Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Центр Образования № 33
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе
«Морское путешествие»
Подготовили и провели
воспитатель Родионова Н.В.
учитель – логопед Юрчук С.В.
2022 г.
Цели НОД:
· Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
· Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»,
«Социализация».
Коррекционно – образовательные, развивающие, вопитательные задачи:
· Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов;
· Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
· Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания,
выразительности речи, внимания, памяти;
· Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
· Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
· Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
· Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
· Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
· Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза,
гимнастика для глаз)
· Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
· Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
· Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и прием:
· Наглядный (пособия, картинки);
· Словесный (совместная речевая деятельность);
· Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
· Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Словарная работа: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Дети встают в круг
Воспитатель: - Ребята к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и как обычно начнем наше занятие
Создание эмоционального положительного фона (СЛАЙД 2)
Воспитатель: - В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево
В центре круга соберемся, а потом назад вернемся,
Улыбнемся, подмигнем т занятие начнем
(Звучит шум ветра) (СЛАЙД 3)
Воспитатель: - Ребята, что это за звук?
Дети: - Ветер.
Воспитатель: - Он все усиливается! Что это он принес? Письмо! Давайте прочитаем! ( на подоконнике воспиттель находит письмо)
-«Здравствуйте, ребята! Мы жители острова, который находится в Атлантическом океане, недалеко от Африки. У нас случилась беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь мы не можем говорить! Звуки находятся в сундуке, чтобы открыть сундук, надо узнать кодовое слово. Но Пират спрятал буквы,из которых оно состоит. И узнать их можно только тот, кто выполнит все задания Пирата. Помогите нам, пожалуйста найти буквы и открыть сундук со звуками»
Воспитатель: - Ну, что, поможем жителям Острова ?
Дети: - Да!
Вопитатель: В конверте островитяне и карту острова нам прислали. Сейчас мы попросим волшебный экран нам ее увеличить (СЛАЙД 4)
Давайте подойдем к глобусу и посмотрим, где же находится этот остров (на глобусе дети находят Африку).
Логопед: - Так как мы отправляемся на поиски звуков, давайте подготовим наши язычки
Артикуляционная гимнастика «Капитан Индюк» (СЛАЙД 5)
Дети садятся за столы
Воспитатель: Наши язычки подготовлены к путешествию.
Но, чтобы узнать на чём мы с вами отправимся в путь, отгадайте загадку:
На суше он родился
А на волнах морских сгодился.
Дети: - Корабль (СЛАЙД 6)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам построить корабли из палочек Кюизнера
(СЛАЙД 7) (палочки и схема находятся в корзиночках на столах)
Воспитатель: - Какого цвета палочки использовали для постройки корабля?
-Сколько палочек белого цвета использовали?
- Что вы построили из белых палочек?
- Какие части корабля вы еще знаете, назовите?
(после постройки палочки убирают обратно в корзинки)
Воспитатель: Чтобы наш корабльотправился в плавание, надо произнести слова:
«М ы плывем на корабле к неизведанной Земле, мы пирата победим, звуки мы освободим» (СЛАЙД 8)
Логопед: Ну вот, наш корабль плывет по морю, скажите, море какое? (ответы детей)
Правильно, давайте расскажем стихотворение о море, я начну, а вы продолжите.
-Вот оно какое море, разноцветно-голубое,
Волнами шумящее, чайками кричащее,
чистое, соленое, теплое, рифленое,
с небом обнимается, солнцу улыбается!
(Л.Зубаненко)
Воспитатель: - Наш корабль подошел к острову, на котором Пират спрятал букву. Нам надо будет отгадать загадки и тогда мы получим первую букву. (СЛАЙД 9)
Воспитатель: - И вот первая загадка:
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите - не троньте!
Вот так чудо,Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива.
Дети: - Медуза (СЛАЙД 10)
Воспитатель: - Что мы можем рассказать о медузе?
1 ребенок: Медуза - это морское хищное животное.
Медуза состоит из тела и щупалец.
Медуза имеет желто-оранжевую окраску.
Тело медузы имеет форму зонтика.
2 ребенок: Тело медузы светится в темноте.
Медуза ядовита.
Яд в ее щупальцах может вызвать у человека смертельный ожог.
Воспитатель: - Молодцы! Но, вот ещё одна загадка:
Восемь рук иль восемь ног.
Кто же это?
Дети: - Осьминог(СЛАЙД 11)
Воспитатель: - Давайте, расскажем, что мы знаем об осьминоге?
3 ребенок: Осьминог - это морское хищное животное.
Осьминог состоит из тела и восьми конечностей.
Осьминог меняет окраску в зависимости от грунта.
4 ребенок: Тело осьминога не имеет костей и может принимать любую форму.
Осьминоги могут не только плавать, но и ходить по морскому дну.
5 ребенок: Единственная твердая часть тела осьминога – это роговые челюсти,
похожие на клюв. Своим клювом осьминоги могут разбить даже
крепкие панцири крабов и раков.
Воспитатель: - Замечательно! А вот и последняя загадка:
Передние ласты, а задние лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы.
Другого жилья, кроме моря не зная.
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
Дети: - Морская черепаха (СЛАЙД 12)
Воспитатель: - Расскажите нам о морской черепахе?
