План - конспект урока.
Основы синтаксиса.
1. ФИО: Шамшурина Ксения Юрьевна
2. Место работы: СП «Ерзовская начальная школа – детский сад»
3. Должность: учитель начальных классов.
4. Предмет: русский язык.
5. Класс: 3
6. Тема и номер урока в теме: Основы синтаксиса
7. Цель урока: обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения.
8. Задачи урока:
развивающие
формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;
развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
обучающие
формировать у детей представления о значении правильного питания в системе здорового образа жизни;
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов;
закрепление навыков правописания предложения;
прививать любовь к русскому языку;
воспитывать ответственность за качество своих знаний;
воспитание правильного и сознательного отношения к своему здоровью.
10.Тип урока: Урок - освоение знаний.
11.Формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная.
12.Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор.
13. Учебно – методический комплекс: магнитофон, массажные коврики, тренажер для глаз, экран, мультимедиапроектор, индивидуальные экраны, дидактические карты, картинки для словарной работы, жетоны – «витамины», витамины «Ревит».
Ход урока.
I.Релаксация. «Этюд души».
- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, закройте глаза и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
- Теперь улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. (Дети работают в парах).
II. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока (на экране) «Основы синтаксиса».
- А вы знаете, что изучает « синтаксис»?
- Вы узнаете, отгадав первое затранскрибированное слово.
(На доске транскрипция слов - предложение и здоровье).
- Давайте прочитаем, что такое синтаксис. (Чтение темы на экране)
- Что мы будем делать на уроке? (ответы детей)
Да, ребята, мы будем обобщать знания о предложениях, его главных и второстепенных членах, рассмотрим связи слов в предложении.
- Посмотрите, ребята! У меня еще здесь «спрятано» слово. Какое? (Здоровье).
- Как мы свяжем наш урок русского языка со здоровьем?
-На уроках и внеурочное время мы с вами постоянно отрабатываем способы и приемы сохранения собственного здоровья, поэтому эта тема будет присутствовать на уроке в словах, предложениях, текстах. Мы будем беседовать о правильном питании.
- За хорошую работу и правильные ответы я буду поощрять вас «витаминами здоровья» (Какой ряд наберет большее количество витаминов «Ревит», тот и получит высокую оценку за урок).
IV. Ход урока.
- Ребята, из чего состоит наше предложение? (Из слов).
- Давайте вспомним написание некоторых слов и проведем словарную работу.
1 этап. Словарная работа. Работа в группах
На доске даны словарные слова с «дырками»: ралли, хоккей, морковь, теннис, капуста, помидор.
- Слова все перепутались. На какие две группы их можно разделить?
1) Запишите в первый столбик слова с удвоенными согласными, а во второй – с непроверяемой гласной.
- Для чего нам нужно заниматься спортом?
- А как помочь организму, чтобы он справлялся с различными нагрузками?
2) Угадав букву в слове, вы потом узнаете, какой витамин содержится в этом овоще.
На доске в «корзине» лежат буквы. У каждой буквы с обратной стороны написан витамин представитель группы выходит к доске, работает со словарным словом и выясняет, в каком овоще содержится определенный витамин
А – капуста – С (иммунитет, кровь)
И – помидор – А (волосы, зрение, зубы)
О – морковь – А и К (кожа, глаза).
- А вы знаете, за что каждый витамин отвечает? (Ответы детей).
Небольшой рассказ о витамином салате.
- Что нужно обязательно включать в свое питание?
Вывод: Овощи и фрукты – здоровые продукты! (На экране картинки с овощами).
2 этап. Словосочетание.
- А можете, например, о капусте рассказать подробнее? (Да)
- Добавьте к слову вопрос какой? и поясните это слово. (Устно составляют словосочетания).
- Что мы сейчас с вами составляли? (Словосочетания).
- Было слово, а связали по смыслу со вторым и получили словосочетание. Помогите мне вспомнить, что такое словосочетание? (Чтение стихотворения по группам: мальчики начинают - девочки заканчивают стихотворение).
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
_________________________
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни, как основу.
1) Составьте и запишите каждый вариант сначала именное словосочетание со словами: (На экране)
1 вариант - морковь;
2 вариант – помидор.
2) Составьте теперь глагольное словосочетание. Глаголы даны на экране, надо только выбрать их для слов:
1 вариант – теннис;
2 вариант – хоккей.
3) Коллективная проверка и самооценивание.
- Понаблюдав, как происходит связь слов, еще раз поучимся различать, где у нас словосочетание, решив,
логическую задачку. «Третий лишний» (Работа в группах).
