Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ, с элементами экспериментирования «Волшебный воздух».
Предметная область: Познание, ФЦКМ, расширение кругозора.
Программное содержание:
- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, веер, упругий, легкий;
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
(Напоминаю детям правила безопасности: дети берут предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые назову.)
- Ой, ребята, вы не слышите, кто-то стучит. Да это же Буратино! Что случилось? - Ребята, он говорит, очень торопился, чуть не опоздал, ведь он помогал мне к занятию готовиться, и хочет тоже с вами позаниматься? Что это у тебя в руках, Буратино? Он говорит, что приготовил для вас загадку. Вы любите отгадывать загадки?
«Через нос проходит в грудь, (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь, (выдох ртом)
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем». (воздух)
Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе:
- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух? (нет)
- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно)
- Так значит, какого он цвета? (бесцветный)
- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.
ОПЫТ 1.
- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Раздаю детям пакеты.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).
- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины, шарик).
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный.
- Возьмем резиновую игрушку, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист, воздух с шумом выходит из игрушки.)
- Закроем пальцем отверстие игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает? ( Воздух, который в игрушке, мешает её сжать).
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 2. Воздух есть внутри игрушек.
- Как вы считаете этот стакан пустой? (показываю пустой стакан) Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)
- А сейчас мы это проверим. (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей)
Давайте сделаем вывод.
Вывод 3. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки).
- Откуда взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)
- А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой.
- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочки)
Какой же можно сделать вывод?
Вывод 4: Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, потом в стакане, а потом выпустили его.
(Дети садятся за столы)
- Воздух вокруг нас, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит? (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).
Вывод 5: Воздух есть внутри нас.
- Почему пузырьки не тонут? (потому что воздух легче воды). А сейчас я брошу мяч и воздушный шар в воду, почему они не тонут? (В них есть воздух, воздух легче воды)
- А какие можно еще попускать пузырьки? (Мыльные) (Пустить мыльные пузыри).
- Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Предположения детей) - Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Вывод 6: Воздух лёгкий, поэтому в воде он поднимается вверх в виде пузырьков, а мыльные пузыри парят в воздухе.
- А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы? Бросьте аккуратно горох в воду. Подуйте в трубочку и посмотрите как пляшут горошины, а потом скажите, может ли воздух двигать предметы в воде.
Вывод 7: Воздух может двигать предметы в воде.
Предлагаю взять бумажные салфеточки, подуть на них.
- Салфетки колышутся. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Ответы детей). Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Вывод 8: Ветер – это перемещение воздуха.
- Хотите устроить ветер?
ИГРА: «Кто дальше дунет салфетку»
- Проведем еще один опыт.
- Возьмите два листа бумаги одинаковые по величине. Один сожмите в комок. Поднимите высоко и выпустите из рук одновременно оба листа.
- Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который вы смяли упал на пол быстрее расправленного?
Вывод 9: Вес у двух листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист падал медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.
- Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?
- А как мы можем это сделать?
- Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (тепло) А теперь возьмите веер и помашите им. Что теперь вы чувствуете? (ветерок, прохладу).
Вывод 10: Воздух можно почувствовать.
- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает
чужие запахи.
- Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Вывод 11: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Физкультминутка «Воздушный шар».
Я с утра сегодня встал, С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть – Стал мой шарик вдруг толстеть. Я все дую – шар все толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок – Лопнул шарик, мой дружок… |
потянулись делаем движение руками - берем шарик надуваем шарик, постепенно разводим руки разводим руки шире разводим шире хлопок руками опустили руки вниз |
|
Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?
- Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона? А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?
Вывод 12: Воздух не имеет вкуса.
- А как вы думаете, человек может жить без воздуха? (Нет, не может).
- Почему? (Человеку нужно дышать).
- Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)
- Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).
- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).
Вывод 13: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.
Ребята, а Буратино принёс для вас интересную картинку, давайте посмотрим, что это? Глядя на неё мы можем подвести итог нашим исследования: Что же мы знаем о воздухе?
Воздух бесцветный, прозрачный, поэтому мы его не видим;
Чтобы увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух есть везде; внутри пустых предметов; и даже внутри людей;
Воздух не имеет своего запаха, только переносит чужие запахи.
Воздух легче воды.
Воздух не имеет вкуса;
Без воздуха ничто живое не может жить; он нужен для жизни людям, животным и растениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.