Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 8 класса по теме «Потребности человека»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 8 класса по теме «Потребности человека»

Оценка 4.6
docx
28.07.2021
Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 8 класса по теме «Потребности человека»
8 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкадарская  Средняя общеобразовательная школа  имени Г.А.Гасанова»

Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,

тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru

 

Конспект открытого урока по обществознанию

для учащихся 8 класса по теме

«Потребности человека»

Разработала урок

учитель обществознания

Ахмедова Милана Магомедзагидовна

 

Цели: 

1.     Познакомить учащихся с классификацией потребностей,

способствовать усвоению учащимися  основных понятий темы.

      2. Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ,

          анализировать ситуации,  создавать  высказывания в устном виде, работать

          с текстом, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках

          обществознания,

3. Способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности, стимулировать развитие познавательного интереса.

 

Оборудование:

1.   Учебник.

2.   ПК, проектор.

3.   Презентация к уроку, песня Булата Окуджава «Грузинская песня» для обсуждение социальных потребностей по заданным вопросам опираясь на поэтические строки, фрагмент  сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» – для обсуждения престижных потребностей.

Основные понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.        

 

Предполагаемый результат:

1.     Знание учащимися классификации потребностей.

2.     Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.

3.     Умение работать в группе, с документами.

4.     Умение выделять главную мысль и делать выводы по изучаемому социальному явлению.

5.     Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! Новый день в разгаре! Мы с вами спокойны, добры и приветливы! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, что сегодня  нам будет приятно работать на уроке.

Прослушав стихотворение Татьяны Авериной «Человеческие потребности», сформулируйте тему урока.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб сытно и тепло было в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет.

Еда лишь в перспективе!

Допустим сыт ты и сидишь в тепле        !

Но всё равно чего – то не хватает..

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Сидишь здоровый, сытый, но опять

Свербит в мозгу…

И хочешь ты влюбиться,

Чтобы любви все тонкости познать.

А может даже плюнуть и жениться!

Женатый, в безопасности, согрет.

О, господи! Чего ещё вам надо?

Чтоб о тебе узнал весь белый свет

И получить за что – нибудь награду!

А здесь заминка – чем хвалиться вам?

Что ты женат, в покое и достатке?

Приходится работу дать мозгам,

В почёте знанья и уменья хватких!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить  знанья?

Как трудно человеку совмещать

 Потребности, способности и желанья!

 

Ученики формулируют тему урока        и записывают в тетрадь. (Потребности человека)

Учитель. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель. Одним  из компонентов понятия человек  является то, что человек имеет свои желания, стремления, хотения, то есть потребности. 

  Наша жизнь -  это многогранный процесс бесконечного познания в понимании потребностей человека. Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях человека стал рассматриваться в философии, социологии, экономики, психологии в первой четверти XX века. В настоящее время существует  много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых , начиная  с философов древности, состоит только в том что, почти все они признают потребность  как основную побудительную силу человеческой деятельности. И сегодня мы действительно поговорим о потребностях человека, познакомимся с классификацией потребностей и рассмотрим  проблемный вопрос -  Могут ли влиять разнообразные виды потребностей на  формирование личности?

 

2.Введение нового материала


- Ребята, перед вами лежат чистые листочки, составьте список своих потребностей за прошедшую неделю. Запишите все, что вы хотели, чего вам не хватало, в чем испытывали нужду.

 - Что же такое потребность?

Ответы учащихся.

Надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения.

Работа с учебником.

Учитель. Откройте учебник на странице 45 и найдите определение потребности.

Запись в тетрадь.

 Потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Ребята, а теперь давайте выясним как появляются и проявляются потребности.

Работа с текстом учебника стр.45 – 46., строим цепочку в тетради (один ученик работает у доски).

Ученик. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, наступает ощущение неудовлетворенности. Чтобы снять данное ощущение необходимо предпринять определенные действия, чтобы удовлетворить потребности.

 Смоделируйте  ситуацию  - как появляется и проявляется потребность в еде.

- Хочу есть, болит желудок, голова, устал, добываю пищу, ем.

- Используя список своих потребностей, расскажите нам, какие бывают потребности и как их можно удовлетворить (ответы учащихся).

- Ребята, мы видим, что потребностей у каждого человека достаточно много и они довольно разные.

             Мы с вами попробуем систематизировать все виды потребностей. Для этого мы будем использовать классификацию потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, который первым создал иерархическую теорию потребностей. Сразу заметим, что в этой иерархии потребности располагаются в восходящем порядке, от низших, биологических, к высшим – духовным  (Слайд. Пирамида потребностей А.Маслоу).

             Итак, исходя из пирамиды потребностей человека, мы видим, что два вида потребностей низшего порядка являются первичными, врожденными.

             Физиологические потребности – это потребности человека в пище, дыхании, жилище, движениях, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода, дождя и так далее) (запись в тетрадь).

Ребята, в ЕГЭ много вопросов, посвящены физиологическим потребностям человека, решите тест, по данной теме.