На экране.
1) питательные вещества;
2) правильно питаюсь;
3) продукты дают
- Определите, какая пара лишняя? (Ответ показывают на экранах)
- Почему № 3 не является словосочетанием? (Главные члены предложения).
- Распространим наши главные слова. (Устно составляем предложение).
- Что у нас получилось? (Предложение).
(На экране) Продукты дают питательные вещества нашему организму.
- Посмотрите, как мы связали слова различными способами.
- Так, что же такое предложение?
Разговор о предложении и о продуктах, которые помогают организму, мы узнаем после
гимнастики для глаз.
На панно красочные геометрические фигуры в виде овощей и фруктов. Учитель под музыку произносит слова, а дети выполняют.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открыли, наконец.
Зарядка кончилась. Ты молодец.
- Покажите мимикой лица, что вы сейчас кушаете лимон, апельсин, морковку. (Дети выполняют)
3 этап. Главные члены предложения.
- Что такое основа предложения?
Дидактическая карта.
- Прочитайте задание и выполните его на быстроту.
1) Определите, какой член предложения пропущен.
2) Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните основу во всех предложениях.
…. дает организму энергию.
Рыба …. организм.
* Воздерживайтесь от жирной пищи.
Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.
3) Взаимопроверка. На экране правильный ответ. (Опрос о выполненной работе.)
- Чем интересно предложение со звездочкой?
- Что происходит, если пропущен главный член предложения?
- Что для себя полезного из этих предложений вы узнали?
Вывод: Питание должно быть умеренным и разнообразным!
Небольшой рассказ о правильности выбора порции.
4 этап. Второстепенные члены предложения.
- Поговорим о второстепенных членах предложения. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Читают друг другу стих. – правило). 1
Признак предмета или явления На вопросы: Где? Куда?
Обозначает определение. Как? Откуда? и Когда?
Чей и какой – ответы просты, Обстоятельство ответ
Лишь не хватает волнистой черты. Даст тебе всегда.
- Какая часть речи бывает определением? Обстоятельством?
- Вновь обратимся к дидактической карте.
1) Нужно составить предложение на тему: «Гигиена питания», используя второстепенные члены предложения.
- Что вы понимаете под «гигиеной питания»?
Дидактическая карта.
1 уровень – по вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?
2 уровень - свежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.
2) Разобрать по членам предложения.
3) Проверка по уровням.
4) Самооценивание.
- Когда есть силы и энергия, то всегда хочется размяться, подвигаться.
Физминутка. (Массаж на ковриках).
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски. (Наклоны влево – вправо)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево – вправо)
В пять по коврику катался. (Повороты влево – вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте)
5 этап. Виды предложения.
- С какой целью вы произносили свой совет, пожелание? (Побудить к действию).
- А с какой целью еще употребляются предложения? (Спросить, сообщить).
- Какие бывают предложения? (Выходит ученик и рассказывает стих.)
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос – в вопросительном (Дашь ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
- Как пишется предложение?
Работа в группах.
Дидактическая карта. Определите количество предложений. Охарактеризуйте их.
(о здоровье заботятся с детства вы соблюдаете реж.м питания остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного)
1) Определение количество предложений .
2) Орфографическая минутка
3) Самопроверка. На экране правильный текст. Текст дети проверяют самостоятельно, а характеристику предложения – коллективно с учителем по группам.
- Для чего нужно беречь свое здоровье?
Вывод: Здоровье не купишь, ни за какие деньги!
- Еще раз потренируемся различать предложения по цели высказывания, решив
логическую задачку.
На экране: Оля, Маша, Даша придумали предложения, разные по цели высказывания:
1) Как быть здоровым много лет?
2) Здоровье сохрани и болезни победи!
3) Мои знания помогут мне сохранить здоровье.
Условие. Предложение Оли по цели высказывания повествовательное. Маша не составляла вопросительного предложения. Какое предложение придумала каждая из девочек?
Ответ. ( Ответ показывают на своих индивидуальных экранах).
На экране. Оля - № 3, Маша - №2, Даша - № 1.
- Какие минутки здоровья мы с вами вспомнили? (Ответы).
- Для чего нам нужно быть здоровыми?
Вывод на экране читают все дети вместе: Здоровый ребенок – хороший ученик!
VII. Домашнее задание.
- Здоровье будет присутствовать и в вашем домашнем задании. На тему: «Как я забочусь о своем здоровье» вы составите разных видов предложения, а может быть и рассказ, используя второстепенные и однородные члены предложения.
