Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы»

  • docx
  • 22.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект открытого занятия.docx

Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы»

 

для детей 1 младшей группы

 

Цель: Формирование и расширение знаний детей о зимующих птицах.

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

• Формировать и закреплять знания о зимующих птицах;

• Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;

• Познакомить со звуками, которые издают птицы;

• Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

 

Развивающие:

 

• Развивать мышление, память, воображение.

 

Воспитывающие:

 

• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

 

• Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

 

Методическое обеспечение:

 

Ноутбук и колонка с записью голосов зимующих птиц; цветные ламинированные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока); кормушка бумажная; изображение семян, ягод, сала; карандаши; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц; картинки птиц на 2х стороннем скотче для игры «На кормушке».

 

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, ягоды, семена, сало; прилагательные – белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует.

 

Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки.

 

Здоровье сберегающие технологии: физкультурная минутка.

 

Вводная часть:

 

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы с ними дружно поздороваемся: скажем «Здравствуйте!»

 

Дети: Здравствуйте!

 

Воспитатель: И больше не будем на них отвлекаться, а начнём наше путешествие за новыми знаниями. А за какими, нам подскажет вот это письмо, которое я сегодня нашла на подоконнике. Видимо его задуло ветром, когда Маргарита Михайловна проветривала группу. Хотите узнать, от кого это письмо и что в нём написано?

 

Дети: Да!

 

Воспитатель: Хорошо, для того, чтобы узнать, кто прислал нам письмо, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:

 

Кто приносит на хвосте

 

Много разных новостей?

 

Всем расскажет все до срока

 

Белобокая …

 

Дети: Сорока.

 

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! Давайте скорее прочитаем, что же нам написала сорока? Может ей нужна наша помощь.

 

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – узнаете, что поможет нам перезимовать. Чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания и получайте за это лакомство для птиц! Готовы?»

 

Дети: Да!

 

Основная часть

 

Воспитатель: А вот и первое задание, ребята. Сорока птица суетливая, поэтому никак не может собрать картинки. Давайте ей поможем, а заодно узнаем, какие птицы на этих картинках спрятались.

 

Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птиц. Детям предлагается собрать их.

 

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей первой младшей группы (3–4 года)

Вот вам первая награда – семечки.

 

Воспитатель: Вот, ребятки, молодцы! А, чтобы узнать о каждой из этих птиц подробнее, сорока приготовила нам следующее задание. Попробуем отгадать загадки: (Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску)

 

Отгадайте, что за птица

 

Скачет по дорожке?

 

Словно кошки не боится,

 

Собирает крошки, а потом на ветку – прыг

 

И чирикнет: «Чик-чирик» (Воробей)

 

Картинка с изображением воробья появляется на доске.

 

Воспитатель. Воробьи – это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. Послушайте, какой звук издает воробей (CD диск с записью).

 

Воспитатель: Встречайте второго гостя:

 

Выносливая птичка

 

Усердно ищет корм

 

И крошки подбирает

 

Воркует под окном. (Голубь)

 

Картинка с изображением голубя появляется на доске.

 

Воспитатель. Голубь - это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками. Послушайте, как воркуют голуби (CD диск с записью).

 

Воспитатель. Следующая наша гостья:

 

Не сидит она на месте,

 

На хвосте разносит вести.

 

Может, в них и мало прока.

 

Но горда собой… (Сорока)

 

Картинка с изображением сороки появляется на доске.

 

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее: монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

 

Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:

 

Как лиса среди зверей

 

Эта птица всех хитрей,

 

Прячется в зеленых кронах,

 

А зовут ее … (Ворона)

 

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

 

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрно-серыми. Ворона - крупная птица. У неё большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

 

Воспитатель. Встречайте следующего гостью:

 

Что это за птица?

 

Спинкою зеленовата,

 

Животиком желтовата,

 

Чёрненькая шапочка

 

И полоска шарфика. (Синица)

 

 

На доске появляется картинка с изображением синицы.