Тест.№1. И человеку и животному свойственны потребности в

 1)социальной активности

2)целенаправленной деятельности

3)заботе о потомстве

4)изменение среды обитания

 №2. К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

1)самореализации
2)самосохранении
3)самопознании
4)самообразовании

3. Есть ли основания утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Рассмотрите, с помощью чего и каким способом человек их удовлетворяет.
(Человек не будет  есть зубами  сырое мясо, он пользуется ножом и вилкой, он не будет пить из лужи, потребность в тепле по погоде, чтобы было комфортно, нужно не только добывать информацию о потребностях организма в определенных веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила).

 На второй платформе находятся потребности в безопасности. они выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от стихийных бедствий. Сюда же можно отнести физическую безопасность – потребность в хорошем здоровье, безопасность на улицах, отсутствие войн и конфликтов.

Также сюда относится и экономическая безопасность – потребность в работе, желание иметь постоянный заработок (запись в тетрадь).

 Тест№2. Найдите в приведенном ниже списке меры, гарантирующие определенную безопасность для индивида, и запишите цифры под которыми  они указаны.
1.страхование от несчастных случаев

2.создание комфортных условий в школе

3.посещение кинотеатра

4.выполнять правила эксплуатации приборов

5.знать правила уличного движения

6.увлекаться редкими видами растений
Вопрос? Какую роль, играют потребности в безопасности для человека?
(ответы учащихся)

             Остальные виды потребностей относятся к вторичным, приобретенным.

  Третью платформу занимают социальные потребности. Давайте вместе с вами заглянем на поэтическую страничку Булата Окуджавы. От каких социальных потребностей герой авторских строк получал удовлетворение?

 Звучит песня Булата Окуджава «Грузинская песня».
Ответы: (проявление заботы, дружбы, привязанность, любви, социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим)

Какую роль, играют социальные потребности для человека?

(работа с текстом учебника)

             Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы желаем дружить, любить, общаться, заботиться о других людях, помогать близким. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим (запись в тетрадь).

Физкультминутка.

 Цель: сменить вид деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни. Отвечают на вопросы «да» или  «нет». Да» -  стоят, «нет» - сидят.

1.Человек – биологический вид  (да).

2.Талант есть и у животных (нет).

3.Личность контролирует поведение (да).      

4.Социальная среда не влияет на формирование личности (нет).

5. Петя хороший товарищ, заботливый друг – это характеризует Петю как индивида (нет).

6.Потребности мотивируют деятельность человека (да)?

 

А сейчас вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (фрагмент  сказки, когда она говорит о своих желаниях)

            Старик жил со своею старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая могла выполнять любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом – избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом – царицей. И наконец – владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.

- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи?

- Перечислите, какие потребности не возникли.

- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?

Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на себя внимание, желание получить более высокий статус, престиж, признание. Данные потребности называют еще эгоистическими, они ориентированы на самого себя (запись в тетрадь).

  Духовные потребности – это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и очень важны для человека.Духовная потребность – высший уровень в иерархии потребностей, это, по существу, есть потребность индивида стать личностью.

- Возвращаемся к списку ваших потребностей. Напротив каждой потребности обозначьте ее вид.

- Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют?

Вопрос. Как потребности влияют на формирование личности?

-  Мы можем говорить о том, что низшие потребности присущи всем людям в равной степени, а вот высшие –  в неодинаковой.

             Побудительной силой обладают именно неудовлетворенные потребности. Пока человек голоден, он будет предпринимать попытки удовлетворить данную потребность.

             Высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, чем низшие.

             Отрицательно сказывается на формирование личности подавление потребностей любого уровня.

             Таким образом, чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

 

3. Закрепление нового материала.

Приведите в соответствие

Вид потребностей        Проявление

1.Физиологические        А) участие в каких-либо организациях

2.Престижные        б) создание литературных произведений

3.Духовные        в) защита от холода или жары

4.Социальные        г) карьерный рост

Определи потребности.

1.Вот уже стоит Егорка

У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятёрка

У Егорки в дневнике.

(потребность в образовании, социальная)

2. «Я лежу, болею

   Сам себя жалею».

(потребность в медицине, биологическая)

3.Ест на завтрак яйца в смятку.

Пять картофельных котлет.

Два стакана простокваши

Каша тоже не во вред.

(потребность в пище, биологическая)

4.«В коридоре, в классе ли

Всюду стены красили,

Тёрли краску, тёрли мел
Каждый делал, что умел».

(потребность в труде, социальная)

 

Тест.        

 Тема : « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей                                     Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

 

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.      

 

A. Потребность человека жить в коллективе,                                          в общении дружбе, любви, уважении и  взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

 

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

Примеры

1) биологические

2) социальные

3) духовные

4) ложные 

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

 

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

 

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

4. Домашнее задание § 6, стр. 50-51, вопросы и задания 


5. Итог урока.

 Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.

Урок окончен. До свидания.

