Конспект по химии в 9 классе "Железо и его свойства"
Оценка 4.8

Конспект по химии в 9 классе "Железо и его свойства"

Оценка 4.8
doc
15.04.2021
Конспект по химии в 9 классе "Железо и его свойства"
конспект железо и егоо свойства.doc

 

учитель химии,

МОУ «Елатомская средняя общеобразовательная школа»

 

Разработка урока по химии для 9 класса

Тема урока:  

Железо: строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III).

Цель: на основе уже имеющихся общих знаний о металлах дать представление о физических и химических свойствах железа как химическому элементу побочной подгруппы. Рассмотреть важнейшие соединения железа (II)  и  (III), качественные реакции на  ионы железа.

 

Задачи:

1.Образовательная: продолжить  формировать умения   характеризовать  элемент по его положению в  периодической системе химических элементов, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, совершенствовать умения школьников при составлении химических урав­нений,

2.Развивающая: продолжить  развивать критическое мышление, навыков самостоятельности и способности к рефлексии, коммуникативные умения в ходе коллективной  и парной работы,  умения работать с химическими веществами, с текстом учебника,  умения делать выводы.

3.Воспитательная:  продолжить воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, убедить в необходимости привлечения средств химии к пониманию процессов, происходящих в окружающем мире. Оборудование: компьютер, проектор, периодическая таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ, ряд активности металлов, тесты, пробирки,

Вещества: на каждый стол: минералы (магнитный железняк Fe3O4, гематит, красный железняк Fe2O3, лимонит, бурый железняк Fe2O3 · 3Н2О, железный колчедан FeS2), Fe металлическое, растворы HCI, CuSO4, FeCI2, FeCI3, на стеле учителя: красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид натрия.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы обучения:

Урок построен в соответствии с требованиями педтехнологии РКМ: включает три стадии - вызова, осмысления, рефлексии; приемы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РКМ (развитие критического мышления): «лови ошибку», «мозговой штурм», «попс-формула», «конструирование текста», «загадка», «анаграмма», «третий лишний», объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

 

 Ход урока

1. Стадия вызова:

Учитель: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадку, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

«Загадка»:  

Читает учитель:

Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял.
Был нескромным я не в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!

Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.

Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).

Объявление темы, постановка цели.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке Вы познакомитесь с элементом побочной подгруппы – железом: его строением атома, физическими и химическими свойствами, нахождением в природе, соединениями железа.

Слайд 1.  Тема урока:   Железо: строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III).

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

«Мозговой штурм», беседа.

«Третий лишний».

Задание: Решите анаграммы и исключите лишнее.

Слайд 2.

леруогд

иксолодр

ддрооов

золеже

углерод

кислород

водород

железо

Правильный ответ обучающихся: железо (остальные элементы – неметаллы).

I. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Учитель: Определите положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Ученики отвечают.

Учитель: Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп.

 

Слайд 3.

Запомни!

Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.

Ученики записывают правило в тетрадь.

II. Строение атома железа.

Задание: Закончите электронно - буквенную формулу и нарисуйте графическую формулу строения атома железа:    1s22s22p63s23p63d6….

2. Стадия осмысления:

Объяснения учителем нового материала.

Слайд 4.

Нормальное состояние атома железа

    3d6                                                     4p0

­¯

­

­

­

­

4s2

 

 

 

 

  ­¯                

 

1 возбужденное состояние атома железа

   3d5                                                   4p1

­

­

­

­

­

4s2

­

 

 

 

 ­¯                  

 

 

2 возбужденное состояние атома железа

   3d5                                                   4p2

­

­

­

­

­

4s2

­

­

 

 

­

 

Учитель: Какова степень окисления железа?

Ответы учеников.
Пояснения учителя: Железо – такой же восстановитель, как и другие металлы, однако, атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но способны к отдаче 1 электрона с предпоследнего уровня, принимая при этом степень окисления +3.

Слайд 5.

Ученики записывают в тетрадь.

Для железа характерны две основные степени окисления: +2, +3.

Fe0 –2e – Fe+2                      

Fe0 –3e – Fe+3

 

III. Физические свойства.

Задание: Рассмотрите образец выданного вам металла. Опишите его физические свойства.

Используя текст учебник, заполните таблицу:

.

Слайд 6

1. Цвет

2. Блеск

3. Пластичность

4.

 

 

Магнитные свойства

5.

Температура плавления

6. Твердость

  1.  

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

IV. Химические свойства железа.

Учитель: Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.

Ученики записывают схему в тетрадь.

 

 

 

 

 

Слайд 7.

 

      Fe

            +2                                                                                       +3

S,  Cu2+,  p-рHCI,  p-рH2SO4                                                         CI2,  HNO3     

                                                  +2, +3 

                                                 O2, H2O  

Задание: Закончить уравнения химических реакций, демонстрирующих химические свойства железа: (работа у доски и в тетради со схемой, просмотр видеоопытов и демонстраций химических свойств железа):

1) Fe + CI2 =                    

(Учитель показывает видеосюжет данного химического свойства железа).

2) Fe + S =

3) Fe + HCI =

(Ученики проводят реакцию самостоятельно в группах).

4) Fe + O2 =

(Учитель показывает видеосюжет данного химического свойства железа).

5) Fe + CuSO4  =

(Ученики проводят реакцию самостоятельно в группах).

6) Fe + H2O =      

7) Fe + O2 + H2O =

Слайд 8.  Задание: Какие из реакций соответствуют схеме Fe+2 ® Fe+3

1)      FeCI2 + CI2 = FeCI3 (верный)

2)      FeCI3 + NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCI

3)      Fe(OH)2 + O2 + H2O = Fe(OH)3   (верный)

«Лови ошибку».