 

Синица – это очень шустрая и бойкая птичка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

 

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:

 

Физкультминутка

 

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

 

Птицы в воздухе кружились,

 

На дорогу опустились,

 

По дорожке поскакали,

 

Крошки, зернышки клевали. (Присаживаются на стулья)

 

 

Воспитатель: Встречайте последнего гостя:

 

Зимой на ветках яблоки!

 

Скорей их собери!

 

И вдруг вспорхнули яблоки,

 

Ведь это. (Снегири)

 

Картинка с изображением снегиря появляется на доске.

 

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

 

Вот вам следующая награда – ягоды.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. А теперь давайте подумаем: трудно ли птицам зимой?

 

Дети: Да

 

Воспитатель: Верно. Зимующие птицы не боятся морозов, но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели и морозы. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? Что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.)

 

Ребята, сорока нашла в лесу пустую кормушку. Я предлагаю вам пойти со мною в лес и положить в эту кормушку всё лакомство, которое мы заработали, пока отгадывали загадки. Согласны?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Но для начала, давайте вспомним: Какое время года сейчас?

 

Дети: Зима.

 

Воспитатель: Верно, а это значит, что перед тем, как отправляться в лес, нам нужно потеплее одеться. Вставайте на ножки.

 

Физминутка «Одеваемся на прогулку»

 

На прогулку собирались

 

И тепло мы одевались.

 

Тёплые штанишки надели ребятишки.

 

Шапку, шубку и сапожки на ребячьи ножки.

 

Друг на друга поглядели,

 

Всё на месте? Всё надели?

 

Ай, какие удальцы!

 

Вы ребятки – молодцы!

 

Воспитатель: Возьмите с собой лакомство для птиц и отправляемся в лес. Идём, поднимаем ноги выше, ведь сугробы в лесу глубокие! Видите кормушку?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Кормушка пустая. Что мы можем положить в неё для птиц прямо сейчас?

 

Дети: наши семечки, ягоды!

 

Воспитатель: Верно. Давайте положим. (Дети крепят на кормушку лакомство для птиц)

 

 

Воспитатель: Ребята, за то, что вы такие отзывчивые, сорока приготовила ещё одну награду – сало. Его птицы тоже очень любят. (дети кладут в кормушку сало)

 

Игра - стихотворение «На кормушке на кормушке»

 

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Видите пенёчки стоят, а на пенёчках птички. Подойдите к пенёчку, возьмите птичку и садитесь. Задаю уточняющие вопросы: София, какая у тебя птичка? Агата, какая у тебя птичка? и т. д. со всеми детьми. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы, как только услышите про вашу птичку, сразу идёте садить её на кормушку. Договорились? (дети садят птицу на доску - кормушку)

 

Мы кормушку смастерили,

 

Мы столовую открыли.

 

В гости в первый день недели

 

К нам синицы прилетели,

 

А во вторник, посмотри,

 

Прилетели снегири.

 

Три вороны были в среду,

 

Мы не ждали их к обеду,

 

А в четверг со всех краёв

 

Стая жадных воробьёв.

 

В пятницу в столовой нашей

 

Голубь лакомился кашей,

 

А в субботу на пирог

 

Налетели семь сорок.

 

В воскресенье, в воскресенье

 

Было общее веселье.

 

Рефлексия

 

Воспитатель: Итак, ребята, как назвать одним словом птиц на кормушке? (зимующие). Чем мы птичек угостили? (семечки, сало, ягоды)

 

Ой, ребятки, а в кормушке ещё письмо лежит.

 

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

 

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы»

 

Воспитатель: А ещё я предлагаю вам вместе с родителями дома изготовить кормушки и принести их в детский сад. Мы их повесим у себя на участке и будем подкармливать птиц всю зиму. Согласны?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Очень хорошо. Сейчас можете взять карандаши и порисовать.