Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Конспект открытого урока по литературному чтению
в 1 классе
К. И. Чуковский «Телефон»
Подготовила и провела
Магомедова Рашия Исмаиловна
учитель начальных классов
Цели урока:
- познакомить с произведением К. Чуковского «Телефон».
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;
-формировать умение правильно общаться по телефону.
Оборудование: учебник, презентация, книги К. Чуковского, листы самооценки
Предметные результаты: учащийся в контакте со сверстниками читает текст по ролям, соблюдает соответствующие интонации, повторяет тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон», деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст;
учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
учащийся высказывает своё мнение о великой русской литературе при чтении произведения К.И. Чуковского.
1. Орг.момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Развитие речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика.
«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
Чистоговорка.
Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).
Паровоз без колёс! ( читает хорошо читающий ученик)
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл
Прямо по морю пошёл?
- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;
- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;
- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо;
- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;
- Прочитайте выразительно;
--Чтение по строчкам каждой группой, последнюю строчку прочитайте хором.
Оцените своё чтение смайликами.
С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока. Работа в группе.
Учитель: Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
Начинаем работу. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика. Слайд 1
Кто уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».
-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).
Учитель: Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).
-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека- К.И. Чуковский.
3. Изучение материала урока.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»? Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете). Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.
Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти». (несколько реплик детей из книги. Пусть родители тоже расскажут, что интересного вы говорили в раннем возрасте)
Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения. Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского.
В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик
капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Так появилась первая сказка «Крокодил».
Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам
И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.
Давайте попробуем их отгадать.
Загадки:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы).
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
А теперь отгадайте мою загадку:
Поверчу волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?
Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.
-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?
(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).
4. Работа по теме урока. Работа над стихотворением, слушание записи.
Учитель: Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.
Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.
-Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).
- Понравилось?
-Какой жанр этого произведения? (Сказка)
-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)
- Значит, это какая сказка? (Стихотворная)
- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)
- Какие ещё бывают сказки? (Народные)
- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?
5. Физминутка
6. Работа над стихотворением.
Учебник «Азбука», с.20.
Почему стихотворение называется «Телефон»?
Помните, кто участвует в разговоре?
Откройте учебник с.20
Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.
Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.
Объяснение слов ДЮЖИНА, ПУД, ДРЕБЕДЕНЬ, ГАЗЕЛИ
Словарная работа: Пуд – старинная мера веса=16 кг
галоши (калоши)- резиновая обувь
дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).
газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.
никого не слушали, перебивали друг друга.
Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)
А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора? (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)
Хотите прочитать эту сказку по ролям?
Найдите слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?
Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?
Можно сформулировать правила общения по телефону.
Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните по пустякам.
Звоните только по важным вопросам
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
Учитель: Почему сказка называется «Телефон»?
- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)
- Помогает автор?
- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
- Откуда звонил слон? (от верблюда)
- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.
- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)
- Какой слонёнок? (маленький)
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?(малыши любят сладкое).
- Что просил прислать крокодил?
- Почему он просил это со слезами в голосе? (очень хотел)
- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)
- Что они делали с калошами? (ели на ужин)
- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?
- О чём спрашивали газели?
- Почему автор назвал их глупыми?
- Когда позвонил Носорог? (ночью)
- С какой просьбой? (спасти бегемота)
- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)
- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы? (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)
- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).
- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)
Работа в паре. Чтение по ролям
Учитель: Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?
- В какой форме построен текст? (в форме диалога)
- Что такое диалог?
Диалог Автор-Слон
Учитель: На что будем обращать внимание при чтении по ролям?
Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог). Дети выходят к доске и читают диалоги по ролям.
Оцените чтение каждой группы. Кто читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?
7. Рефлексия.
- Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их решить?
- Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов, давали характеристику героям).
- Поделитесь, что вам особенно удалось?
- Как это пригодится вам в жизни?
- С каким настроением вы уходите с урока? (смайлики)
- Оцените свою работу на уроке и работу своей группы на уроке.
8. Обобщение.
Учитель: наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!
- Кому захотелось прочитать другое произведение автора? Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». Мы будем выполнять на следующем уроке задания в тетради по литературному чтению.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!
9. Итог урока.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об открытом уроке литературного чтения в 1 «А» классе
К.И. Чуковский «Телефон»
учителя начальных классов
Магомедовой Рашия Исмаиловны
Урок
начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, цель
которого – подготовить учащихся к работе на уроке.
На следующем этапе «Закрепление опорных знаний» было использовано несколько
видов деятельности, направленных на активизацию познавательной деятельности.
Вначале я использовала упражнение для повторения «Разгадай загадку»,
направленное на активизацию внимания, памяти, речи. Этот этап, хотя и был
непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока,
активизировать познавательную деятельность. Разгадав загадки и получив
иллюстрации с изображением угаданного животного, учащиеся смогли рассказать о
внешнем виде, повадках, среде обитания животных, что позволяет говорить о
межпредметных связях («Окружающий мир»). Дополнительной информацией было
сообщение учителя о газелях. Вопрос о звуках, издаваемых животными позволил
сделать переход к следующему этапу урока.
Тематическая физкультминутка «Зарядка в зоопарке» дала возможность обучающимся
отдохнуть перед сменой вида деятельности.
