Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."
Интеграция образовательных областей:"Познание","Коммуникация","Социализация»
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные:
· Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, в образе жизни в зимний период.
Развивающие:
· развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
· развивать связную речь, обогащать словарь детей
Воспитательные:
· воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(леса, вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и . т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа:рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физминутка, слушание звукозаписи.
Ход НОД.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети:Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети:Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая ,зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель:А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на чем можно добраться зимой до леса?
Дети:(ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Дети: ответы детей(Закрепляем правила(не шуметь, не ломать веток....)
Воспитатель: Пока идем на лыжах вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: дикие животные
Воспитатель: А кто мне ребята скажет, чем отличаются дикие животные от домашних?
Дети: дикие животные живут в лесу, а домашние дома, где о них заботятся люди.
Диким животным самим приходится заботиться о себе.
Воспитатель: Правильно, ребята. Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу.. Посмотрите, что это на снегу?
Дети :следы..(подходим к месту ,где следы лисы)
Воспитатель: Ребята, чьи это следы?
Дети:Лисы.
Воспитатель:Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.
Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая, рыжая шерстка и
длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит
писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за
зайцами. Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с
воспитателем).
Воспитатель:Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
Дети:"Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот, лиса и петух"... Воспитатель: (передвигаемся дальше) Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети:Следы зайца. Заячьи следы. (ищем по следам зайца).
Воспитатель:Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце) Дети: Заяц белый.У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый. А почему он меняет шубку
Дети:Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.
Воспитатель:правильно, ребята. Зимой питается корой
деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает
и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети:Трусливый,всего боится.
Воспитатель:Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи .Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок.
Подвижная игра"Лиса и зайцы."Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе. (Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель:Что это,дети?
Дети:Это воют волки.
Воспитатель:Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети,тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках). Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков. Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок. В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель:Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель:Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель:Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети:Это белка.
Воспитатель:Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети:Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель:Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный зверек.Она
ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи. Белок
можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека. Составим
цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок. Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше. Ой,а это что?
(стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель:А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные. Как думаете чьи?
Дети:
Следы лосей.
Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили. а сено кто положил им?
Дети: Люди. Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники, егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные. Они питаются веточками и корой деревьев. Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей. Папа-лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок. Пойдем дальше, дети.Смотрите какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь? (звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель:Дети, слышите,что это? Кто-то сопит. Как вы думаете кто здесь спит? Дети:Медведь в берлоге спит.
Воспитатель:Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-это крупный лесной зверь.У него теплая, бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-ШАТУН.А кто еще спит зимой?
Дети:Барсук,еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного,а то на улице холодно.
Физминутка.
-Раз,два (присядка,руки
на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и
потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель:
Ну, что же,дети, пора нам
возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся
имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель:Вот и закончилась наша экскурсия. А чтобы не забыть
кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают
картинки зверей на доску).
Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)
- Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)
- По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)
- Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)
- Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(лось)
Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали. Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.