Конспект открытого урока по музыке на тему: "Первое путешествие в музыкальный театр.Опера."(5 класс)

  • docx
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала pervoe_puteshestvie_v_muz._teatr_otkryt._urok_5kl.docx

Конспект урока музыки.

Класс 5. 2 четверть.

Тема урока №3: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитание интереса, любви к искусству.

 • Воспитание эмоциональной отзывчивости.

 • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

 • Создание ситуации успеха для каждого ученика.

 Образовательные:

Познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".

Развивающие:

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.

 • Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

Планируемые результаты:

Предметные: – научатся понимать основные особенности оперы, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

Метапредметные: регулятивные - составлять план и последовательность действий; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные – ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные: – формирование уважительного отношения к истории и культуре, осознание своей этнической принадлежности.

 Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор , компьютер, доска . Баян.

Программное обеспечение:  Презентация. « Билеты». « Либретто».

Музыкальный репертуар:

Фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова

Фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского;

Методы обучения:

Метод моделирования художественно-творческого процесса;

Метод ретроспективы (повторение знаний);

Метод проблемной ситуации;

Метод размышления и обобщения музыки.

 

Ход урока.

1.                 Организационный момент. ( 2 мин.)

2.                 Вступительное слово учителя. (3 мин)

Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1.Сон и отдых позабыты,  пишет песню …         (  композитор)

2.Композитор и поэт- это творческий…        ( дуэт)

3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает?        (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется…      (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!

 6.  К пульту дирижёр выходит,  открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим,  зазвучала…      (увертюра)                   

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня, ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно? ( декорации)

1 слайд: Ребята, на экране вы видите  слова-отгадки (перечислить после того, как разгадали). Подберите общее слово, объединяющее все эти слова.                (Театр)

2 слайд: Я думаю, вы догадались, что речь  сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?

Совместное целеполагание

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.

3. Актуализация знаний. (3 мин)

 Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)

Что такое опера? Что такое балет? 

Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

3-7 слайды: Сейчас на экране вы видите театры России. Это…(Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт – Петербурге, Самарский театр оперы и балета, Пензенский областной драматический театр имени А.В.Луначарского, Пензенская государственная филармония)

Сегодня мы отправимся  в оперу.

Сообщения учащихся

А историю создания жанра расскажет искусствовед.

Опера-это слово имеет итальянское происхождение  и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельконто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

   Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую!» - писал один из критиков – люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией.

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.

Так какие же виды искусства объединяет опера?

(опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку, литературу, изобразительное искусство, танец)

 Итак, я приглашаю вас в театр.

Каждый из вас знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты, билеты необычные, с вопросами на тему  «театр». Ответив на данные вопросы, можно смело отправляться в оперу.

                                           Работа с билетами.

8 слайд: Проверка выполненного задания.

 ( Читает ученик 1-го и ученик 2-го вариантов, остальные уч-ся проверяют правильность своих ответов)

Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в музыкальный театр. Всем можно смело открывать двери в мир музыки.

4. Изучение, объяснение нового материала. (20 мин)

9 слайд: Итак, мы в театре. В фойе можно  купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

 Все приобрели такую книжечку -либретто?      

Пройдя в зрительный зал, можно сесть в удобное бархатное кресло и открыть нашу книжечку с кратким изложением сюжета оперы «Садко» Именно с этой оперой мы  встретимся сегодня ещё раз. Кто из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко?» ( Н. А. Римский-Корсаков)   

10 слайд: Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных фортепианных произведений, романсов, трёх симфоний и т.д. Любимый жанр – опера. (15)

 Итак, перед вами лежит книжечка с кратким содержанием сюжета оперы

«Садко», которая написана на основе одноимённой былины  (Как называется такая книжечка?   -  либретто)

Чтение краткого содержания оперы «Садко»    

Сюжет оперы  основан на  былине о вдохновенном русском народном певце-гусляре Садко.

 События разворачиваются следующим образом. 

11 слайд: 1картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

12 слайд: 2 картина «Берег Ильмень-озера: на берегу бел-горюч камень. Светлая летняя ночь. Садко сидит на камне. В руках у него гусли»

Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои гусельки яровчаты». Он поет о своих мечтах. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского.  Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.

13 слайд: 3картина.  Всю ночь поджидает Садко молодая жена Любава Буслаевна. Не дают ей покоя горькие мысли: верно, разлюбил ее Садко. Входит Садко. Он рассказывает Любаве, что задумал идти на берег Ильмень-озера и побиться «об велик заклад; заложить свою буйну голову»: есть в озере рыба — золото перо. Любава пытается остановить мужа, но Садко не слушает ее уговоров и уходит искать свое счастье.

