04.03.2024
Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ
Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком Щ
-организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
-развивать познавательные процессы и речь учащихся,
-воспитывать любовь к предмету и умение договариваться.
Ход урока
1. Организация на урок
2. Постановка темы и целей урока
1. Вступительная беседа
Сегодня мы продолжаем путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомится с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной русской народной сказки. Угадать их и название сказки вы сможете если отгадаете загадку:
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля)
(слайд 2)
- Из какой сказки этот герой?
Дети называют сказку.
- Правильно ребята. Эта сказка называется «По щучьему велению» (слайд 3)
- Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идёт Емеля по деревне, а навстречу ему…
- Откройте учебник на стр. 62
Посмотрите на иллюстрацию к сказке и на этого сказочного героя.
- Что вы знаете о Емеле? ( Лентяй)
- Вспомните, чем он занимался, каким был?
- Куда отправился Емеля за водой? (на реку)
- Кого в реке поймал Емеля? (щуку)
2. Введение в тему урока.
- Назовите первый звук в слове «щука».
- Какие ещё слова со звуком [щ’] вы знаете? (называют слова)
- Что узнаете сегодня на уроке?
- Чему будем учиться на уроке? (слайд 4)
3. Работа над новым материалом
1. Знакомство с новым звуком.
- Ребята, а какую щуку поймал Емеля? (волшебную) (слайд 5)
- О чём попросила щука Емелю? (отпустить её в реку)
- Что она пообещала Емеле взамен? (исполнять все его желания)
Но сначала надо произнести волшебные слова. Какие? Кто знает?
Дети:
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
- В каком слове услышали новый звук? (щучьему)
Произнесите хором звук [ щ`].
- Что можете сказать о нём?
Характеристика звука [ щ`] – согласный, так как он не тянется, не поётся, во рту встречает преграды. Он глухой при произношении слышится шум, он шипящий.
- Ребята, сейчас мы отгадаем загадки и определим в словах отгадках какой этот звук по твёрдости и мягкости.
Загадки:
У меня пропал носок,
Утащил его …. (щенок) (слайд 6)
***
Из душистых овощей
Мы наварим вкусных… (щей) (слайд 7)
****
Что у осьминога
Вместо ног?
(щупальца) (слайд 8)
***
В эту дверь
влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!
(почтовый ящик) (слайд 9)
- Что услышали?
Во всех словах звук [ щ`] – произносился мягко, значит
звук [ щ`] – всегда мягкий.
- Как вы думаете есть ли у него пара или он непарный? (непарный)
Давайте дадим полную характеристику звуку [ щ`] – согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий. (слайд 10)
3. Слого – звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа.
- Наша волшебная щука очень хочет узнать из скольких слогов, и каких звуков состоит её название. Давайте ей поможем.
Я вас сейчас разделю на три команды:
Дети делятся на три команды (по рядам)
1 ряд – карточка надо закрасить звуки, определить кол-во слогов; (индивид работа)
2 ряд – составить схему слова – ЩУКА (работа в парах)
3 ряд – выбрать из готовых схем правильную, которая соответствует слову «щука». (работа в парах)
Проверка (слайд 12)
4. Знакомство с новой буквой.
- Ребята, как вы думаете как зовут букву, которая обозначает звук [ щ`]? (ответы детей)
- Звук [ щ`] обозначается буквой Щ (ща) (слайд 13)
- На какую букву похожа буква Щ? (слайд 14)
- Назовите предметы, которые напоминают букву Щ. (слайд 15)
4.Физминутка. (видеоролик) (слайд 16)
5. Чтение слогов – слияний и слов.
Емеля не умеет читать, давайте мы его научим и вместе с ним почитаем и мы. (чтение слогов-слияний индивидуально и хором) (слайд 17 - 22)
Чтение закрытых слогов.
(слайд 23)
Какие слоги вы прочли сейчас? (открытые)
5. Работа по учебнику, с 63.
Ученица:
Букв
немало мы узнали,
Добрались до буквы
Щ.
Есть слова, где Щ – в начале,
Есть слова, где Щ – в конце…
- Давайте прочтём слова на стр. 63 уч. «Азбука».
Чтение и проговаривание скороговорок стр. 62
- медленно;
- Быстро.
- работа в парах (научиться говорить быстро)
- вместе быстро
- Ребята, кто- ни будь, знает скороговорки со звуком [ щ`]?
6. Закрепление изученного
Игра « Рыболовы» (слайд 24)
Сейчас мы поиграем в игру рыболов.
- Ребята, поможем Емеле наловить рыбки?
Правило игры. Играют две команды, первая команда девочек, вторая команда мальчиков.
Слева и справа написаны слова, но в них потерялись буквы. На экран будут выплывать по две рыбки, с буквами на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё.
7. Обобщение
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.