Учитель: Что неправильно записано в уравнениях?

Ученики: В уравнениях 1 и 3 не хватает коэффициентов.

Задание: Расставить коэффициенты в уравнениях 1 и 3 методом электронного баланса, определить окислитель и восстановитель в реакции.

V. Соединения железа. 

Учитель: Железо – второй по распространенности металл в земной коре. В природе встречается в виде оксидов и сульфидов:

Слайд 9.

Соединения железа (формулы соединений железа записаны на доске, ученики их записывают в тетрадь):

                       Fe3O4 – магнитный железняк

                       Fe2O3 – красный железняк (гематит)

                       2Fe2O3 * 3H2O – бурый железняк

                       FeS2 – железный колчедан

 

Задание: Рассмотреть образцы соединений железа, отметить основные их характеристики. (Использование наглядного материала – минералов, работа в группах).

Выводы: Железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко.

Соединения железа (II) имеют ярко выраженный основный характер.

Соединения железа (III) – проявляют амфотерные свойства.

 

 

«Конструирование текста».

Слайд 10. Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe+2 (для первого варианта) и  генетический ряд Fe+3 (для второго варианта).

Fe(OH)3 , Fe,  Fe(OH)2  , FeCI3 , Fe2O3 , FeCI2 , FeO.

 

Ответы учеников записываются на доске.

Генетические ряды Fe+2, Fe+3.

1)  Fe ® FeCI2 ®Fe(OH)2 ® FeO

2)      Fe ® FeCI3 ® Fe(OH)3 ® Fe2O3

VI. Качественные реакции на ионы железа.

Учитель: Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким - либо ярким внешним эффектом.

Демонстрация качественных реакций  на ионы железа Fe+2 и Fe+3 учителем.

Обучающиеся записывают уравнения в тетрадь.

Слайд 11.

Качественная реакция на ион Fe+2

Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]

Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)

K3[Fe(CN)6] + FeCI2 = 2KCI + KFe[Fe(CN)6]

3K+ + Fe2+ + 2CI- + [Fe(CN)6]3- → KFe[Fe(CN)6] + 2K+ + 2CI-

K+ + Fe2+ + [Fe(CN)6]3- → KFe[Fe(CN)6]

 

Слайд 12.

Качественная реакция на ион Fe+3

1) Реактив – желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]

Результат воздействия – синий осадок (берлинской лазури)

K4[Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]

4K+ + Fe3+ + 3CI- + [Fe(CN)6]4- → KFe[Fe(CN)6] + 3K+ + 3CI-

K+ + Fe3+ + [Fe(CN)6]4-→ KFe[Fe(CN)6]

2) Реактивроданид натрия (аммония) NaNCS (NH4NCS)

Результат воздействия – интенсивно- красный цвет.

FeCI3 + NaNCS = [FeNCS]CI2 + NaCI

Fe3+ + NCS- = FeNCS2+

3. Стадия рефлексии.

Выполнение проверочного теста с последующей проверкой (тест на отдельных карточках).

Вариант 1.

  1. Какова электронная конфигурация атома железа?

А) 1s22s22p63s2                         Б) 1s22s22p63s23p63d64s2

В) 1s22s22p63s23p64S2              Г) 1s22s22p63s23p63d54s2

  1. С какими из веществ реагирует железо?

А) О2        Б) Na2O          В) pH2SO4         Г) СО2

  1. С какими из веществ реагирует FeO?

А) Н2О           Б) HCI           В) Na2O             Г) SO3

  1. Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 c HNO3?

А) Н2О             Б) Fe(NO3)2           В) FeO             Г) Fe(NO3)3        

5. В чем растворяется   Fe2O3?

А) Н2О            Б) p.NaOH            В) pHCI           Г) p.NaCI

Вариант 2.

  1. При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?

А) СI2          Б) S             В)  pHCI                Г) HNO3

2. С какими из веществ реагирует Fe(OH)2?

А) О2 + Н2О        Б) pNaCI             В) pHCI           Г) pNaOH     

3.           Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 и H2SO4?

А)  Н2О             Б) FeSO4             В) Fe2(SO4)3           Г) FeS

4.           В чем растворяется  Fe(OH)3?

А) Н2О              Б) pHCI           В) pKNO3         Г) pKOH

5.           Соотнесите:

1) Fe3+                           А) желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]

2) Fe2+                             Б) красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]

 

«Попс – формула»:

Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:

Сегодня я понял (а), что…

Главным на уроке для меня было…

Больше всего мне запомнилось…

Ученики зачитывают свои выводы.

 

Домашнее задание: §14, упражнение 4 на странице 82.

 

Выставление оценок за работу на уроке активным ученикам.

 

Литература:

 

1. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [текст] / О. О. Габриелян. М.: Дрофа, 2008.

2. Габриелян О. С. Химия 9 класс: Настольная книга учителя [текст] / О. О. Габриелян, И.Г. Остроумов. М.: Дрофа, 2003.

3. Горковенко М. Ю. Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О. С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана [текст] / М. Ю. Горковенко. (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2004.

4. Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МОУ «Елатомская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Елатомская средняя общеобразовательная школа»

Я давно в названии века, В организме человека

Я давно в названии века, В организме человека

Слайд 4. Нормальное состояние атома железа 3 d 6 4 p 0 ­ ¯ ­ ­ ­ ­ 4 s 2 ­ ¯ 1 возбужденное…

Слайд 4. Нормальное состояние атома железа 3 d 6 4 p 0 ­ ¯ ­ ­ ­ ­ 4 s 2 ­ ¯ 1 возбужденное…

Fe +2 +3

Fe +2 +3

Слайд 10. Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд

Слайд 10. Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд

С какими из веществ реагирует

С какими из веществ реагирует
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021