Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Основы синтаксиса" с элементами здоровьесберегающей технологией
Оценка 4.9

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Основы синтаксиса" с элементами здоровьесберегающей технологией

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русский язык
3 кл
26.10.2022
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Основы синтаксиса" с элементами здоровьесберегающей технологией
Синтаксис 3 класс
3 класс школа 11.0ктября 2021.docx

 

 

План -  конспект урока.

Основы синтаксиса.

 

 

1.     ФИО:    Шамшурина Ксения Юрьевна

2.     Место работы: СП «Ерзовская начальная школа – детский сад»

3.     Должность: учитель начальных классов.

4.     Предмет: русский язык.

5.     Класс: 3

6.     Тема и номер урока в теме: Основы синтаксиса

7.     Цель урока:  обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. 

8.     Задачи урока:

развивающие

 формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;

развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;

 обучающие

формировать у детей представления о значении правильного питания в системе здорового образа жизни;

повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов;

закрепление навыков правописания предложения;

воспитательные

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать ответственность за качество своих знаний;

воспитание правильного и сознательного отношения к своему здоровью.                                             

                                              

10.Тип урока: Урок  - освоение  знаний.

11.Формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная.

12.Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор.

13. Учебно – методический комплекс: магнитофон, массажные коврики, тренажер для глаз, экран, мультимедиапроектор, индивидуальные  экраны, дидактические  карты, картинки для словарной работы, жетоны – «витамины», витамины «Ревит». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

 

 I.Релаксация. «Этюд души».                                                                                                                 

 - Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, закройте глаза и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

 - Теперь улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. (Дети работают в парах).

 

II. Сообщение темы урока.

 - Тема нашего урока   (на экране) «Основы синтаксиса».

 - А вы знаете, что  изучает « синтаксис»?

 -  Вы узнаете, отгадав первое затранскрибированное слово.

(На доске транскрипция слов  - предложение и  здоровье).

  -  Давайте прочитаем, что такое синтаксис. (Чтение темы на экране)                                                

  - Что мы будем делать на уроке? (ответы детей)

Да, ребята, мы будем обобщать знания о предложениях, его главных и второстепенных членах, рассмотрим связи слов в предложении.

  - Посмотрите, ребята! У меня еще здесь «спрятано» слово. Какое? (Здоровье).

 - Как мы свяжем наш урок русского языка со здоровьем?

 -На уроках и внеурочное время  мы с вами постоянно  отрабатываем способы и приемы сохранения собственного здоровья, поэтому эта тема будет присутствовать на уроке в словах, предложениях, текстах. Мы будем беседовать о правильном питании.

 - За хорошую работу и правильные ответы я буду поощрять вас «витаминами здоровья» (Какой ряд наберет большее количество витаминов «Ревит», тот и  получит высокую оценку за урок).

 

IV. Ход  урока.

 - Ребята, из чего состоит наше предложение? (Из слов).

 - Давайте вспомним написание некоторых слов и проведем словарную работу.

1 этап. Словарная работа.            Работа в группах

 На доске даны словарные слова с  «дырками»:  ралли,  хоккей, морковь, теннис, капуста, помидор.

 - Слова все перепутались. На какие две группы их можно разделить?

 1) Запишите в первый столбик слова  с удвоенными согласными, а во второй – с непроверяемой гласной.    

  - Для чего нам нужно заниматься спортом?

 - А как помочь организму, чтобы он справлялся с различными нагрузками?

 2)  Угадав букву в слове, вы потом узнаете, какой витамин содержится в этом овоще.

На доске в «корзине» лежат буквы. У каждой буквы с обратной стороны написан витамин представитель группы  выходит к доске, работает со словарным словом и выясняет, в каком овоще содержится определенный витамин

  А – капуста – С (иммунитет, кровь)

И – помидор – А (волосы, зрение, зубы)

О – морковь – А и К (кожа, глаза).

 - А вы знаете, за что каждый витамин отвечает? (Ответы детей). 

