Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Проверка парных согласных в корне слова»
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Проверка парных согласных в корне слова»

Оценка 4.8
docx
17.09.2020
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Проверка  парных согласных в корне слова»
2 кл проверка пар согл в корне.docx

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

 

МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район»

Конспект открытого урока по русскому языку

во 2 классе

«Проверка  парных согласных в корне слова»

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Гамзалаева Зайнаб Абдулмеджидовна

.

Цели урока:

  • познакомить с правилом проверки парной согласной в конце слова путём изменения формы слова;
  • развивать умения сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать речь посредствам фразеологизма;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой

начнем наш урок.

-Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь

 

 2.Минутка чистописания.

 На доске: б, в, г, д, у, ж, з

 - Начнём наш урок с минутки чистописания. Но сначала ответьте мне на несколько вопросов.

 - Какая буква лишняя, почему? (у). Охарактеризуйте её. (Обозначает гласный звук, указывает на твёрдость согласного).

Из орфографического словаря выпишите слово на эту букву. Почему слово оказалось в словаре? (Ответы детей.)

 - Как отличить гласные от согласных? Какие это согласные? (Парные) Сколько их пар в русском языке? (6). Запишите пары согласных/

 

3.Работа со словарными словами

Один обучающийся работает у доски, остальные на месте.

На доске: м. .тель, к. . пуста, мес. . ц, яг. . да, ж. . лтый, т. . пор, р. . бята, в. . р. . бей.

 - Вставить пропущенную букву.

 - Какие буквы вы вставляли? (Гласные.) Какие гласные? (Непроверяемые ударением.) Как убедиться в правильности написания слов с непроверяемыми гласными? (Проверить по орфографическому словарю.)

-Откройте учебник на с.18 и прочитайте тему урока

Упр.29(с.18)

-прочитай те первую пару слов

-Какой звук произносится на месте выделенных букв(П)

-Одинаково ли он обозначается буквой?9 нет,в первом слоге пишется буква П, а во втором –Б)

-Можно ли определить на слух какой звук писать в слове?

_-Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите?(б-п)

_-Какие парные по звонкости-глухости вы подчеркнули?

 

4.Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять - (дети шагают на месте)
Мы выходим погулять.
Вместе весело идти. (обе руки вперёд – к плечам,
Солнце светит нам в пути. обе руки вверх – к плечам)

 

5.Работа по теме урока.

- Внимание на экран. Подобрать к слову «поезд» - родственные слова.

(учащиеся подбирают и по - одному выходят и записывают слова) Поезд – поездка, ездить, переезд, выезд, проезд, въезд.

 - Выделить корень во всех словах.

- Подумайте, в каких словах написание парных согласных в корне расходится с произношением?(Поезд, поездка,

Переезд, выезд, проезд,въезд)

- Почему? (Перед [к] и на конце слова парные согласные оглушаются).

- Выберите проверочные слова

(ездить)- Как вы думаете, почему это  слово является проверочным?

(Потому что парные согласные произносятся отчетливо)

- Почему они произносятся отчетливо?

(После парного согласного стоит гласный)

- Сделайте вывод о том, как проверить парный согласный в корне.

-Парные согласные –

 Самые опасные.

 В корне ты их проверяй-

 Рядом  гласный подставляй.

 

6.Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.

Вставьте пропущенную букву и подберите проверочное слово. … - сугро..,, … - сне.., … - лё.., … - арбу.., … - гара.., … - пау.. .

- Как подбирали проверочное слово? ( Подбирали проверочное слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная).

- Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты. 

 

7.Закрепление изученного материала.

1.  Игра «Доскажи словечко»   устно

Грибникам он очень  нужен, 

Без  него  не  сваришь  ужин, 

На  охоту  не  пойдешь. 

Что  же  это?  Это ...  (нож). 

 

Ездить  нужно  осторожно, 

За  рога  держаться  можно. 

Жаль  вот  только — гривы  нет... 

Что  за  конь?   (Велосипед.) 

 

Шубка — иголки, 

Свернется  он — колкий, 

Рукой  не  возьмешь.

 Кто  это?  ж.) 

 

 Этот зверь  живет  лишь  дома,

С этим  зверем  все  знакомы.

У него  усы  как  спицы.

 Он,  мурлыча,  песнь  поет. 

Только  мышь  его  боится.

 Угадали?  Это... (кот). 

 

Заставит  плакать  всех  вокруг,

 Хоть  он  и  не  драчун,  а... (лук). 

 

Грозный  очень  и  отважный

Гривой  он  могучей  машет

А  рычит,  как  на  распев – 

Это  сильный  храбрый  ….  (Лев)

 

Кто один  имеет  рог?   Угадали? (Носорог.)

 

2.  Работа   парами   на  карточках: проверка    

Найти    какие    слова  являютсяпроверочными    для выделенных  слов  и  объяснить  почему?

   Голубь

-голубок,  голуби,  голубки

    Дуб                                                               

- дубки, дубовый,  дубок                                          

    Город

-городской,  города,  городок

 

3. Отгадываем  загадки.          

         -Записываем    в  тетрадь  слово-отгадку:  сначала

проверочное  слово, а  потом  проверяемое.

         -Проверка:  меняются  тетрадями и  оценивают друг друга  с

помощью   «светофора».                                                                                   

        Арбузы  –  арбуз,    тетради  –  тетрадь,  медведи  –  медведь,

морозы – мороз.

4. Тест на закрепление

I вариант

1) Произношение какого согласного может расходиться с его обозначением на письме?

1) б

2) м

3) н

2) прочитайте однокоренные слова. Укажите слово, в корне которого парный согласный надо проверять.

1) зубик

2) зуб

3) зубастый

3) Ученик подбирал к словам проверочные слова. Укажите его ошибку.

