Учитель : Кисель И.Н.
Изобразительное искусство 1 класс
№ 18 Тема : «Как украшает себя человек: рисуем героев сказок с подходящими украшениями»
Тип урока: усвоение новых знаний .
Цели: познакомить с тем, как и чем украшает себя человек; дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине; обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека; развивать творческое воображение.
Планируемые результаты :
Личностные результаты:
1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и одноклассниками;
2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
4. Развитие мотивов учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3. Активное использование речевых средств;
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Регулятивные: создает рисунок с изображением любимого сказочного героя, используя образный язык изобразительного искусства и выразительные свойства художественного материала (гуаши) для достижения своих творческих замыслов; оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает назначение и роль орнамента и украшений в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
1. Ознакомление и представление об орнаменте, рассмотреть виды орнамента;
2. Использование орнамента в украшениях, работая в паре;
3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Образовательные ресурсы:
· художественные материалы: гуашь, кисти, цветная бумага;
· зрительный ряд: иллюстрации с персонажами известных сказок; мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно;
· литературное сопровождение: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Зрительный ряд: иллюстрации персонажей известных сказок (Незнайка, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Буратино, Золушка)
Музыкальный ряд: музыка для физ. минутки и спокойная музыка для выполнения практической части
Литературный ряд: фрагменты сказок с описаниями внешнего вида героя и свойственных ему знаков – украшений (Незнайка, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Буратино, Золушка)
Оборудование для учителя: презентация по теме урока
Материалы для учащихся: гуашь, кисть, цветная бумага
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел урок.
Начинаем мы урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
А помогут нам наши помощники.
Ну где же глазки, ну где же наши глазки.
Давай хлопай ресницами и будем рисовать.
(похлопайте ресницами как бабочка крыльями)
А где же ручки, ну где же наши ручки.
Показывай-ка ручки и будем рисовать.
(ручки у всех чистые, значит ваши рисунки будут такими же)
Организация рабочего места.
Каждому художнику необходимы следующие предметы…
Отгадай. Отгадку покажи.
Предмет, название которого в переводе обозначает «чёрный камень».
(Карандаш)
Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.
(Краски)
Тётя, длинная, худая, носит воду им (краскам), вздыхая.
(Кисточка)
А у тёти знакомая есть…
(Салфетка)
Не простая эта книга,
Угадай, но не спеши.
Чтобы были там картинки,
Я достал карандаши.
(Альбом)
Маленькая стиральная машинка.
(ластик)
Скорая помощь карандашу.
(точилка)
Он не даст себе засохнуть.
(стаканчик с водой)
Завод, на котором можно получить все цвета радуги.
(палитра)
Какие из предметов могут быть опасными, если ими неправильно пользоваться?
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы видите на них ? Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?
– Тема нашего сегодняшнего урока – «Как украшает себя человек». Вы узнаете о различных видах украшений и их роли в жизни человека, а потом сами изобразите любимого сказочного героя и придумаете для него украшение.
III. «Украшения в жизни человека». Введение в тему урока.
Вступительная беседа.
– Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека. Он учится у природы и много фантазирует. Мы вместе с ним на протяжении нескольких уроков овладевали искусством украшения цветов, крыльев бабочек, плавников и чешуи рыб, перьев птиц, говорили об орнаментах, созданных человеком.
– Ребята, как вы думаете, а какие еще у человека есть украшения?
– Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Подумайте, о чем могут рассказать украшения? (О характере человека, о его увлечениях и др.)
– Правильно. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой. Какие украшения есть у вас? (Значки, брелки, банты, элементы одежды: застежки, красивые большие и маленькие пуговицы.)
– Вспомните, есть ли украшения у сказочных героев.
– Посмотрите на иллюстрации к сказкам. Кто это? Что удивительного в их нарядах?
И. Билибин
– Мы можем узнать Кота в сапогах по свойственным ему украшениям? Назовите их. (Сапоги со шпорами, шляпа с пером, красивая нарядная одежда.)
– Что можете сказать о Снежной королеве, ее украшениях? Послушайте отрывок из сказки:
«…Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина – Снежная королева, и шуба и шапка на ней были из снега. Все это выглядело так, как будто она была закутана в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя…»
– Может ли описание украшений Снежной королевы рассказать о ее характере? Охарактеризуйте ее. (Неприступная, властная, злая.)
– Вспомните Герду из этой же сказки. Когда она искала Кая, то побывала в одном королевстве, где ее приветливо встретили. Послушайте отрывок из сказки:
«…На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей остаться во дворце, сколько она пожелает. Девочка могла жить да поживать тут припеваючи, но она погостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела разыскивать брата.
Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, к воротам подъехала карета из чистого золота, с сияющими, как звезды, гербами…»
– Какие украшения подарили Герде? Почему она попросила другую одежду? Как ее характеризует этот поступок?
– Что можете рассказать об украшениях Золушки, Мальвины, Снегурочки?
– Можно ли их узнать по украшениям и рассказать о них?
– Женские украшения подчеркивают красоту и нежность женщины, а мужские – мужество и храбрость мужчины. Украшения могут быть простыми, скромными, а могут быть и торжественными.
Украшения Снегурочки отличаются от украшений Снежной королевы, а украшения злой колдуньи не похожи на украшения доброй феи. Это заметно и по их форме, и по цвету. В плавных формах больше спокойствия и доброты, а острые формы кажутся злыми и колючими.
Учитель показывает детям формы и цветовые гаммы различных украшений. (Мультимедийная презентация.)
– Светлые и яркие цвета более веселые, в них больше солнечного света, а яркие цвета, окруженные темным (черным, серым, коричневым), кажутся тревожными.
– Отгадайте, из какой сказки эти строки:
…На крыльце сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
– Как характеризуют эту героиню описанные украшения?
Я на скрипочке играю,
Тили ли, тили ли.
Скачут зайки на лужайке,
Тили ли, тили ли.
А теперь на барабане –
Трам-пам-пам,
Трам-пам-пам!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.
Дети изображают игру на скрипке, на барабане, прыгают.( физминутка)
IV. Педагогический рисунок «Незнайка».
– Мне захотелось нарисовать Незнайку.
Намечаю высоту, отмечаю линиями расположение головы, туловища, ног, рук. Рисунок выполняю карандашом.
Теперь рисую одежду, элементы украшения: шляпу с кисточкой, красивый галстук, волшебную палочку в руках.
Затем приступаю к раскрашиванию. Воспользуюсь гуашевыми красками
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сейчас попробуйте изобразить любимого сказочного героя, украсьте его. Подумайте, какой формы и цвета будут украшения. Для раскрашивания используйте гуашь, кисти, цветную бумагу.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Каких героев вы нарисовали? Почему «надели» на них именно эти украшения?
– Молодцы, у всех получились хорошие рисунки.
2. Обобщение.
– Что нового вы узнали на уроке? (Как украшает себя человек.)
– Чему научились? (Украшать любимых сказочных героев.)
3. Уборка рабочего места.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.