 

Небольшой рассказ о витамином салате.

- Что нужно обязательно  включать в свое питание?

Вывод: Овощи и фрукты – здоровые продукты! (На экране картинки с овощами).

 

 

 2 этап. Словосочетание.

 -  А можете, например, о капусте рассказать подробнее? (Да) 

 - Добавьте к слову вопрос  какой? и поясните это слово. (Устно составляют словосочетания).

 - Что мы сейчас с вами составляли? (Словосочетания).

 - Было слово, а связали по смыслу со вторым и получили словосочетание. Помогите мне вспомнить, что такое словосочетание? (Чтение стихотворения  по группам: мальчики начинают  - девочки заканчивают стихотворение).

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

_________________________

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни, как основу.

1)  Составьте и запишите каждый вариант сначала именное словосочетание со словами: (На экране)       

1 вариант -   морковь;

2 вариант – помидор.

2)  Составьте теперь глагольное словосочетание. Глаголы даны на  экране, надо только выбрать их для слов:

1 вариант – теннис;

2 вариант – хоккей.

3) Коллективная проверка и самооценивание.

 - Понаблюдав, как происходит связь слов, еще раз поучимся различать, где у нас словосочетание, решив,

логическую задачку.  «Третий лишний» (Работа в группах). 

  На экране.

1)       питательные вещества;

2)      правильно питаюсь;

3)       продукты дают

 - Определите, какая пара лишняя? (Ответ показывают на экранах)

 - Почему  № 3 не является словосочетанием?  (Главные члены предложения).    

 -   Распространим наши главные слова. (Устно  составляем предложение).

 - Что у нас получилось? (Предложение). 

 (На экране) Продукты дают питательные вещества нашему организму.

 - Посмотрите, как мы связали слова различными способами.

 - Так, что же такое предложение?

Разговор о предложении и о продуктах, которые помогают организму, мы узнаем после

 гимнастики для глаз.                                                                                                                             

На панно красочные геометрические фигуры в виде овощей и фруктов. Учитель под музыку произносит слова, а дети выполняют.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открыли, наконец.

Зарядка кончилась. Ты молодец.

 - Покажите мимикой лица, что вы сейчас  кушаете лимон, апельсин, морковку. (Дети выполняют)

 

3 этап. Главные члены предложения.      

  - Что такое основа предложения?

  Дидактическая карта.

 - Прочитайте задание и выполните его на быстроту.

1) Определите,  какой член предложения пропущен.

2) Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните основу  во всех предложениях.                         

           ….       дает организму энергию.

Рыба       ….           организм.

* Воздерживайтесь от жирной пищи.

Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.

 

3) Взаимопроверка.  На экране правильный ответ. (Опрос о выполненной работе.)

 - Чем интересно предложение со звездочкой?

  - Что происходит, если пропущен главный член предложения?

- Что для себя полезного из этих предложений вы узнали?

Вывод:  Питание должно быть умеренным и разнообразным!

Небольшой рассказ о правильности выбора порции.

4 этап. Второстепенные члены предложения.    

 - Поговорим о второстепенных членах предложения. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

  (Читают друг другу стих. – правило).                                                           1

Признак предмета или явления                                   На вопросы: Где? Куда?

Обозначает определение.                                             Как? Откуда? и Когда?

Чей и какой – ответы просты,                                      Обстоятельство ответ

 Лишь не хватает волнистой черты.                            Даст тебе всегда.   

 - Какая часть речи бывает определением? Обстоятельством?

 - Вновь обратимся к дидактической карте.

1) Нужно составить предложение на тему: «Гигиена питания», используя  второстепенные члены предложения.

- Что вы понимаете под «гигиеной питания»?

Дидактическая карта.

1 уровень – по вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?

2 уровень -  свежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.

2) Разобрать по членам предложения.

3) Проверка по уровням.

4) Самооценивание.

- Когда есть силы и энергия, то всегда хочется размяться, подвигаться.

 Физминутка. (Массаж на ковриках).