 

 

Директор МКОУ «Алкадарская СОШ» ____________Гамидов Г. Р.

 

Зам.директора по УВР ____________ Абукарова Н. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкадарская  Средняя общеобразовательная школа  имени Г.А.Гасанова»

Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,

тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя обществознания

Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны

по теме: «Потребности человека»

8 класс

 

Урок обществознания «Потребности человека» относиться к разделу «Общество и человек».  При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались здоровье, обученность, обучаемость, реальные учебные возможности детей. Информация о классе, которую удалось собрать, стала отправной точкой при осуществлении замысла. Осуществляя психолого-педагогическую характеристику класса, хотелось бы отметить.

При подготовке были учтены  умения учащихся самоанализа своей деятельности, анализа материала, формулирования обобщающих выводов.

Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. В классе идет активный процесс самоутверждения, и поэтому была особенно важна атмосфера всеобщей заинтересованности и сотрудничества.

Тип урока – комбинированный с различными формами работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах, в группах, работа с иллюстрациями, изложение учителем ключевых понятий.

Основные понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.

   Основной используемый подход к реализации цели -  системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом возможностей и социальных условий.

  На уроке применялись различные  методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. 

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. 

Перед уроком кабинет был проветрен. В классе чисто, он рационально освещен, отсутствуют монотонные неприятные звуковые раздражители, применение технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.   Урок состоит из 7 этапов, логически связанных между собой.

1.     Организационный. На этом этапе создается благоприятный климат в классе. Обращается внимание на готовность учащихся к уроку, на их внешний вид, осанку, их местоположение в классе.

2.     Проверка домашнего задания. Для этого этапа были приготовлены дифференцированные посильные задания с учетом способностей учащихся. Наиболее подготовленные и мотивированные дети работали с высказыванием Пьерона, формулируя суждения по теме. Учащиеся средней мотивации фронтально работали с понятиями человек, личность, индивидуальность. Слабые учащиеся восстанавливали схемы на индивидуальных карточках. Это помогло выявить уровень усвоения прошлой темы и было посильно учащимся, мотивируя их на дальнейшую успешную работу.

3.     Целеполагание и мотивация. На этом этапе учащиеся обращались к личному социальному опыту и сами формулировали тему урока.  Это способствовало формированию заинтересованности учащихся в изучении данной темы.

4.     Изучение нового материала. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, работа в группах с иллюстрациями,   сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, обращение к социальному опыту учащихся.

Были использованы разные виды учебной деятельности для меньшей утомляемости обучающихся. Работа учащихся у доски способствовала снятию физической напряженности. В данный этап урока органически была включена идея о ложных потребностях человека, что способствовало формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

5.     На этапе закрепления   нового материала  использовался  задания на эмоциональную разрядку (сказка) с последующим выполнением теста и самопроверкой. Задания теста подобраны с учетом ГИА.

6.     Информирование о домашнем задании. На этом этапе дети получил дифференцированное домашнее задание, посильное для выполнения, ориентировано   на   обучение   приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.

7.     Подведение итогов урока. На этом этапе подведены итоги урока. Учащиеся заполнили лист самооценки и выразили свое отношение к прошедшему уроку.

На протяжении всего урока использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся:

  • методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества);
  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах);
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.

 

 

 

Директор МКОУ «Алкадарская СОШ» ____________Гамидов Г. Р.

 

Зам.директора по УВР ____________ Абукарова Н. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкадарская  Средняя общеобразовательная школа  имени Г.А.Гасанова»

Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Алкадар,

тел: +7-928-543-30-73, е-mail: Gamid.gamidov.67@mail.ru

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя обществознания

Ахмедовой Миланы Магомедзагидовны

по теме: «Потребности человека»

8 класс

Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся. На этапе объяснения новой темы использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, работа с ассоциациями,   сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, работа с учебной презентацией, составление сравнительной таблицы, обращение к социальному опыту учащихся. Были использованы разные виды учебной деятельности для меньшей утомляемости обучающихся. Работа учащихся у доски способствовала снятию физической напряженности. В данный этап урока органически была включена идея о ложных потребностях человека, что способствовало формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
На этапе закрепления   нового материала  использовался  задания на эмоциональную разрядку (сказка) с последующим выполнением теста и самопроверкой. Задания теста подобраны с учетом ГИА.

 

 

 

Родители 8 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Умение работать в группе, с документами

Умение работать в группе, с документами

XX века. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности

XX века. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности

К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в 1)самореализации 2)самосохранении 3)самопознании 4)самообразовании 3

К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в 1)самореализации 2)самосохранении 3)самопознании 4)самообразовании 3

Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни

Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни

Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам

Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам

Физиологические 2) потребность в безопасности; 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные

Физиологические 2) потребность в безопасности; 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные

Рефлексия. Сегодня я узнал…

Рефлексия. Сегодня я узнал…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Организационный. На этом этапе создается благоприятный климат в классе

Организационный. На этом этапе создается благоприятный климат в классе

Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками

Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2021