Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
ТЕМА: Порядковые числительные.
ЦЕЛИ: 1) дать учащимся знания о порядковых числительных, об их склонении;
2) формировать навыки образования правильных падежных форм порядковых числительных и их употребления в речи; развивать умения выражать свои мысли;
3) воспитывать у учащихся интерес к слову, к русскому языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
І.Организационный момент.
Приветствие учителя.
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь .
--- Звучит песенка из «Шишкиной школы»
ІІ. Актуализация знаний учащихся
1. Учащиеся, на первый, второй, третий рассчитайсь. Класс делится на 3 группы, каждая занимает свое место.
--- Запишите «Девятнадцатое апреля
Классная работа»
--- А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй, третий). И у каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). На что указывают эти числительные? (на порядок). Делаем вывод, какие это числительные?
Значит тема сегодняшнего урока? Учащиеся записывают тему урока « Порядковые числительные»
1. Прочитайте и решите шараду. Назовите порядковые числительные, определив их роль в тексте.
Первый слог метут метлой,
Глазом же зовут второй, Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое. (Сороконожка)
ІІІ. Изучение нового материала.
1.Слово учителя о порядковых числительных.
Порядковые числительные образуются от количественных: три – третий, четыре – четвертый, двадцать – двадцатый и т. д.
Порядковые числительные первый, второй образованы не от количественных числительных один, два, а от других слов.
Порядковые числительные изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например: пятый вагон – пятые вагоны; пятый вагон, пятая платформа, пятое здание;
И. пятый вагон
Р. пятого вагона
Д. пятому вагону
В. пятый вагон
Т. пятым вагоном
П. о пятом вагоне.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Сложные порядковые числительные, которые оканчиваются на –тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся в одно слово, например: пятитысячный, трехмиллионный, восьмимиллиардный.
2.Чтение учащимися теории (с.260, учебник «Русский язык. 6 класс.»
Автор Давыдюк Людмила). Что не было сказано учителем?
ІV. Закрепление.
1.Упражнение 261. Прочитать текст. Работа по группам: первая – первый абзац; вторая – второй абзац; третья – третий и четвертый абзац. Прочитать, выписать числительные и определить разряд (цифры записать словами).
Какая информация содержится в тексте? Какую роль играют числительные в тексте?
2. Просклоняйте числительные:
1)третий, сорок восьмой;
2)пятый, триста девяностый;
3)восьмой; двухтысячный.
3. Творческая работа. Замените цифры числительными. Запишите словосочетания с порядковыми числительными.
Образец. Доходы в 3 миллиона. – Трехмиллионные доходы.
1. Население в 125 тысяч. Шест длиной в 3 метра.
2. Ребенок, которому 6 месяцев. Поход, который продолжался 8 дней.
3. Перерыв продолжительностью 10 минут. Бидон вместимостью 11 литров.
4.Измените по родам порядковые числительные:
1) 4,100; 2) 7, 50;
3) 11, 20.
5.Диктант с преобразованием.
1)Маша перевернула 31 страницу. А. С. Пушкин родился в 1799 году.
2)Нужная информация была лишь в 21 томе. Н. В. Гоголь родился в 1809 году.
3) 125 километр мы преодолели с трудом. Т. Г. Шевченко родился в 1814 году.
6. Запишите цифры словами. Выделите окончания.
1) 12 апреля, 5 день, 135000 посетитель.
2) 19 конфета, 1 сентября, 3000000 житель.
3)сбил 7 мишень, 1 Мая, 5000 экземпляр.
7. Отгадайте загадки.
Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Смотря чего, нам же не знать.
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый, второй,
Сто тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь...(числительное).
Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 синицы. (Год,
месяцы, недели)
5 братьев годами равные, да ростом разные.(5 пальцев)
У 2 матерей по 5 сыновей, 1 всем имя.(Рука, пальцы)
4 братца 1 кушаком подпоясаны, под 1 шляпой стоят. (Стол)
У 7 братьев по 1 сестрице. Много ли сестер? (Одна)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое)
4 брата бегут, друг друга не догоняют. (Колеса)
Рассыпали горох на 77 дорог, никто его подбирает. (Град)
2 стоит, 2 лежит, 5 ходит, 6 водит, 7 песенки поет. (Дверь)
V.Подведение итогов урока.
1. Я запомнил…
2. Мне понравилось…
3. Я не понял…
VI. Домашнее задание.
с.260 – правило, упражнение 263
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.