Кот Антипка жил у нас.  (Встали, руки на поясе)                                  

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх – вдох)

В два на кухне крал сосиски.  (Наклоны влево – вправо)

В три сметану ел из миски.  (Наклоны вперед, руки на поясе)

Он в четыре умывался.  (Наклоны головы к плечам влево – вправо)

В пять по коврику катался.  (Повороты влево – вправо)

В шесть тащил сельдей из кадки.  (Рывки руками перед грудью)

В семь играл с мышами в прятки.  (Хлопки спереди – сзади)

В восемь хитро щурил глазки.  (Приседания)

В девять ел и слушал сказки.  (Хлопки в ладоши)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте)

Потому что в час вставать.  (Шагаем на месте)

 

 5 этап. Виды предложения.

- С какой целью вы произносили свой совет, пожелание?   (Побудить к действию).

 - А с какой целью еще  употребляются предложения?  (Спросить, сообщить).

  - Какие бывают предложения?  (Выходит ученик и рассказывает стих.)                                        

                                                   По цели всегда различай предложения:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос – в вопросительном (Дашь ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

- Как пишется предложение?

Работа в группах.

 Дидактическая карта. Определите количество предложений. Охарактеризуйте их.

(о здоровье  заботятся с  детства вы соблюдаете реж.м питания    остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного)

1)      Определение количество предложений .                                                   

2)      Орфографическая минутка                                                                                                       

3)      Самопроверка. На экране правильный текст.  Текст дети проверяют самостоятельно, а характеристику предложения – коллективно с учителем по группам.                                                                                                                             

   - Для чего нужно беречь свое здоровье?                                                                                              

Вывод: Здоровье не купишь, ни за какие деньги!

- Еще раз потренируемся различать предложения по цели высказывания, решив 

логическую задачку. 

На экране: Оля, Маша, Даша придумали предложения, разные по цели высказывания:                  

1)      Как быть здоровым много лет?

2)      Здоровье сохрани и болезни победи!

3)      Мои знания помогут мне сохранить здоровье.

Условие. Предложение Оли по цели высказывания повествовательное. Маша не составляла вопросительного предложения. Какое предложение придумала каждая из девочек?

Ответ.  ( Ответ показывают на своих индивидуальных экранах). 

На экране. Оля - № 3, Маша - №2, Даша - № 1.

- Какие минутки здоровья мы с вами вспомнили?  (Ответы).

 -  Для чего нам нужно быть здоровыми?

Вывод на экране читают все дети вместе: Здоровый ребенок – хороший ученик!

VII. Домашнее задание. 

 - Здоровье будет присутствовать и в вашем домашнем задании. На тему: «Как я забочусь о своем здоровье» вы составите разных видов предложения, а может быть и рассказ, используя второстепенные и однородные члены предложения.

 VIII. Итог урока.

Я узнал нового….

Мне было интересно…

Я повторил….

По ходу оценивания задаются такие вопросы:

 - Что получилось хорошо? Какое задание выполнялось с трудом? Что не получилось? Почему?

 

Рефлексия деятельности учащихся.

 - Вы сегодня очень хорошо поработали и показали отличные знания. (Оценивание работы по рядам и в тетрадях).

 - И самая важная оценка – это ваше собственная оценка. Попытаемся оценить себя.                                   

На доске висит тарелочка. В нее вы должны мне положить свои витамины. Цвет витамина         соответствует определенной оценке сегодняшней работы:

 Я справился на отлично – зеленый;

Мне еще надо поработать –  желтый;

Мне нужна помощь – красный.

На витамине нарисуйте рожицу своего настроения и подпишите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Дидактическая карта.

                                                     

№ 1

1)Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните главные члены предложения.                        

     

     ….       дает организму энергию.

Рыба       ….           организм.

Воздерживайтесь от жирной пищи.

 

Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.

 

2) Определите,  какой член предложения пропущен.

                                    

                                                            

№ 2

 

 1) Составьте предложения на тему: Гигиена питания.        

 

1 уровеньпо вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?