Следующий этап - «Постановка учебной задачи». Цель данного этапа – определить
объект дальнейшей работы. Для достижения поставленной цели я использовала
игровой метод – «Перепутанные буквы». Обучающиеся в игровой форме решили
поставленную задачу: назвали имя писателя, о произведении которого будет идти
речь на уроке.
Следующий этап урока «Усвоение новых знаний и способов действий» состоял из
нескольких подразделов:
1. Творчество К. И. Чуковского
2. Викторина по сказкам К.И.Чуковского
3. Беседа о телефоне.
4. Правила общения по телефону
5. Прослушивание стихотворения (видео)
6. Чтение текста (учебник, с. 96)
7. Работа с текстами стихотворения. Словарная работа
8. Выразительное чтение по ролям
Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы.
Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся,
положительная оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их
деятельности похвалой, одобрением.
Самостоятельная работа по проверки знаний творчества Чуковского
К.И. проводилась с проверкой по эталону ( презентация). Во время
проведения урока я использовала различные формы обучения: фронтальную,
индивидуальную. Я использовала на уроке следующие приемы: словесные,
наглядные, сравнение, анализ, сопоставление, выразительное и выборочное
чтение. Методы обучения: беседа, практический метод, элементы
проблемного обучения, самостоятельная работа. В ходе учебного процесса не
только шло обучение, но и воспитание, развитие детей.
В ходе урока применялись мной :компьютер, мультимедийный проектор,
учебник, карточки с заданием. В конце урока учащиеся самостоятельно
оценивали свою учебную деятельность в своих оценочных листах и
прокомментировали свой выбор. Учащиеся не бояться говорить, высказывать
своё мнение, придумывали вопросы по тексту, составлять характеристику
герою. Такая работа развивает речь, мышление, учит анализу.
Здесь использовался метод наглядности и метод словесного представления учебного
материала, т.е. учащиеся отвечали на вопросы слайдов, работали с текстами,
обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основная
форма работы – фронтальная. Так же на этом этапе была проведена самая сложная и
объемная работа, выполнение которой требовало от учащихся владения
определенными знаниями и умениями. Данная работа включала: отгадывание названий
произведений, изученных ранее, по отрывку, составление правил общения по
телефону, восприятие объяснений учителя по объяснению значений новых слов и
чтение текста по ролям.
Для наглядного ориентира выразительного чтения был показан видеофрагмент с
чтением текста в актерском исполнении, что позволило обучающимся в процессе
дальнейшего чтения по ролям правильно выбрать интонацию и тембр голоса.
Так как в тексте стихотворения автор использовал слова, незнакомые
первоклассникам, Рашия Исмаиловна продемонстрировала значение слов «пуд»,
«калоши», «дюжина». На уроках математики были изучены темы «Килограмм», «Число
12», что позволило с помощью межпредметных связей дать первоклассникам
представление о значении устаревших слов.
Для актуализации выбранной мной темы самообразования «Методика достижения
оптимального уровня чтения через систему тренировочных упражнений»
первоклассникам были предложены творческие задания. Обучающиеся показали
заинтересованность в работе с использованием приема ролевой игры. Сквозь весь
урок красной линией проходила тема животных, зоопарка.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке
снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний использовалась вторая физкультминутка
«Праздник в зоопарке».
В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в
соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов
обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались
проблемные вопросы и ситуации.
На
уроке использовались методы и приемы, способствующие установлению благожелательной
продуктивной обстановки в классе. Было организовано чередование учебной
нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного
оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в
соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука.
Подобранные учебные задания способствовали формированию творческих способностей
учащихся.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
через прямое требование;
связывая изученный материал с жизнью школьника;
с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства.
Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого
ребенка, мною был использован метод «Самооценка» - объективное оценивание
самого себя. Учащиеся должны были продолжить фразы: «Мне понравилось Я узнал,
что» Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю
оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и
успешность, сделать выводы о приобретенных знаниях. Рефлексия урока показала,
что большинство обучающихся получило положительное впечатление от урока, чему
свидетельствовали поднятые «солнышки».
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв родителей
об открытом уроке литературного чтения в 1 «А» классе
К.И. Чуковский «Телефон»
учителя начальных классов
Магомедовой Рашия Исмаиловны
Урок связан с предыдущей темой, на которых дети знакомились с творчеством К.И. Чуковского таблицу. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Для этого необходима мотивация. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока. В начале урока была проведена интересная речевая разминка, связанная с темой урока, что способствовало более
быстрому включению детей в урок, повышению интереса. Это помогло
мобилизовать внимание учащихся. Для активизации работы на уроке Рашия Исмаиловна использовала презентацию к уроку. Во время актуализации знаний
проводилось повторение, связанное с творчеством К.И.Чуковского.
Для эмоционального восприятия материала Рашия Исмаиловна использовала яркие иллюстрации по рассказу К.И. Чуковского «Телефон», просматривание диафильма, прослушивание рассказа в исполнении артиста.
Повторение изученного материала провела в форме игры.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Со стороны Рашии Исмаиловны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», рефлексия показала, что урок детям понравился. Учитель сумел мотивировать детей на продуктивную деятельность. Создавал условия для проявления самостоятельности учащихся.
Родители 1а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.