МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ "ТАКАЛАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Россия, республика Дагестан, 368215, Буйнакский район с.Такалай E-mail: [email protected]
Конспект открытого урока русского языка
в 5 классе по теме "Омонимы"
Разработала урок
учитель русского языка
и литературы
Килясханова Сапият Муталимовна
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи:
развитие умения формулировать определение понятий;
формировать умения работы со словарями;
научить отличать омонимы и многозначные слова;
развитие коммуникативных умений;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитание интереса и уважения к родному языку.
Оборудование:
Проектор
Компьютер
Толковые словари
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку? Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, к нам пришли гости посмотреть на наши успехи. Вы готовы показать свои знания и умения? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
Прекрасно, у всех хорошее настроение. Значит, пора за работу!
Я всем вам желаю хорошего настроения, удачи, актив-ности, высокой работоспособности и конечно, новых и новых знаний! Итак, пора за работу! Записываем число, классная работа
2. Актуализация знаний
Лингвистическая сказка.
Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…
В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.
И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.
Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.
И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».
Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:
Мы
слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Вопросы:
- Какие лексические термины встретились нам в сказке? ( Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)
- Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)
Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по
написанию, но абсолютно разные по лексическому значению.
- Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но абсолютно разные по своему лексическому значению.
3. Применение нового знания. Самостоятельная работа
1Задание: Найди омонимы
горький лук – лук охотника;
подземный ключ – ключ от входной двери;
кисть рябины – кисть для рисования:
шуба из норки – мышиные норки
Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.
Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов»
2 Задание: Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.
Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)
3 Задание: Определите вид омонимии, составьте предложения.
Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,
Мука - мука.
4 Задание: Найдите омонимы. Определите, какая пара лишняя? Почему?
горький лук – лук охотника;
подземный ключ – ключ от входной двери;
кисть рябины – кисть для рисования:
шуба из норки – мышиные норки
Разгадайте загадки, запишите ответы.
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской.
Загадка2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
4. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки
Зарядку проводит учитель.
5. Закрепление
1) Игра «Согласен – не согласен»
- омонимы –это слова разных частей речи
- омонимы – это слова различные по звучанию и написанию
- омонимы – это слова разные по лексическому значению
- в словаре значение слов-омонимов находится в одной словарной статье
2) Игра «Перевертыши»
-Замените в словосочетаниях зависимые слова так, чтобы главные слова стали омонимами.
Гибкий лук –
Водопроводный кран –
Вкусные лисички –
Хлебный ток –
Ржавый ключ –
Песчаная коса –
3) Шуточные вопросы
Какую строчку не сможет прочитать не один учёный?
Какой бор никогда не имеет листвы?
Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
Всякий ли цилиндр – шляпа?
У каких башмаков не бывает каблуков?
- На каком явлении основаны данные загадки?
4) Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
В темноте сидеть было неприятно.
Мама начала седеть.
Апельсин – плод цитрусового дерева.
По реке проплывал плот.
В языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны – омос – одинаковый, фонс – звук.
6. Итог
Тестирование.
Укажите номер правильного ответа.
1.Словарный состав языка изучает раздел науки о языке:
грамматика
лексика
морфология
синтаксис
2.Найдите ряд слов в переносном значении:
лисья хитрость, железная воля, каменный дом.
золотое сердце, тёплый приём, сердечный человек
дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ,
грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь
3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
однозначными
многозначными
синонимами
омонимами
антонимами
4.Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:
Не люблю запах_________
Туго натянуть тетиву ___________
Умыть _________
Определить ________глагола.
Скорчить__________
Обезвредить вражескую _________
Подъёмный __________
__________с горячей водой.
Прикусить _____________
Английский___________
7. Рефлексия.
- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
- Что вызвало затруднение?
8. Домашнее задание
Учить теоретический материал §60
Выполнить упражнения 1 вар.- 343, 2 вар.- 344.
Творческое задание (по желанию): составить кластер.
Директор МКОУ «Такалайская СОШ»___________ И.Ш.Акаев
Зам. директора УР МКОУ «Такалайская СОШ» ___________ А.Р. Гереева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ "ТАКАЛАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Россия, республика Дагестан, 368215, Буйнакский район с.Такалай E-mail: [email protected]
Отзыв коллег
об уроке русского языка
в 5 классе по теме "Омонимы"
учителя русского языка и литературы
Килясхановой Сапият Муталимовны
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему – и урок не получится. Девиз урока-: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я пойму, вовлеки меня- и я пойму» ( китайская народная мудрость) тема урока: «Омонимы»
Исходя из целей урока , структура урока ( отраженная в технологической карте) состоит из этапов.