 

2 уровеньсвежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.

 

2) Разберите по членам предложения.

                                                                

 

№ 3

 

1.Прочитайте. Определите количество предложений.  Дайте устную характеристику предложениям.

                 

   о здоровье  заботятся с  детства вы соблюдаете реж.м питания    остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного


 

Технологическая карта урока.

 

Этап урока

Время

Содержание

Действия ученика

Действия учителя

I.Релаксация. «Этюд души».                                                                                                                 

 

 

1мин

Психологический настрой на урок.

Дети работают в парах.

Контролирует настрой учащихся.

II. Сообщение темы урока.

 

Проблемная ситуация. Постановка цели, задач, составление плана урока. 

Определяют проблему, ставят цели, строят задачи и план урока.

Ставит проблему.

Выводит на постановку цели, задач, плана урока учащихся.

III. Повторение изученного.

1. Словарная работа.                

 

Работа в группах.

Работа над орфограммой,   деление слов   на группы. 

 

Демонстрируют знания написания словарных слов. Пополняют свои знания о витаминах.

Контролирует работу в группах. Систематизирует знания учащихся, демонстрируя их работы на доске.

2. Работа над словосочетанием.

 

Повторение  правила в группах. Составление словосочетания разных видов.

Решение логической задачки «третий лишний»

Демонстрируют знания правила, индивидуально работают над заданием. В группах решают данную задачу и выводят правильный ответ.

Демонстрирует ответы на слайдах. Координирует работу в группах. Подводит к обобщению знаний о словосочетаниях.

3. Гимнастика для глаз.

 

 

Работа с дидактической картой.

Выполняют гимнастику для глаз

Проводит гимнастику.

4. Работа над основой предложения.

 

Работа в парах по дидактической карте. Взаимопроверка. Вывод.

Выполняют работу в дид. картах. Наблюдают над ролью главных членов предложения и делают обобщающие выводы.

Координирует работу в группах. Подводит к обобщению знаний об основе предложения.

5. Работа над второстепенными членами предложения.

 

Повторение правила в стихотворной форме.

Дифференцированная работа по дидактической карте.

В парах повторяют правило. Самостоятельно выполняет работу. Сам себя оценивает после фронтальной проверки, выясняет затруднения в выполнении.

Индивидуально контролирует выполнение задания.

Проводит фронтальную проверку. Помогает в самооценивании. Выявляет трудности у учащихся.

6.Физминутка.

 

 

Снимают усталость и напряжение.

Проводит физминутку.

7. Работа над видами предложения.

 

 

Повторение правила в стихотворной форме.

Работа с деформированным текстом.

Логическая задачка.

Рассказывают правило друг другу.

Исправляют деформированный текст  в группах. Доказывают правильность своих рассуждений

Проверяет правильность выполнения заданий. Корректирует работу учащихся. Подводит к обобщению изученного материала.

IV. Домашнее задание.

 

Домашнее задание творческого характера.

Выслушивают правильность выполнения дом задания.

Объяснение выполнения домашнего задания.

V. Итог урока.

 

Оценивание деятельности.

Выводы и обобщение урока.

Делают выводы и обобщения.

Оценивают свою деятельность.

 

Участвует в обобщении знаний. Комментирует результаты урока. Помогает в самооценивании ученика.

 


 

План - конспект урока. Основы синтаксиса

План - конспект урока. Основы синтаксиса

Ход урока. I .Релаксация

Ход урока. I .Релаксация

Небольшой рассказ о витамином салате

Небольшой рассказ о витамином салате

На панно красочные геометрические фигуры в виде овощей и фруктов

На панно красочные геометрические фигуры в виде овощей и фруктов

Проверка по уровням. 4) Самооценивание

Проверка по уровням. 4) Самооценивание

Здоровье будет присутствовать и в вашем домашнем задании

Здоровье будет присутствовать и в вашем домашнем задании

Дидактическая карта. № 1 1)Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните главные члены предложения

Дидактическая карта. № 1 1)Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните главные члены предложения

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022