ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Конспект открытого урока русского языка
(коррекционная школа)
«Главные и второстепенные члены предложения» 4 класс
Разработала урок
учитель начальных классов
Аджиева Наида Альгампашаевна
Цель урока: Расширить знания детей о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи урока:
Образовательные:
Учить находить главные и второстепенные члены предложения;
Учить выделять главные и второстепенные члены предложения.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать речь учащихся через составление предложений и работу с текстом;
Развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся
Прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование: карточки с буквами, пословицы, карточки со словами, предложениями и буквами.
Ход урока.
1. Орг. Момент
«-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших добрых глаз.
-Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты русского языка».
Здороваются с учителем.
2. Словарная работа (игра «Угадай слова»).
«-Внимательно посмотрите на буквы и составьте из них слова.
екатпагеребганизма ревет
(аптека, берег, магазин, ветер)
-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
-Все справились?
-Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек. Оранжевая карточка буква «О»; красная – «А»; зеленая – «Е».
-Молодцы, мы повторили написание словарных слов.
-Ребята, куда обращается человек, когда болеет и ему нужны лекарства?
-Придумайте родственные слова к слову аптека.
-Сегодня мы вспомним, что нужно делать, чтобы не болеть.
Ученики составляют слова из букв
(аптека, берег, магазин, ветер).
Записывают слова в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают непроверяемую гласную.
«-Да».
Выполняют проверку с помощью сигнальных карточек.
«-В аптеку».
«-Аптекарь, аптечный».
3. Подготовка к усвоению нового учебного материала (работа по вариантам).
«-Ребята посмотрите, на доске записаны предложения.
Маша прочитай, пожалуйста».
«-Назовите главные члены каждого предложения.
-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
- Все ли понятно?
- А что помогает, уточняет прочитанное?
-Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
«-Теперь выполним задание.
1 вариант выписывает подлежащее и сказуемое из первого и второго предложения.
2 вариант выписывает подлежащее и сказуемое из третьего и четвертого предложения.
-Все выполнили?
-Молодцы, поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнена работа.
-Проверили, есть ошибки?
Молодцы».
Маша: «-Дети берегут своё здоровье. Коля занимается спортом. Аня кушает фрукты. Ваня закаляется по утрам».
«-Дети берегут. Коля занимается. Аня кушает. Ваня закаляется».
«-Нет».
«-Другие слова, другие члены предложения».
Выполняют работу по вариантам, выписывают из текста главные члены предложения.
«-Да».
Выполняют взаимопроверку.
«-Проверили, ошибок нет».
4. Усвоение новых знаний (составление предложений).
«-Ребята, сейчас мы с вами выполним следующую работу, будем составлять предложения.
Составьте предложение со словом морковь.
-Молодцы ребята, теперь давайте выполним разбор предложения, найдем и выделим главные и второстепенные члены предложения.
Катя выйдет к доске, а вы ребята выполняете разбор в тетрадях».
-Все выполнили? Молодцы ребята.
-Для чего нужно употреблять в пищу овощи и фрукты?
-Правильно ребята.
-Отгадай загадку.
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
-Правильно. Составьте предложение со словом солнце.
-Теперь выполним разбор предложения, найдем и выделим главные и второстепенные члены предложения.
Вова выйдет к доске, а вы ребята выполняете разбор в тетрадях».
-Все выполнили? Молодцы ребята.
-Теперь составьте предложение со словом здоровье.
-Сейчас выполним разбор предложения, найдем и выделим главные и второстепенные члены предложения.
Ваня выйдет к доске, а вы ребята выполняете разбор в тетрадях».
-Все выполнили? Молодцы ребята.
-Как нужно беречь своё здоровье?
-Молодцы ребята.
«-Морковь растет на грядке».
Ученики выполняют разбор предложения: Катя у доски, остальные дети в своих тетрадях.
«-Чтобы быть здоровыми, во фруктах и овощах содержатся витамины».
«-Солнце».
«-Солнце светит ярко».
Ученики выполняют разбор предложения: Вова у доски, остальные дети в своих тетрадях.
«-Береги своё здоровье».
Ученики выполняют разбор предложения: Вова у доски, остальные дети в своих тетрадях.
«-Зимой тепло одеваться, кушать овощи и фрукты и т.д.».
5. Физминутка.
«-Давайте отдохнем и выполним небольшую разминку.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Ученики повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (составление деформированного предложения).
«-Ребята, на доске записаны слова. Ваше задание составить из этих слов предложение.
(Маша, дворе, гуляет, маленькая, во).
-Составили? Какое предложение получилось?
-Молодцы ребята. Теперь запишите это предложение в тетрадь.