6 ребенок: Черепаха - это морское животное.
Черепаха состоит из головы, тела-панциря и ласт.
7 ребенок: Черепаха имеет коричневую окраску.
Тело черепахи имеет круглую форму.
8 ребенок: Различают травоядных и хищных черепах.
Рождаются черепахи на суше из яиц.
Воспитатель: - Мы правильно отгадали загадки, да ещё и рассказали, что мы знаем об этих морских животных. И вот наша первая буква.
(на экране появляется первая буква – З).
Ребенок находит среди букв, разложенных около доски, букву З. (Выставляется на доску) (СЛАЙД 13)
Логопед: - Вот уже и следующий остров вдалеке. Но, что я вижу! Это же в крабы.
А вы знаете, что они бегают по дну теплых морей и океанов, их тело покрыто прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Посмотрите, краб приглашает нас поиграть.
Физкультминутка «Ветер»
(выполняют стоя у стульчиков) (СЛАЙД 14)
Ветер дует, задувает, Дети
дуют.
Пальму в стороны качает, Раскачиваем руками в разные
стороны, (крона пальмы).
Ветер дует, задувает, Дети
дуют.
Пальму в стороны качает. Раскачиваем руками в разные стороны, (крона
пальмы).
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены
(клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами,
остальные пальцы. сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем»
ими в воздухе.
И за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты и чуть округлены;
выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные
пальцы. сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в
воздухе.
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки.
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены
(клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на корточки
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Под водой на глубине Поднимают руки вверх.
Крокодил лежит на дне И разводят их в стороны и обратно.
Под водой на глубине Поднимают руки вверх.
Крокодил лежит на дне. И разводят их в стороны и
обратно.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на
корточки
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты,
растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит Дети присаживаются на
корточки
И клешнями шевелит. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Логопед: - Молодцы! Ну, снова в путь! (СЛАЙД 15)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - А вот и следуюший остров и следующее задание Пирата: (СЛАЙД 16)
Надо прочитать чистоговорки и повторить их, четко проговаривая звуки.
ДА – ДА - ДА — вот вода
НА – НА - НА – тут волна
БА – БА - БА – палуба
ТЫ – ТЫ - ТЫ – вот киты
Вопитатель: - Молодцы! Мы выполнили это задание и получили вторую букву!
(на экране появляется буква – У).
Ребенок находит букву на столе и выставляет на доску (СЛАЙД 17)
Логопед: - Ребята, посмотрите, какой предмет у вас на столе похож на морского обитателя
Дети: - Мячик игольчатый
Логопед: Ребята, а для чего ежу нужны иголки? (ответы детей) Да, ежи с помощью игл не только защищаются но и передвигаются,ихиголки могут быть опасны для человека, так как содержат ядовитое вещество,иголки могут быть до 30 см в длину.
Пальчикова гимнастика с мячиком (СЛАЙД 18)
Дети: Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
движения соответствуют тексту
Воспитатель: - Продолжаем наше путь. Впереди еще один остров.(СЛАЙД 19)
На нем нас ждет следующее задание: всех морских животных, которых вы видите на листах бумаги перед вами, нужно обвести кругами синего цвета, животных жарких стран – квадратами красного цвета, а домашних животных – треугольниками зеленого цвета (СЛАЙД 20)
Дети выполняют задание
Воспитатель: - Молодцы! Мы выполнили задание и за это получаем третью букву.
(на экране появляется буква – В).
(выставляется на доску) (СЛАЙД 21)
Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Впереди еще один остров и еще одно задание (СЛАЙД 22) Нужно будет изменить слово,я вам буду говорить, как называется один предмет, а вы мне мне должны правильно сказать, если этих предметов много. Например: береза –березы, сапог – сапоги
(СЛАЙД 23)
·
На берегу росла сосна – а рядом с нею
… (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … (звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом … (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … (гномы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы! Вы справились! И мы получаем четвёртую букву.
(на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (выставляется на доску) (СЛАЙД 24)
Воспитатель: - Мы выполнили все задания, теперь нужно найти сундук.
Но, что это? Кажется начинается дождь. Давайте вместе с нашими гостями покажем дождь. Повторяйте за мной (СЛАЙД 25)
Игра «Австрлийский дождь» (стоя у стульчиков)
- На море поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- Начинается настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
-Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
А вот и сундук. (СЛАЙД 26)
Логопед: - Но как его открыть? Нужно составить слово из букв. (Ребенок составляет слово из букв на доске)
- Сундук открывается.Звуки освобождены (СЛАЙД 27)
Воспитатель: - Ребята, мыс вами отыскали сундук, освободтли звуки и теперь жители острова смогуг опять разговаривать. Заканчивается и наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Наш корабль отправляется.
Дети встают полукругом. (СЛАЙД 28)
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик по глади голубой,
Вернись, вернись кораблик скорее к нам домой
Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад
-Ребята, понравилось ли вам путешествие? У меня есть две корзиночки со смайликами, если вам понравилось, то возьмите себе улыбающийся смайлик, а если нет,то возьмите грустный. (Дети выбирают смайлики рассказывают что понравилось или не понравилось на занятии)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.