Конспект открытого урока математики по теме
"Доли".
Подготовила:Сапиева Л.В.
Тема: Доли
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
познакомить с понятием «доля», учиться читать и записывать доли.
Задачи урока:
научить практически получать долю числа; записывать, читать и сравнивать доли;
развивать наблюдательность, мышление, речь учащихся; расширять словарный запас;
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять доли и сравнивать их; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки, наглядность, макеты (торта, пирога), фрукты (яблоко, апельсин, мандарины), презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Создадим хорошее настроение.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
II. Актуализация знаний
Математический диктант
- Откройте тетради и запишите дату,
классная работа.
- Проверим вашу готовность. Начнем с математической разминки.
(Проверка знания таблицы умножения и деления)
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет – знак —.)
Произведение чисел 4 и 9 равно 48. (—)
Частное чисел 72 и 9 равно 8. (+)
Если 7 увеличить в 8 раза, получится 56. (+)
В числе 42 содержится 6 раз по 7. (+)
больше 10 в 2 раза. (—)
Если 5 разделить на 5, получится 25. (—)
8 умножить на 0 - получится 8. (—)
(Взаимопроверка.)
III. Работа над новым материалом.
(Создание проблемной ситуации)
Посмотрите, что я принесла сегодня на урок (учитель показывает апельсин)
-Что это? (апельсин) Какой он? (ответы детей)
-Из чего состоит апельсин? (из долек) Съедим по дольке.
Сюрпризный момент
Раздать мандарины. Разделите их на доли. Сколько долей получилось? (9) Угости 1/9 долей соседа.
- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.
- В математике такие равные части от целого называются доли.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?
- Вот и тема нашего сегодняшнего урока так называется (на доске) ДОЛИ.
Запишите тему нашего урока в тетрадь.
- Где в жизни вы встречали это слово?
- А теперь посмотрите, что у меня еще есть (учитель достает яблоко)
- А как нам поделить яблоко, ведь у него нет долек? (Разрежем его)
-Как нам его разрезать, чтоб никому не было обидно? (поровну)
- Верно, на равные части. (Учитель разрезает яблоко пополам)
- Сколько частей у нас получилось? (две)
- Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая яблока.
Математическим языком это записывается так -1\2 (на доске).
Запишите в тетрадь.
-Что обозначает здесь каждое из этих чисел?
1 – это целое, которое мы взяли, 2 – это количество долей.
Всем ли у нас достанется яблоко? (нет)
- А что я должна сделать? (еще разрезать)
Сколько частей(долей) у нас получилось? (4) - Как назвать математическим языком одну такую долю? (одна четвертая доля). -А запишем это так ¼ (на доске).
В математике доли называют ДРОБИ (на доске)
На доске дети видят следующую запись:
- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)
1 1
2 4
Верхняя часть дроби называется в математике ЧИСЛИТЕЛЬ (на доске открывается).
Нижняя часть называется ЗНАМЕНАТЕЛЬ (на доске).
- Что обозначает числитель? (какое число взяли)
-Что обозначает знаменатель? (на сколько частей разделили).
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:). Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта --------- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей).
- А число над чертой? (Мнения детей).
- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.
Вывод:
- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
IV. Работа по учебнику
— Прочитайте текст учебника.
— Что больше: одна вторая часть или одна четвертая? (Одна вторая.)
— Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть, одну четвертую часть.
(Задание 1 — коллективно, с комментированием, задание 2 -самостоятельно.)
-Подумайте и скажите, какая доля больше1/2 или ¼ (1/2).
Почему? (Чем больше частей, тем она меньше).
А теперь немножко отдохнем, встали.
V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа
Исследование.
- С каким событием у вас ассоциируется слово «торт»?
- Для кого он предназначен?
- Кто разрезает торт?
- На какие части надо разрезать торт, чтобы никого не обидеть? (на равные)
- Составим план в процессе работы.
а) Практическая работа в группах
На столе 1 группы – модель круглого пирога
На столе 2 группы – модель шоколадки
- Сложите модели пополам. Разверните и разрежьте.
- Сколько частей получилось? (2)
- Мы разделили пирог (шоколадку) пополам, т.е. на сколько равных частей? (на 2 равные части)
- Как они называются? (половинки)
- Можно сказать, что половинка пирога, шоколада – это одна вторая доля пирога, шоколада.
- Итак, мы получили две равные части или по-другому две доли.
- Давайте еще раз повторим, как мы получили две равные доли?
Итак, что такое доля? (Доля – это часть целого)
- О долях можно говорить в том случае, если целое разделено на равные части.
- Разрежем наши модели на 4 равные части. Как разрезали? Части равны? Возьмите одну часть (долю). Какую долю вы получили? (четвёртую)
Какую долю мы получили, если каждую четвертую долю разделим пополам (одна восьмая)
- Итак, как образуются доли?
- Доли можно записать и сравнить? Говорят, так: одна вторая, записывают – посередине черта (разделители), под чертой знаменатель – показывает, на сколько частей разделили пирог (шоколад), над чертой числитель – сколько таких частей взяли.
- Сравним доли. Какая самая большая? Какая самая маленькая? Поставим знак «больше» или «меньше».
- Какой сделаем вывод? (Чем больше равных частей надо получить, тем меньше доля по размеру)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
Самостоятельная работа
1.
2.
3. Закрась часть фигуры, соответствующую дроби.
- Помогла ли памятка справиться с самостоятельной работой?
- Кто сумел справиться без памятки?
VII. Подведение итогов урока.
(чему мы научились на уроке)
- Подведем итоги:
- Что такое доля?
- Как называется число, которое мы пишем под чертой? (знаменатель)
- Что показывает знаменатель?
- Как называется число, которое мы пишем над чертой? (числитель)
- Что показывает числитель?
- Закончите предложение:
Чем больше частей, тем доля… (меньше)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите
Я справился Я сомневаюсь Я не справился
- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?
- У кого ещё есть затруднения? В чём?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Достиг ли наш урок цели?
- Спасибо за урок. Вы молодцы.
Домашнее задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.