-Записали?
-Теперь выделите в этом предложении главные и второстепенные члены предложения.
-Все справились?
-Назовите главные члены в этом предложении.
-Назовите второстепенные члены в этом предложении.
-Молодцы ребята».
«-Маленькая Маша гуляет во дворе».
«-Да».
«-Да».
«Маша – подлежащее; гуляет – сказуемое».
«Маленькая – определение; дворе – обстоятельство».
7. Закрепление полученных знаний (работа по рядам).
«-Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет».
По воскресеньям дети гуляют в парке. На прогулку Саша берёт угощение для птиц и зверей. Дети крошат хлеб уткам. Белочку кормят ребята из рук печеньем.
-Молодцы ребята, все справились с заданием.
-Ребята, почему нужно каждый день гулять?
-Какая от этого польза для здоровья?
-Правильно ребята».
Ученики выделяют в предложениях главные члены предложения.
«-Потому что это полезно для здоровья».
«-На улице мы дышим свежим воздухом и т.д.».
8. Подведение итогов урока.
«-Ребята, послушайте внимательно пословицу:
Здоровье за деньги не купишь.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Молодцы ребята.
-Ребята, чему мы учились на уроке?
-Назовите главные члены предложения.
-Как выделяют главные члены предложения?
-Назовите второстепенные члены предложения.
-Как выделяют второстепенные члены предложения?
-Молодцы ребята.
-Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо занимались».
«-Здоровье нужно беречь».
«-Находить и выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения».
«-Подлежащее и сказуемое».
«-Подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое двумя чертами».
«-Определение, дополнение, обстоятельство».
«-Определение подчеркивают волнистой линией, дополнение пунктирной линией, обстоятельство пунктиром и точкой».
Директор
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв коллег
об уроке русского языка в 4а классе
(коррекционная школа)
по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
учителя начальных классов
АджиевойНаидыАльгампашаевны
На уроке были решены задачи на следующих этапах урока:
Первый этап – организационный момент на данном этапе был проведен психологический настрой учащихся.
Второй этап – словарная работа, на данном этапе была проведена игра «Угадай слово». Дети составляли слова из букв, затем расставляли ударение в данных словах и подчеркивали безударные гласные, далее была проведена проверка написания словарных слов с помощью сигнальных карточек.
Третий этап – подготовка к усвоению нового учебного материала. На данном этапе дети читали предложения, записанные на доске и называли главные члены предложений Далее выполняли работу по вариантам: выписывали из предложений подлежащее и сказуемое.
Четвёртый этап – усвоение новых знаний. На данном этапе ученики составляли предложения со словами: морковь, солнце и здоровье. Далее выполняли разбор данных предложений, находили и выделяли главные и второстепенные члены предложения. Также отвечали на вопросы учителя. Затем для снятия физического напряжения была проведена физминутка.
Пятый этап –первичная проверка понимания учащимися нового материала. На данном этапе ученики составляли деформированное предложение, далее записали его в тетрадь и выделили в нем главные и второстепенные члены предложения и назвали их. Шестой этап – закрепление полученных знаний. На данном этапе была проведена работа по рядам: каждый ряд получил лист с текстом, в котором ученики выделяли главные члены предложения. Далее ученики отвечали на вопросы учителя.
На седьмом этапе был подведен итог урока, детям задавались вопросы по пройденной теме с целью закрепления полученных знаний. Урок состоял из 7этапов, все они были рациональны для решения задач. Все этапы связаны между собой. В ходе проведения урока между всеми этапами урока время было распределено рационально. На протяжении всего времени в классе была хорошая психологическая атмосфера, дети с интересом работали на уроке.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала
Отзыв родителей
об уроке русского языка в 4а классе
(коррекционная школа)
по теме «Главные и второстепенные члены предложения» учителя начальных классов
АджиевойНаидыАльгампашаевны
Учитывая уровень развития учащихся, НаидаАльгампашаевнапопыталась организовать работу так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала формуучебной исследовательской деятельности. Были использованы следующие образовательные технологии: групповая технология, проблемное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
Использованы
наглядные методы (схемы, иллюстрации, карточки со словами), традиционные
словесные методы: рассказ, беседа, диалог.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В
содержание урока НаидаАльгампашаевна включила элементы обучения школьников
универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики,
исходя из опорных слов.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и сформулировать новый вывод о грамматическом разборе предложения, в котором присутствует дополнение.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на достижение целей.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники отрабатывали грамматический разбор предложения, находили в предложении главные и второстепенные члены. Закрепляли знания о видах предложения по цели высказывания, интонации, составу.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников данного класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Родители 4а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.