1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ребята тут,
Все работу ждут!
К нам пришли сегодня гости,
Повернитесь поскорей
Поприветствуйте гостей.
-Здравствуйте, здравствуйте, приветствует вас старательный, внимательный 2а класс.
- Ко мне ребята повернитесь, все тихонечко садитесь.
-К уроку все готовы? (Да)
-Можем начинать тогда.
-А какой у вас урок? (математика)
2.Минутка чистописания
- Сегодня мы будем работать не в тетради, а на Рабочих листах. Так как в них уже записаны дата и классная работа, начнём сразу с минутки чистописания. Напишем число 15. Каждую цифру пишем в отдельную клетку, посмотрите на образец. Запишите так же красиво число 15.
-Это двузначное или однозначное число? (двузначное)
-Сколько десятков и единиц в этом числе? ( 1 дес и 5 ед)
-Молодцы! А теперь давайте составим примеры, где ответом будет являться число 15. ( 10+5, 7+8, 9+6, 20-5, 18-3, 16-1).
-Замечательно, ребята!
-Все прекрасно справились с заданием, а теперь посмотрите, пожалуйста, на стол, что вы заметили необычного? ( на столе стоят чайные чашки и лежат угощения)
-Ребята, а вы знаете, как называются эти угощения? (высказывают свои предположения)
- Это бублики, другое название «баранки», «сушки».
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы ребята, мне скажете, на какую цифру похож бублик?
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, да не бублик.
- Правильно, бублик похож на цифру 0. Или на букву О.
-Ребята, а вот мы с вами говорим про число 15 и про бублики. А как же они между собой связаны? Кто из вас догадался? (размышляют)
- число 15 и бублики связаны между собой тем, что именно 15 января отмечается День бублика.
- Ребята, скажите, а у слова «бублик» может иметь только одно значение? Или несколько? Что или кого можно назвать ещё Бубликом? (размышляют)
- «Бублик» - многозначный термин. Бубликом может являться и кулинарное изделие, и фамилия человека, например, Бублик Аким Петрович (участник ВОВ, красноармеец), и запчасть для автомобиля, и конечно же клички животных или ваших любимых игрушек. Оказывается, в математике тоже есть БУБЛИК. Только называется она ТОРом. Догадайтесь, где такой бублик используется? (при изготовлении руля, спасательного круга, шины)
- Вот и я вас хочу познакомить с моим любимым Бубликом. Игрушкой из детства. Мой Бублик очень любит математику. Пусть он пока посидит здесь и понаблюдает за вами.
4.Математический диктант
А мы сейчас напишем с вами математический диктант и узнаем о числах много интересного.
· Уменьшите 14 на 9. Запишите число 5. Ребята, сложно поверить в то, что чай, с которым люди любят кушать бублики, появился 5 тысячелетий назад! А открыл этот напиток II император Китая Шэнь Нун, которого называли божественным лекарем. Однажды, когда он кипятил воду для снадобья, в котелок упали листья чайного дерева. Напиток очень понравился императору. И с тех пор в Китае выращивают много сортов чая. Существует много ритуалов по питью чая. Подумать только, мы с вами каждый день пьём чай, который 5 000 лет тому назад пил сам император Китая!
· А теперь увеличьте 9 на 8. О чём же говорит нам число 17? Оказывается, впервые чай в России отведали чайный напиток в 17 веке, когда боярский сын Василий Старков привёз нашему царю Михаилу Федоровичу в подарок от монгольского хана чай. С большой опаской пробовали москвичи диковинный напиток, а придворные лекари вынесли такое заключение: “Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и главоболений”.
· От 40 отнимите 22. До 18 века чай можно было купить только в Москве. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати. Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение “чайком побаловаться”.
· Уменьшите 78 на 60. И снова м у нас число 18! И снова 18 век! Отгадайте, что появилось в России в 18 веке.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
В 18 веке появился первый медный самовар.
· Запишите число, которое на 6 меньше, чем 80. Это число 74. После выпуска первого самовара прошло всего несколько лет и в России уже открылось 74 фабрики по выпуску самоваров. Самовары выпускали и для трактиров – огромные и для купцов – богатые и для простого люда – скромные. Поэтому самовары появились в каждом доме. На 74 фабриках появилось 150 видов или, как тогда говорили, фасонов самоваров: “шары”, “бочонки”, “рюмки”, “яйца” и прочее.
Правда, крестьяне заграничный чай пили редко, был он дорогой. Поэтому придумали свой – липовый, мятный, с чабрецом и другими травами. А на самоваре всегда висела гроздь любимых бубликов.
