Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Конспект открытого урока в 8 классе
по теме
«Внешняя политика Екатерины II»
Разработала урок
учитель истории и обществознания
Мусаева Майсарат Магомедовна
Цели урока:
-раскрыть внешние факторы, влиявшие на формирование и реализацию внешнеполитического курса Екатерины II;
-показать ее особенности и основные направления;
-оценить результативность внешней политики России 1762 - 1796 годов;
-закрепить умения учащихся работать с картой, обосновывать свои выводы фактами, расширять словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями.
Задачи:
Образовательные:
подведение учащихся к основным направлениям внешней политики России во второй половине 18 века,
подведение к пониманию важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю,
раскрытие причин и характера войны;
Развивающие:
формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.
Тип урока: изучение нового материала
План
урока:
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
2. Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
3. Ход войны 1768-1774 гг.
4. Итоги войны.
5. Причина русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
6. Ход войны.
7.
Итоги войны.
8. Подведение итогов урока.
Основные понятия и термины:протекторат, коалиция, контрибуция
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII в., учебник для 7 класса, карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Тест.
1. Жалованная грамота дворянству была издана
1) в 1767г.
2) в1775г.
3) в1785г.
4) в 1792г.
2. Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы, называются
1) отходниками
2) посессионными
3) приписными
4) рекрутами
3. Инициатором создания Вольного экономического общества были
1) Г. Орлов и Р. Воронцов
2) А. Радищев и Н. Новиков
3) Г. Потемкин и А. Орлов
4) И. Шувалов и М. Ломоносов
4. По закону о престолонаследии, подписанном Павлом I, передача престола осуществлялась
1) от старшего в роде к младшему по мужской линии
2) от отца к сыну по мужской линии
3) по желанию императора своему родственнику
4) от императора к императрице, а затем к старшему сыну или дочери
5. Екатерина II созвала Уложенную комиссию
1) в 1762 г.
2) в 1767 г.
3) в 1775 г.
4) в 1786 г.
6. Отметьте причину восстания под предводительством Е. И. Пугачева
1) тяжелые условия жизни и труда работных людей
2) недовольство церковной реформой
3) борьба за привилегии между запорожскими и яицкими казаками
4) недовольство правлением самодержцев
7. Что из названного является итогом экономической политики Екатерины II?
1) появление новой культуры – картофеля
2) появление инфляции
3) строительство первых металлургических заводов
4) снижение налогов с посадских людей
8. Кто из названных лиц является автором нашумевшего в России произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»?
1) А. Радищев
2) Д. Фонвизин
3) М. Щербатов
4) М. Ломоносов
9. Академия наук была открыта в России
1) в 1725 г.
2) в 1740 г.
3) в 1755 г.
4) в 1770 г.
3. Изучение нового материала
- Тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины 2». Посмотрим на план урока, на изучение этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет рассмотрен вопрос о взаимоотношениях России и Турции, остальные вопросы на втором уроке.
Эпиграфом к нему служат строки из стихотворения
Ираиды Мордвиновой.
«Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути».
- Как связаны эти строки с темой нашего урока? (ответ детей: один из путей стать великой державой – вести активную успешную внешнюю политику, славу стране приносят успехи русского оружия).
–
Охарактеризуйте отношения России с соседними странами.
– Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739 гг., её результаты.
Назовите причины и результаты русско-шведской войны 1740-1741 гг.
– Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в
данный период.
– Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию
Крымского ханства.
- Давайте вспомним, как складывались взаимоотношения России с европейскимистранами и Османской империей в середине XVIII века. ( после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне1756-1762 гг.)
- Каковы итоги Семилетней войны? (Смерть ЕлизаветыПетровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск кбезрезультатным итогам войны)
- Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху
дворцовых переворотов? (Не добилась Россия выхода к Чёрному морю, не решены«украинский» и «белорусский» вопросы).
- В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (РечиПосполитой)
- Итак, каковы основные задачи внешней политики Екатерины II?
( Действительно, придя к власти Екатеринаунаследовала две главные внешнеполитические проблемы - турецкую и польскую).
- Кроме этого, сохранялась задача обеспечения безопасности петровскихзавоеваний в Прибалтике. Великая Французская революция вызвала создание подэгидой Екатерины 2 первой антифранцузской коалиции.
- Ребята, обратите внимание, у нас встретилось новое определение. Посмотрите, что такое коалиция? (союз государств, направленный против другого государства или других государств).
– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? (необходимо было получить выход к Черному мору).
- Какие открывались возможности для России? (1.Ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства. 2.Возможность заселения и освоения южных плодородных земель. 3. Развитие внешнеторговых связей с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).
– Как можно было решить задачи? (Мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран:России и Турции).
1.Южное: Борьба за выход России к Черному морю.
2.Западное: Укрепление позиций и влияния России в Европе:
2.1. Участие России в разделах Польши.
2.2. Борьба с революционной Францией
Характеристика Южного направления:
А) русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Б) русско-турецкая война 1787-1791 гг.
- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османскойимперией).
- Каковы же причины русско-турецких войн в царствование Екатерины 2? (стремление России обрести выход к Чёрному морю и стремление Турциирасширить свои владения в Северном Причерноморье).
Работа с учебником
-Давайте поработаем с ходом военных действий и итогами русско-турецких войн.
Первый ряд работает с русско-турецкой войной 1768-1774 гг. (стр. 193-195)
второй – русско- турецкой войной 1787-1791 гг. (стр.195-199)
1.Задание по русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг
- Сражения у реки Ларги и реки Кагул (1770 г. П. А. Румянцев) |
|
- Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и Г.А. Спиридова) - Заняли Туртукай и форсировали Дунай (1773г.А. В. Суворов) |
|
Итоги войны |
|
… г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор |
|
(Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море, признаниенезависимости Крымского ханства). Работа с картой. Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи. - Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции. 2. Задания по русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг. (Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России). - Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1787-1791 гг ● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А. В. Суворв) ●Взятие крепости Очаков (1788г.Г. А. Потемкин) ●Поражение турок на реке Рымник (1789 г.) ●Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.) ●Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.) Итоги войны: … г. – Ясский мирный договор (Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом.Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии) Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи. - Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско-турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи имена им уже знакомы, а чьи учащиеся слышали впервые? Работа с терминами. Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств. Вывод: В итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских держав. - Во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике, участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические отношения с Северной Америкой. Об этих событиях вы узнаете на следующем уроке. Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199, прочитать, ответить на вопросы к параграфу, частично заполнить таблицу. Главные итоги внешней политики России Русско-турецкая война
Директор МБОУ "Мегебская СОШ" Виштаев М. М.
Зам.директора по УВР Омарова П. И. |
Вывод: В итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских держав. - Во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике, участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические отношения с Северной Америкой. Об этих событиях вы узнаете на следующем уроке. Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199, прочитать, ответить на вопросы к параграфу, частично заполнить таблицу. Главные итоги внешней политики России
|
||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.