1-Оргмомент и эмоциональная рефлексия в начале урока способствовали психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
2- Создание проблемной ситуации посредством наблюдения над языком- прием «отсроченная отгадка».
3- Актуализация опорных знаний учащихся , определение темы урока. Учащиеся сами формулируют тему урока , отвечая на вопросы кроссворда, опираясь на ранее полученные
4- Целеполагание- в определении целей и задач урока принимают участие учащиеся. Один из важнейших этапов урока , т.к. «ни один ветер не будет нам попутным, если мы не знаем конечной цели нашего корабля».
5-Открытия нового знания . Учащиеся самостоятельно формулируют определение нового лингвистического термина «омонимы»
6-Практическая деятельность по закреплению новых знаний походит в игровой форме групповой работы , что способствует самореализации, самоутверждению ученика, развитию познавательного интереса, стимулированию умственной деятельности, преодолению пассивности, снятию эмоционального напряжения. В составе команды каждый ученик несет ответственность за коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом , соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
7-Динамическая пауза. Создает условия для снятия эмоционального напряжения и устранения перегрузки учащихся. Неотъемлемый этап современного урока. Эффективная реализация оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. Здесь уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
8-Открытие нового знания. Практическая деятельность по закреплению.
Посредством наблюдения над языком, опираясь на ранее полученные знания учащиеся самостоятельно открывают для себя новые лингвистические термины ( анализ, синтез). («омо»- одинаковый + «фон»- звук= омофоны и т.п.)
9-Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Прием «Я-учитель»- проверяют и оценивают ( оценка+отметка) работы друг друга. Нет неудовлетворительной оценки! Есть «повтори и напиши работу вновь( на след. уроке)»
10- Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
На уроке я использовала два вида рефлексии :
1-качественная рефлексия осуществлялась посредством приёма незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. «Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я узнал …»
2- эмоциональная рефлексия. Ответьте вашими сигнальными карточками ( грустный- веселый смайлик), какое у вас настроение в конце урока.
11- Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий, что призвано повышать мотивацию к изучению предмета, повышать активность и улучшать качество знаний каждого ученика.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Дети свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показать свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов , что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
Директор МКОУ «Такалайская СОШ»___________ И.Ш.Акаев
Зам. директора УР МКОУ «Такалайская СОШ» ___________ А.Р. Гереева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ "ТАКАЛАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Россия, республика Дагестан, 368215, Буйнакский район с.Такалай E-mail: [email protected]
Отзыв родителей
об уроке русского языка
в 5 классе по теме "Омонимы"
учителя русского языка и литературы
Килясхановой Сапият Муталимовны
Дети были активны, работали все, они тоже оценили и урок, и свое моральное состояние, адекватно оценивали свою учебную деятельность.
Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий и повышению качества знаний.
На уроке были использованы современные образовательные технологии -проблемно-диалогическая технология, ИКТ, технология здоровьесбережения, двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся (работа с учебником, по карточкам, работа у доски), что позволило снятию напряжения учащихся, снижению утомляемости.
Исходя из цели урока, учила детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность обнаруживать незнание, находить причины затруднений), использовала разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, и проблемную форму обучения, которая учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке использовались четкие критерии самоконтроля и самооценки.
Добиваясь осмысления учебного материала всеми учащимися, подбирала для этого специальные приемы, стремилась оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряла и поддерживала минимальные успехи, решая коммуникативные задачи урока. Обучающиеся имели возможность проявить себя в разных видах деятельности.
Принимая и поощряя выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, я обучала корректным формам их выражения.
Считаю удачным выбор формы урока. Урок - путешествие во многом способствовал и повышению активности учащихся, и их работоспособности.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создавал атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществлялось глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность).
Результаты рефлексии показали, что учащиеся материал усвоили, получили стимул к дальнейшей деятельности.
Урок прошел успешно, с высокой активностью учеников, при поддержке присутствующих, их доброжелательном отношении.
Родители 5 класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.