VIII. Итог урока.
Я узнал нового….
Мне было интересно…
Я повторил….
По ходу оценивания задаются такие вопросы:
- Что получилось хорошо? Какое задание выполнялось с трудом? Что не получилось? Почему?
Рефлексия деятельности учащихся.
- Вы сегодня очень хорошо поработали и показали отличные знания. (Оценивание работы по рядам и в тетрадях).
- И самая важная оценка – это ваше собственная оценка. Попытаемся оценить себя.
На доске висит тарелочка. В нее вы должны мне положить свои витамины. Цвет витамина соответствует определенной оценке сегодняшней работы:
Я справился на отлично – зеленый;
Мне еще надо поработать – желтый;
Мне нужна помощь – красный.
На витамине нарисуйте рожицу своего настроения и подпишите.
Дидактическая карта.
№ 1
1)Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните главные члены предложения.
…. дает организму энергию.
Рыба …. организм.
* Воздерживайтесь от жирной пищи.
Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.
2) Определите, какой член предложения пропущен.
№ 2
1) Составьте предложения на тему: Гигиена питания.
1 уровень – по вопросам: Как? Кто? Что делает? Какую? Что?
2 уровень - свежеприготовленную, Ваня, тщательно, пищу, пережевывает.
2) Разберите по членам предложения.
№ 3
1.Прочитайте. Определите количество предложений. Дайте устную характеристику предложениям.
о здоровье заботятся с детства вы соблюдаете реж.м питания остер.гайтесь острого, сла.кого и с.леного
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Время |
Содержание |
Действия ученика |
Действия учителя |
I.Релаксация. «Этюд души».
|
1мин |
Психологический настрой на урок. |
Дети работают в парах. |
Контролирует настрой учащихся. |
II. Сообщение темы урока. |
|
Проблемная ситуация. Постановка цели, задач, составление плана урока. |
Определяют проблему, ставят цели, строят задачи и план урока. |
Ставит проблему. Выводит на постановку цели, задач, плана урока учащихся. |
III. Повторение изученного. 1. Словарная работа. |
|
Работа в группах. Работа над орфограммой, деление слов на группы.
|
Демонстрируют знания написания словарных слов. Пополняют свои знания о витаминах. |
Контролирует работу в группах. Систематизирует знания учащихся, демонстрируя их работы на доске. |
2. Работа над словосочетанием. |
|
Повторение правила в группах. Составление словосочетания разных видов. Решение логической задачки «третий лишний» |
Демонстрируют знания правила, индивидуально работают над заданием. В группах решают данную задачу и выводят правильный ответ. |
Демонстрирует ответы на слайдах. Координирует работу в группах. Подводит к обобщению знаний о словосочетаниях. |
3. Гимнастика для глаз.
|
|
Работа с дидактической картой. |
Выполняют гимнастику для глаз |
Проводит гимнастику. |
4. Работа над основой предложения. |
|
Работа в парах по дидактической карте. Взаимопроверка. Вывод. |
Выполняют работу в дид. картах. Наблюдают над ролью главных членов предложения и делают обобщающие выводы. |
Координирует работу в группах. Подводит к обобщению знаний об основе предложения. |
5. Работа над второстепенными членами предложения. |
|
Повторение правила в стихотворной форме. Дифференцированная работа по дидактической карте. |
В парах повторяют правило. Самостоятельно выполняет работу. Сам себя оценивает после фронтальной проверки, выясняет затруднения в выполнении. |
Индивидуально контролирует выполнение задания. Проводит фронтальную проверку. Помогает в самооценивании. Выявляет трудности у учащихся. |
6.Физминутка. |
|
|
Снимают усталость и напряжение. |
Проводит физминутку. |
7. Работа над видами предложения.
|
|
Повторение правила в стихотворной форме. Работа с деформированным текстом. Логическая задачка. |
Рассказывают правило друг другу. Исправляют деформированный текст в группах. Доказывают правильность своих рассуждений |
Проверяет правильность выполнения заданий. Корректирует работу учащихся. Подводит к обобщению изученного материала. |
IV. Домашнее задание. |
|
Домашнее задание творческого характера. |
Выслушивают правильность выполнения дом задания. |
Объяснение выполнения домашнего задания. |
V. Итог урока. |
|
Оценивание деятельности. Выводы и обобщение урока. |
Делают выводы и обобщения. Оценивают свою деятельность.
|
Участвует в обобщении знаний. Комментирует результаты урока. Помогает в самооценивании ученика. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.