться впечатлениями

 

Порт -   ( гавань,  пристань) — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей.

Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров.

Совет пятисот -  орган, который следил за порядком и за всеми работами в военных гаванях

Право торговать и жить обязанность платить за то, что ты живешь - таких переселенцев называли Метеками.

 

Граждане – коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами

Вольноотпущенники –  рабы, которых отпустили на свободу

Верфь – место, где чинили и строили новые корабли

НАВАРХ – командующий флотом в Древней Греции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

ГДЕ ПРИМЕНЯЛСЯ ТРУД РАБОВ В ГРЕЦИИ ?

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду

Где применялся труд рабов?

 

 

ГДЕ ПРИМЕНЯЛСЯ ТРУД РАБОВ В ГРЕЦИИ ?

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду

Где применялся труд рабов?


 

Скачано с www.znanio.ru

УРОК ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА «В

УРОК ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА «В

Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны

Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны

Перикл; б) Фемистокол; в)

Перикл; б) Фемистокол; в)

ДИАЛОГ: (Приветствуем вас. Мы туристы из

ДИАЛОГ: (Приветствуем вас. Мы туристы из

ДОКУМЕНТ О РАБСТВЕ (работа в парах)

ДОКУМЕНТ О РАБСТВЕ (работа в парах)

Итог: - Как вы считаете, мы выполнили задачи нашего урока?

Итог: - Как вы считаете, мы выполнили задачи нашего урока?

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ _________________________________________

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ _________________________________________

Порт - ( гавань, пристань) — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей

Порт - ( гавань, пристань) — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей

ГДЕ ПРИМЕНЯЛСЯ ТРУД РАБОВ В ГРЕЦИИ ?

ГДЕ ПРИМЕНЯЛСЯ ТРУД РАБОВ В ГРЕЦИИ ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020