14 слайд: 4 картина. Дальше действие происходит на пристани. Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень - озера рыбу золото перо и выходит победителем из спора  . Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский, индийский и веденецкий  — каждый по очереди поют о своей стране». В мнении народа Веденец (Венеция) побеждает. Снарядив корабли, Садко отправляется в далёкое плавание.

15 слайд: 5 картина Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Выпадает жребий Садко путь держать на дно морское.

16 слайд: 6 картина Садко опускается в терем морского царя, грозно встречает его царь. Морская царевна просит его не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется Видение - Старчище могуч богатырь в облике калики перехожего. Он прекращает пляску и повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуть в родной Новгород и служить родной земле песням.

17 слайд: 7 картина - прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Прощаясь с Садко, она пропоёт ему колыбельную песню. Морская царевна почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы.

Итак, звенит третий звонок. Все зрители уселись поудобнее. Занавес пока закрыт. Звучит увертюра. Предлагаю показать движение моря и потихонечку встаём (сидя покачивание из стороны в сторону – поднимаем руки и делаем покачивание вместе с туловищем – встаем и движение продолжаем – море успокоилось, руки опустили и остановились. Присели на свои места.)

- Что рисует музыка? ( образ моря, величавую  и полную жизни морскую стихию)

- Каковы особенности развития музыки? (повтор)

- Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то взволнованным и грозным)

Образ моря, который проходит через всё произведение, звучит как своего рода былинный зачин.

Сегодня, ребята, мы остановимся на сцене Новгородского торга, когда   Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский, индийский  и веденецкий,  каждый по очереди, поют о своей стране.       

Слушание песен гостей:

1. «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»

Услышав песню Варяжского гостя, новгородский люд единой грудью выдохнул испуганное: «Ой!»

- Как выдумаете, почему?

Характер? (угрюмость, суровость, решимость защищать свой край - Скандинавию)

- Какие средства художественной выразительности музыки раскрывают образ северной страны, Скандинавии?

Слушание 2.«Не счесть алмазов в каменных пещерах»

Стоило смолкнуть Индийскому гостю, как запричитали новгородцы: «Ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой!» Почему?

- Характер музыки? Образ? (чарующий, завораживающий мир далёкой Индии)

Слушание 3.«Город прекрасный, город счастливый» Гость из Италии успокоил новгородцев. С радостью они призывают Садко «А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми».

- Почему новгородцы посоветовали Садко держать путь в Италию?

- Характер музыки? Образ?

- Почему портрет каждого гостя «нарисован» композитором на фоне моря?

Вывод: музыка воплощает «в яви» мечты Садко побывать в разных странах, В них оживают образы угрюмого варяжского моря, полуденных вод у берегов сказочной Индии, синих вод Адриатики, омывающих Венецию.

Садко мечтает побывать в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

5. Вокально-хоровая работа. (10 мин)

А сейчас мы устроим себе небольшой антракт и выйдем из зала в холл

театра, чтобы немного передохнуть.

- Продолжим наше сказочное музыкальное путешествие. Предлагаю исполнить песню «Сказки гуляют по свету».

Прежде чем перейти к песне, давайте настроимся и приведем в порядок наш голосовой аппарат. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.

      1. Ладошки

      2. Распевка Ми-мэ-ма-мо-му.

      3. Распевание на дикцию: «Мы перебегали берега»

Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»

- К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках. А сейчас подведём итоги.

6. Обобщение материала. (3 мин) Игра – лови вопрос.

Предлагаю поиграть в игру «лови вопрос», тем самым вспомним, что нового узнали на уроке. Я кидаю мяч и задаю вопрос, тот, кто поймал, на него отвечает, и затем кидает мяч с вопросом следующему.

1.                 С каким муз. театральным жанром мы встретились? (опера)

2.                 Музыку какой оперы слушали сегодня? Композитор?

3.                 Какое литературное произведение в основе оперы? (былина)

4.                 Что такое «либретто»?

5. Какие виды искусства объединяют опера? (музыка, литература, изобразительное искусство, хореография)

– Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.

Вывод: музыка и литература неразрывно связаны. Не будь литературного произведения, в данном случае былины «Садко», не было бы и замечательной оперы и наоборот…

Итак, мы подвели итог нашего урока.

7. Домашнее задание. (2 мин.) изучить либретто оперы «Садко», которое я дарю вам на память об уроке.

18 слайд: 8. Рефлексия деятельности. (2 мин)

- Наш урок подошел к концу. Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. По желанию выбрать себе фразу и закончить её самостоятельно.

Сегодня я узнал(а)…______________

Было интересно…______________

19 слайд: Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета– мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; фиолетового  цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.