Статья "Системно-деятельностный подход при изучении геометрии"
Оценка 4.8

Статья "Системно-деятельностный подход при изучении геометрии"

Оценка 4.8
docx
01.04.2024
Статья "Системно-деятельностный подход при изучении геометрии"
Статья.docx

Системно-деятельностный подход при изучении геометрии

          Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

            Системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее

        Все это требует значительных изменений в учебно-воспитательном процессе, связанных с обновлением его содержания, методологии и технологий образовательного процесса.  Деятельностный подход становится системообразующим фактором технологии обучения. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а деятельности

Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого, выделить составляющие, или, наоборот из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

         Обучение на основе деятельностного подхода требует от педагога совсем иной работы или иных действий на уроке, чем обычно – создание условий, выраженных в специальных ситуациях, проблемных задачах для проявления активности, самостоятельности учащихся, для развития их познавательных интересов, творческой мысли.

          У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Например, в преподавании математики требуется формирование практических умений применения теории.

            Моя позиция как учителя математики такова: к классу  не с ответом, а с вопросом. Я, как учитель, должна создать условия, чтобы мои ученики научились на моем уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. моя деятельность должна способствовать овладению теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

            В своей практике я реализую деятельностный подход по 2 направлениям:

- проведение целостных творческих уроков разных типов, на которых учащиеся в ходе самостоятельной работы над выполнением заданий сами добывают знания, учатся осознавать их, запоминать и применять;

- создание на уроках педагогических ситуаций для познавательной деятельности учащихся, обеспечивающих более полное «включение» учащихся в самостоятельное выполнение разнообразных кратковременных творческих заданий.

(выразить Ваше отношение к этим 2 путям, что превалирует, какие трудности)

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода

      учитель создает проблемную ситуацию;

      ученик принимает проблемную ситуацию;

      ученик самостоятельно или вместе с учителем выявляют проблему;

      учитель управляет поисковой деятельностью;

      ученик осуществляет самостоятельный поиск;

      учитель и ученик обсуждают результаты.

           Сейчас посмотрим, как можно реализовать деятельностный подход на уроках геометрии. Приведу примеры при изучении темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Цель: определить сумму углов треугольника (открытие нового материала – начальный этап).

Практическая работа

            Начертите произвольный треугольник АВС, измерьте с помощью транспортира его углы и найдите их сумму. Сверьте результаты с результатом ученика, выполняющего эту работу на доске, с соседом по парте. Сделайте вывод о сумме углов треугольника.

           Предлагается подготовительная работа, в результате учащимся становится понятным проведение прямой a, параллельной прямой АС для доказательства теоремы.

Учащиеся способны сделать вывод: если A, B, С – углы треугольника АВС => А + B + C = 180°.

Учащиеся готовы сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника.

Лабораторная работа по готовым моделям различных видов треугольников.

1.     Возьмите треугольник, обозначьте углы цифрами 1, 2, 3.

2.     Оторвите углы у треугольника и сложите их, совмещая лучи двух углов.

3.     Найдите сумму «оторванных» углов.

4.     Какой угол получили?

5.     Чему равна величина этого угла?

6.     Сделайте вывод о сумме углов вашего треугольника.

7.     Можно ли быть уверенным, что в любом треугольнике сумма углов равна 180°?

Практическая работа

Начертите треугольник АВС, отметьте его углы цифрами 1, 2, 3. Постройте на сторонах угла 2 с помощью транспортира углы: 4(   АBМ), равный углу 3 и 5(   АBN) – равный углу 1. Ответьте на вопросы:

1.     Какой угол они составили?

2.     Чему равна градусная мера этого угла?

3.     Чему равна сумма углов треугольника?

4.     Установите расположения прямой АС и луча ВМ, прямой АС и луча BN.

5.     Установите взаимное расположение прямой a и лучей ВМ и BN.

6.     Установите взаимное расположение прямых АС и a.

7.     Проанализируйте результаты работы.

Зачет по теме: «Прямоугольные треугольники. Их свойства. Признаки равенства прямоугольных треугольников»

Закончите предложения:

¨ Треугольник, у которого есть прямой угол, называется … .

¨ В прямоугольном треугольнике … больше катета.

¨ Если катет прямоугольного треугольника …, то угол … равен 300 .

¨ Признак равенства прямоугольных треугольников по двум катетам гласит: … .

¨ Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника … Это утверждение называют … .

Задание.

     Практическая работа по построению

¨ Постройте треугольники по двум сторонам и углу между ними с помощью масштабной линейки и транспортира.

¨ а) АВ=4,3см, АС=2,3см, ÐА=230;

¨ б) ВС=9см, ВА=6,2см, ÐВ=1220;

¨ в) СА=3см, ВС=4см, ÐС=900.

¨ г) постройте треугольники по двум сторонам (отрезкам) и углу между ними с помощью циркуля и линейки без делений.

     Учащимся можно дать задание, составить план построения, затем вместе обсудить его. После построения доказываем, что построенный треугольник – искомый. Обязательно обсуждаем вопрос, всегда ли можно построить треугольник по двум сторонам и углу между ними? Можно ли построить треугольник, если угол не между сторонами? Сколько элементов достаточно для построения треугольника? Аналогично остальные задачи на построение

Организованная таким образом работа дает ожидаемые результаты.

          Основой обучения должна стать не воспроизводящая деятельность, а творческая, то есть большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

Для включения ученика в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

      связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

      планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

      привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

      оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Моя задача - организация на уроке многообразия учебной деятельности, в ходе которой учащиеся сами являются авторами нового знания, новых способов, и алгоритмов.


 

Системно-деятельностный подход при изучении геометрии

Системно-деятельностный подход при изучении геометрии

Моя позиция как учителя математики такова: к классу не с ответом, а с вопросом

Моя позиция как учителя математики такова: к классу не с ответом, а с вопросом

Сделайте вывод о сумме углов треугольника

Сделайте вывод о сумме углов треугольника

Закончите предложения: ¨

Закончите предложения: ¨

Моя задача - организация на уроке многообразия учебной деятельности, в ходе которой учащиеся сами являются авторами нового знания, новых способов, и алгоритмов

Моя задача - организация на уроке многообразия учебной деятельности, в ходе которой учащиеся сами являются авторами нового знания, новых способов, и алгоритмов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024