ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока по русскому языку
(коррекционная школа)
"Имена собственные"
4 класс
Разработала урок
учитель начальных классов
Магомедова Мадина Магомедовна
Цель урока: Отрабатывать навык написания имен собственных.
Задачи урока:
Образовательные:
Закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
Отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.
Познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
Пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.
Воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию к учению, любознательность.
Прививать учащимся интерес к предмету.
Ход урока
1. Орг. момент.
Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.
-
Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
2. Сообщение темы и задач урока.
Слайд № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока.
- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского.
Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.
А
чтобы правильно, красиво
Вы записали всё в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует, как следует размять.
Пальчиковая гимнастика.
Чтоб
здоров был пальчик наш |
Дети
поочередно растирают |
3. Словарный диктант.
Слайд № 3. На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и галчонок Хватайка.
- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.
Слайды № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.
Загадки.
Рыжий
молокозавод |
|
|
С
подругами и сестрами |
Хочешь
бегать далеко, |
|
|
Не
ботинки, не сапожки, |
Ушки
чуткие торчком, |
|
|
Там
у дороги стоят стога, |
- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые монетки»).
- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?
4. Объяснение нового материала.
Слайд № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Шарик задаёт Печкину вопрос.
- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»
- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).
Слайд № 11-13. На экране почтальон печкин и собака шарик. Печкин отвечает на вопрос шарика.
- а почтальон печкин ему ответил: «если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.
А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например шарик».
Шарик: «значит, кличка шарик – это моё собственное имя?»
Печкин: «верно».
Слайд № 14. На экране два столбика слов.
- Свои собственные имена имеют и другие предметы.
- Прочитайте слова на экране.
- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?
- Задание от собаки Шарика.
По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.
Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.
- Назовите из указанных слов клички животных.
После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.
- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).
- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).
- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Дети замечают, что все они записаны с большой буквы).
Слайд № 15.
- итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.
По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Физминутка.
Слайд № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.
Встанем
смирно, без движенья. |
Руки поднять вверх.
Руки
на пояс. Кисти рук поднять к плечам. Круговые движения согнутыми руками. Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить. Наклоны вперёд, руки вниз. Наклоны
назад, руки на пояс.
Приседания. |
5. Закрепление.
1. Письмо дяди Фёдора.
Слайд № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.
- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?
- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.
- Внимательно прочтите письмо.
Слайд № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.
- давайте вместе разберём задание. (дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную, по щелчку буква появляется в нужном месте).
- назовите присутствующие в письме имена собственные.
- с какой буквы пишутся имена собственные?
- перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки».
2. Задание от мамы и папы дяди фёдора.
Слайд № 19. На экране мама и папа дяди федора.
- скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.
- обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.
- возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди фёдора.
Слайд № 20.
Мама с экрана: «Измените слова по образцу».
Люда
– Людмила.
Галя – … .
Вася – … .
Коля – … .
- Как называются слова первого столбика?
- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)
Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».
- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.
Слайд № 21.
Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».
Пётр
– Петрович.
Иван – … .
Павел – … .
Михаил – … .
- Как называются слова первого столбика?
- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)
Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.
Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки».
Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.
Слайд № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением.
- кот матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока.
- тихонько встаньте и займите место за своим компьютером.
- откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «фраза».
- установите параметры меню: фамилия, имя ученика. Тема – большая буква в кличках животных. Вариант – 45.
- нажмите левой кнопкой мыши на команду «поехали!».
Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя приз – «золотую монетку».
6. Релаксация.
Слайд № 23. На экране надпись «минутка отдуха», музыкальное сопровождение.
- сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
-
отдохнём одну минутку,
восстановим зоркость глаз
и почувствуем всем телом,
как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
завершается урок.
7. Итог урока. Обсуждение результатов работы.
- итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?
- интересно ли вам было работать на уроке?
- мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята.
Слайд № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «до новых встреч!»
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке русского языка в 4в классе (коррекционная школа)
"Имена собственные"
учителя начальных классов
Магомедовой Мадины Магомедовны
По типу урока - это урок комплексного применения знаний и умений на основе системно - деятельностного подхода. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Задачи были решены на следующих этапах урока: Первый этап – организационный момент на данном этапе была проведена проверка готовности детей к уроку и психологический настрой учащихся. Второй этап – изучение нового словарного слова, повторение пройденной темы. Далее была проведена словарная работа, дети записали в тетрадь слова собака, корова, молоко, поставили ударение в данных словах и подчеркнули безударные гласные. Затем ученики составляли словосочетание и предложение со словом собака. При написании предложения вспомнили о том, что клички животных пишутся с большой буквы. Затем для снятия физического напряжения была проведена физминутка. Третий этап – развитие связной устной речи. Четвёртый этап – работа в тетрадях. Ученики в тетрадях записывали имена героев мультфильма «Простоквашино». В процессе письма дети повторяли то, что имена людей, клички животных пишутся с большой буквы, т. к. это имена собственные. Пятый этап – закрепление материала. На данном этапе дети повторили правило о том, что имена собственные (имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей и океанов) пишутся с большой буквы. Далее была проведена дидактическая игра с использованием сигнальных карточек. Учитель зачитывал детям слова: собака, Жучка, Махачкала, город, деревня, Простоквашино, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Дагестан, а учащиеся поднимали карточку, на которой нарисована большая стрелка, когда слышали слова, которые нужно писать с большой буквы и маленькую карточку, когда слышали слова, которые нужно писать с маленькой буквы. На шестом этапе был подведен итог урока, детям задавались вопросы по пройденной теме с целью закрепления полученных знаний. Урок состоял из 7 этапов, все они были рациональны для решения задач. Седьмой этап рефлексии прошел в эмоциональном плане (положительные эмоции, награды за труд).Все этапы связаны между собой. В ходе проведения урока между всеми этапами урока время было распределено рационально. На протяжении всего времени в классе была хорошая психологическая атмосфера, дети с интересом работали на уроке.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв родителей
об уроке русского языка в 4в классе (коррекционная школа)
"Имена собственные"
учителя начальных классов
Магомедовой Мадины Магомедовны
Урок КаминатМеликовна построила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока наши дети были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского и развивающего характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата. Дети повторили правило о том, что имена собственные (имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей и океанов) пишутся с большой буквы.Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт этого содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Родители учащихся 4в класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.