Конспект открытого занятия
Тема: Актёрское мастерство.
«Искусство быть разным»
Цель: Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать и раскрыть творческую индивидуальность.
- Работать над дикцией и чистотой произношения.
Развивающие:
- Развить артистическую смелость, актёрское внимание,
воображение и фантазию.
- Развить импровизационные способности.
- Развить навыки сценического общения: работа с воображаемым и
реальным предметом.
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к участникам занятия.
Тип занятия: обобщение знаний и приобретение новых.
Вид занятия: упражнения по актёрскому мастерству.
Форма занятия: групповая, индивидуальная.
Оборудование для детей: театральные маски.
Оборудование для педагога: компьютер.
Презентация (Приложение 1)
Ход занятия:
1. Вводно - мотивационная часть
Слайд 1 – театральные маски
Добрый день, ребята. Как вы уже поняли, сегодня наше
занятие будет отличаться от всех остальных. Во-первых, тем, что на нём
присутствуют гости. И в связи с этим, я хотела бы сразу снять то возможное
напряжение, которое многие из вас испытывают из-за стороннего наблюдения.
Слайд 2 – нераспустившийся цветок
Говоря о вас как об участниках, можно образно
сравнить вас с нераспустившимися цветами.
Слайд 3 – руки садовника у цветка
Следовательно, я являюсь вашим садовником,
который делает всё возможное, чтобы вы росли, росли и, наконец, распустились в
прекрасные бутоны. И сегодня один из тех дней, когда садовник ухаживает за
своими цветами.
Слайд 4 – Цветок тянется к солнцу
А присутствующие здесь гости – это вовсе не злобные
и колючие сорняки, которые хотят задавить мои цветочки. Это лучи солнца,
которые дарят вам своё тепло и энергию для роста и развития. Ребята, встаньте
в линию напротив гостей.
А вас, уважаемые гости, я попрошу собрать внутри себя максимум
доброты, теплоты, любви, надежд, понимания, веры. Соберите это в некий
энергетический шар где-то у себя в груди. Почувствуйте его. При этом не должно
быть физического напряжения, работает только ваша внутренняя сущность. А теперь
только с помощью глаз направьте эту энергию детям.
А вы, ребята, загляните в глаза каждого гостя, примите эту
положительную энергию, искупайтесь в этих лучах.
Спасибо, «лучики» (гостям), спасибо, «цветочки» (детям),
присаживайтесь.
Только что вы все вместе выполнили упражнение по актёрскому
мастерству на «Лучезарное». И моя вам оценка «отлично». Поаплодируйте друг
другу.
Посмотрите (показывает на экран). По своей природе
цветы тянутся к солнышку, не ограждаются, не прячутся, не бегут от него. И это
правильно.
Слайд 5 – Букет разных цветов
Ведь только тогда они смогут вырасти и распуститься в прекрасные,
по-своему особенные бутоны. Каждый цветок неповторим по-своему.
Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.
Каждому из вас приходится играть разные роли, какие роли вы играете в жизни? Вы всегда разные, а на сцене вы какие? А разными быть на сцене - это искусство актёрского мастерства. Вы имеете определённые способности, знания, умения и навыки. Нужно ли совершенствовать свои способности?
Я думаю, что вы как и цветы будете неповторимы, возьмёте из занятия для себя всё то, что нужно настоящему артисту, освоите искусство быть разными.
2. Актуализация опорных знаний
I блок. Разминка.
1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров - мы видим друг друга. Я готовлю
вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить
за кадром.
2. Этюд с воображаемым предметом.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом
преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка
проблем”:
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив
свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно
забыть.
II блок. Речевые техники.
3. Отработка дикции.
Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно,
руки свободно опущены вдоль корпуса.
• вдох - руки и голову поднять вверх;
• выдох - наклон. Повторить 3 раза
Всей группой громко, чётко, разделяя каждый звук, произнесите
несколько раз такие звуки:
И, А, О,У,Ы.
После этого рекомендуется заняться скороговорками.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз
делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы
тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать её шёпотом, но
так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести её вслух,
но не быстро. А вот уже после этого - три раза подряд быстро.
Отбить ритм
- От топота копыт пыль по полю летит.
III блок. Театральные правила:
- тишина за кулисами;
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям;
- в роли находиться до конца представления;
- уметь слушать своих партнёров;
- все действия совершаем по хлопку.
Вспомним основные элементы связанные с театром (Презентация 2)
IV блок.
Предлагаемые обстоятельства (Разминка. Тренинг «дверь»). тренирует
воображение и сенсорное восприятие.
Отлично! Но нам пора на «сцену»! Предлагаемое обстоятельство
следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая
находится вот здесь! (показывает). Дверь закрыта. По очереди вы будете
входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.
Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами!
(Упражнение выполнено – дети на сцене).