1) лес – леса

2) хлеб – хлебец

3) сторож – сторожка

4) Прочитай стихотворение. Сколько в нем слов с парными согласными, требующими проверки.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

1) 2 слова

2) 3 слова

3) 4 слова

II вариант

1) -// - // - //

1) р

2) з

3) л

2) -// - // - //

1) хлеб

2) хлебный

3) хлебушек

3) -// - // - //

1) снег – снеговик

2) глаз – глазки

3) арбуз – арбузы

4) -// - // - //

Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

1) 2 слова

2) 3 слова

3) 4 слова

-Проверим. Поменяйтесь работами. Я буду читать задания и правильный ответ, а вы  ставьте рядом с заданием + или -

 

8.Подведение итого урока

_С какой орфограммой познакомились на уроке?

-Послушайте стихотворние и сделайте вывод: что мы должны запомнить о написании слов с парной согласной в корне?

Глухие звуки-это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить

-Всё ли вам было понятно на уроке?

-Где допустили ошибки?

 

8. Рефлексия

 Чему учились на уроке?

- Что получилось хорошо?

- Над чем следует поработать?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Возьмите смайлики и оцените свою работу.

Сова очень довольна вашими ответами. Молодцы!

 

9.Домашнее задание:

С. 21, упр. 33, р.т* с.13, упр. 25

 

 

 

 

Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г.

Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район»

Отзыв коллег об открытом уроке русского языка

во 2 «Б» классе

«Проверка  парных согласных в корне слова»

учителя начальных классов

Гамзалаевой Зайнаб Абдулмеджидовны

Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о проверке слов с парным согласным на конце слова. Учащиеся учились проверять слова с парным согласным на конце слова, выписывать слова парами, закрепляли умение характеризовать орфограммы. Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Опираясь на представления детей о согласных звуках (звонких и глухих): характеристике звонких и глухих согласных звуках; о парности согласных звуков по звонкости-глухости, Зайнаб Абдулмеджидовна  применила  подводящий  диалог, в результате которого детьми было сформулировано правило о правописании парных согласных в корне слова.
Открытие знания о способах проверки парных согласных происходило в ходе исследования записки, в словах которой нужную букву необходимо было выбрать между буквой, которая обозначает звук, который слышится при произношении этой буквы, либо буквы, которая обозначает на письме данный звук. В итоге ребята не только открыли новое знание, но и сформулировали правило. Ключевые слова по ходу диалога-исследования фиксировались на доске, чтобы намеренно создать ученикам зрительную опору во время формулировки нового правила, во время практической работы, т.е. при выработке умения.
На этапе выработки и применения знания у ребят формировались умения планировать свои действия и контролировать их выполнение в ходе парной работы (регулятивные УУД), умение слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли (коммуникативные УУД). На этом этапе при выполнении и проверке заданий Зайнаб Абдулмеджидовна сочетала фронтальную и индивидуальную работу на местах и у доски. А также ребята имели возможность работать в парах, где им были предложенные карточки из задания «Бермудский треугольник», в которых учащиеся отличали проверочное слово от проверяемого, определяли сильную и слабую позицию парных согласных, вставляли пропущенные парные согласные, выделяя орфограмму, пользуясь ранее сформулированным правилом о проверке парных согласных в корне слова.
На протяжении всего урока учащиеся не просто упражнялись в правописании слов с парными согласными, но и наблюдали за использованием слов с данной орфограммой в различных речевых ситуациях: в песне, в тексте. Это способствовало установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется (личностное УУД, смыслообразование). Именно в связи с этим тема урока была сформулирована не учителем, а самими учащимися. Физминутка проведена не только с целью предотвращения утомляемости, но и с целью отработки умения на слух определять написание парных согласных в корне слова.
На всех этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

 Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. 

 



Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г.

Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район»

Отзыв родителей об открытом уроке русского языка

во 2 «Б» классе

«Проверка  парных согласных в корне слова»

учителя начальных классов

Гамзалаевой Зайнаб Абдулмеджидовны

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Обеспечить работоспособность учащихся  позволило и использование на данном уроке мультимедийной презентации, которая была нацелена на разные виды восприятия, активизировала познавательную деятельность ребят. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемые в презентации, воздействовали на учащихся намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
При распределении материала по этапам урока Зайнаб Абдулмеджидовна учитывала психофизиологические возможности второклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности, поэтому самый работоспособный отрезок урока был отведён введению знаний, начиная с десятой минуты урока. А возможность физиологической разгрузки была предложена после изучения нового правила, чтобы не прерывать процесс «открытия» знания.
Ребята работали в парах и в группах, ответили на вопрос, как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, если вам трудно, дети пришли к выводу: написание парных звонких и глухих согласных нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.
Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям. Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.
В конце урока провела рефлексию, где ребята имели возможность сами оценить свою деятельность на уроке и еще раз сформулировать правило проверки парных согласных в корне слова.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. 

 

 

Родители 2б класса


 

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Какой звук произносится на месте выделенных букв(П) -Одинаково ли он обозначается буквой?9 нет,в первом слоге пишется буква

Какой звук произносится на месте выделенных букв(П) -Одинаково ли он обозначается буквой?9 нет,в первом слоге пишется буква

Грибникам он очень нужен,

Грибникам он очень нужен,

Арбуз ы – арбуз, тетрад и – тетрадь, медвед и – медведь, мороз ы – мороз

Арбуз ы – арбуз, тетрад и – тетрадь, медвед и – медведь, мороз ы – мороз

II вариант 1) -// - // - // 1) р 2) з 3) л 2) -// - // - // 1) хлеб 2) хлебный 3)…

II вариант 1) -// - // - // 1) р 2) з 3) л 2) -// - // - // 1) хлеб 2) хлебный 3)…

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей

Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»

МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020