· Первое слагаемое 19, второе 6, чему равно сумма. Столько суток могут храниться баранки.
· Уменьшаемое 52, вычитаемое 7, чему равноа разность? 45 суток могут храниться сушки.
· На сколько 87 меньше 90? Столько суток могут храниться бублики. Вот чем отличаются похожие формой бараночные изделия.
3. Постановка целей и задач. Тема урока
-Ой, ребята, пока мы писали диктант, мой любимый Бублик пропал! Где же он? Да он же на экране. Он стал виртуальным персонажем. По-моему он хочет нам что-то сказать. Послушаем его.
- Привет, ребята! Сегодня я предлагаю вам вместе со мной выполнить интересные задания, узнать много нового и интересного! (да) Как вы думаете, а чем мы будем заниматься на уроке? Верно, мы сегодня будем продолжать учиться складывать и вычитать в столбик. Кому понравилось это делать? А зачем нам нужно уметь решать примеры столбиком? (чтобы уметь складывать и вычитать в будущем большие числа. Готовы выполнять различные задания со мной? (да). Тогда начнём. Не забывайте, что я буду оценивать вашу работу на уроке.
4.Первичное закрепление
Решение примеров столбиком. На доске и можно дать по одному примеру самостоятельно.
- А теперь решим задачу, в которой нам пригодится умение складывать и вычитать числа столбиком. Прочитаем текст задачи в Рабочем листе.
Мама повесила на самовар нитку с 23 сушками, а бубликами на 19 больше. Сколько всего баранок и сушек на самоваре?
В Рабочем листе начало краткой записи, дети записывают известное. И так далее.
Сушки - … шт.
Бублики … шт.
(Можно твою взять задачу «Купили 32 пряника, а бубликов на 25 штук больше. Сколько всего купили пряников и бубликов?)
- Молодцы, ребята! Бублик вас хвалит за правильное выполнение задания. Но мы не стоим на месте, а продолжаем работать дальше.
Физминутка
Интерактивный Бублик делает гимнастику с ребятами.
-Ну а теперь, давайте представим, что наш Бублик решил пойти в магазин, но у него было всего 100 рублей. В магазине такой большой выбор, что Бублик растерялся и не знает, что купить. Давайте поможем нашему пёсику купить необходимые товары для чаепития?
- В вашем рабочем листе есть список товаров с ценами и корзина для покупок. Выберите товар, который вы посоветовали бы купить нашему псу Бублику:
-Ребята, но не забывайте, что сумма покупок не должна превышать 100 рублей.
Проверка (на сайте корзина с этими товарами)
Список Корзина покупок
Самовар – 50 руб. 1. Самовар, чай,
Сахар – 10 руб. 2. Конфеты, сахар, баранки, сушки.
Чай – 30 руб. 3. И так далее
Мёд– 20 руб.
Конфеты– 35 руб.
Сахар– 25 руб.
Баранки – 10 руб.
Бублики – 15 руб.
Сушки– 30 руб.
- Опять мы молодцы! Отлично справились с заданием. НУ а теперь, Бублик предлагает вам немного отдохнуть.
- А сейчас ещё одна задача про бублики - логическая.
Как разделить 5 бубликов так, чтобы каждый получил по бублику и один бублик остался в корзине?
-Какие вы догадливые, ребята! А следующую задачу Бублик вас просит выполнить самостоятельно.
- А сейчас Бублик предлагает вам разгадать ребус, но не простой, а волшебный.
- За каждым примером зашифрована буква, решив верно все примеры у вас откроются все буквы и вы сможете собрать из них волшебное слово
(Дать шесть примеров на повторение, можно на порядок действий. Или 56 – 8, 43 + 7 в строчку!)
- Правильно, получилось слово «бублик». Это ваше сегодняшнее угощение. А сейчас подведём итоги.
5. Подведение итогов, рефлексия
- Урок подошёл к концу. Поговорим о вашем настроении.
- С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
- Что нового сегодня узнали? Может быть даже, чему-то удивились.
- У кого были трудности, и вы их сегодня преодолели?
- В начале урока вы ставили себе цели. Каких целей вы достигли? Каких целей ещё хочется добиться? А зачем?
- Кто получил сегодня кусочек счастья? А от чего? Даже пословицы есть про счастье от учёбы. Послушайте их.
Счастье немногим служит, оно тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
Для человека - счастье, если он может добиться того, чего хочет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.