Упражнение «Красим забор». Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:
Красит забор (кисточка - это ваша кисть руки).
Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).
Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).
Гребёт на вёслах.
Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на
две).
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся в шахматном
порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:
Упражнение «Зеркало». Одно из упражнений, которое может нам помочь, называется "Зеркало". Разделите свою команду на пары. Пусть встанут лицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикой показывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется, накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действия лидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, если лидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съёмке, облегчая второму участнику возможность их повторения.
5 блок. «Разгонка»
Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается
соединить в связный рассказ два предложения.
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому
сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зелёная
борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось
зажигать свечи».
4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила
интересные книги».
Моментальный спектакль "Не так живи, как хочется".
Действующие лица:
1.Король: «Ах, нелегко быть королём! Это очень важная миссия».
2. Принцесса: «А вы не принц на белом коне?».
3. Лев.
4. Кот.
5. Разбойник: «Я не я, корона будет моя!».
6. Слуга: «Спокойствие только спокойствие! Всё элементарно и
просто».
В одном королевстве жил-был король, он важно восседал на троне, и
всё время повторял: «Ах, нелегко быть королём! Это очень важная миссия».
У короля была дочь - прекрасная принцесса. Она сидела в замке и
всё время скучала. Единственным её развлечением было пение.
- А вы не принц на белом коне? - спрашивала она у проезжающих
всадников.
- Когда же он явится?- и она тяжело вздыхала.
- О! Как я устала ждать…
- Ах! Нелегко быть королём! - отвечал ей король, погружённый в
свои мысли.
Однажды, когда по своему обыкновению принцесса смотрела в окно,
мимо проезжал разбойник. Он давно мечтал завладеть короной глупого короля:
- Я не я, корона будет моя!
- А вы не принц на белом коне? - спросила принцесса.
- Я! - разбойник смекнул, что, похитив принцессу, он сможет
потребовать у короля выкуп.
- Я! – повторил он.
Разбойник, долго не думая, схватил принцессу, накинул ей мешок на
голову и поскакал в лес, где находилось разбойничье логово.
- А! - закричала принцесса.
- Ах! - воскликнул глупый король.
- Нелегко быть королём. Слуги!
На крик короля прибежал самый проворный из слуг Джон.
- Спокойствие только спокойствие! Всё элементарно и просто, -
успокаивал он короля.
- Моя дочь похищена! В лесу её растерзают страшные львы! Ах!
Нелегко быть королем! Полцарства и руку принцессы тому, кто освободит её, -
расщедрилось его величество.
Джон собрал небольшой узелок, взял своего верного Кота, который
всегда помогал ему справляться с неприятностями и раскланялся.
- В замок всех впускать и никого не выпускать, - отдал последние
поручения Джон и отправился в путь.
Логово разбойника охранял страшный Лев. Он был очень одинок,
потому что лесные звери боялись его и не хотели иметь с ним дело.
Джон шепнул Коту, чтобы тот подружился со Львом.
- Легко, хозяин.
Пока Кот и Лев налаживали контакты, Джон пробрался в избушку к
разбойникам. Он думал, что нужно спасать принцессу, но что же он увидел, когда
открыл дверь?..
Принцесса сидела на стуле и приказывала разбойнику:
- Если ты принц, то должен читать мне стихи, говорить о своей любви,
совершать ради меня подвиги. Сразись со Львом, например. К тому же мне нужно
новое платье, это уже износилось.
- Вот ещё выдумала! Лучше пол подмети. Я в дом хозяйку брал, а не
говорящее радио.
- Ах, так! - принцесса схватила веник и стала колотить им по спине
разбойника.
- Караул! Спасите! - закричал разбойник. И выбежал из избушки.
Джон хотел, было тоже спастись бегством, пока и ему не попало, да
только поздно. Принцесса увидела его.
- А вот и мой спаситель! Прекрасно! Как долго я тебя ждала…, - и
она упала в обморок прямо на руки Джону.
Видно предначертано ему было служить всю свою жизнь. Сначала
глупому королю, а потом его дочери. Джон не знал плакать ему или смеяться. Да
делать нечего, не бросать же человека в полуобморочном состоянии одного в лесу.
И слово короля закон, раз обещал полцарства и руку принцессы в придачу, должен
слово сдержать. А Джон должен приказания выполнять и не возражать.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
3. Итог занятия (Рефлексия)
Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и
одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.
Подведём итог. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю,
у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли
декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами
решите, чем вы будете заниматься.
Пока затишье и пока,
Блестит во мраке капля света!
В огромном зале тишина,
Ещё не начался спектакль.
И холодна пустая сцена!
Актёр, иди туда, смелей!
По театральному закону
Плачь, смейся, сердце не жалей,
Слова любви, как дождь пролей,
Всё до последнего поклона!
Спектакль закончился, Пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал «вся жизнь-игра»,
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!
Давайте поаплодируем друг другу. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.