Конспект по ИЗО "Декоративное рисование.Орнамент."
Оценка 4.6

Конспект по ИЗО "Декоративное рисование.Орнамент."

Оценка 4.6
doc
25.07.2022
Конспект по ИЗО "Декоративное рисование.Орнамент."
Конспект к уроку ИЗО.doc

Тема:

«Декоративное рисование. Орнамент»

 

Цель: Закрепить знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента. Познакомить с понятиями «ритм» и «раппорт».

Оборудование: Наглядные пособия, отражающие элементы осетинского национального орнамента, элементы вышивки национального костюма; цветная бумага двух цветов, альбомный лист, клей, ножницы.

 

Ход занятия:

Организационная часть, готовность учащихся к уроку.

         На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с осетинским орнаментальным искусством.

         Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства.

- Как вы думаете, для чего нужен орнамент? (Для украшения)

- Что украшалось орнаментом? (Здания, одежда, оружие, орудия труда,  предметы быта (утварь, мебель, инструменты и т.д.).

         Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит.

Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

         - Итак, что же такое орнамент? Давайте подберем синоним к слову «орнамент». (Украшение, узор).

         Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его  развития насчитывает тысячелетия.

- Ребята, для чего, как вы думаете,  мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит  (цырт))

Я предлагаю еще раз вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

 

         В конце II – начале I тысячелетия до н.э. появилась кобанская культура.  По характеру рисунка орнамент кобанской эпохи разделяется на

- геометрический,

- астральный,

- животный.

- Перечислите, пожалуйста, основные элементы геометрического орнамента (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

- Какие элементы включает в себя астральный орнамент? (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных звезд, кругов с отходящими лучами).

- Молодцы! Давайте вспомним, как назывался знак, при помощи которого передавалось движение солнца? (Свастика).

- Что символизировала свастика? (Этот знак трактовался как пожелание благополучия).

- Как при помощи свастики можно показать вечернее или утреннее солнце? (Если загнутые концы свастики направлены вправо – солнце утреннее, влево – вечернее).

         - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе проанализируем животный орнамент кобанской культуры. Какие животные изображены? (медведи, лошади, олени, бананы) На каком фоне? (на нейтральном и на заполненном орнаментом) Какой материал использовался? (бронза)

         Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие, использовали их в качестве застежек.

- Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок).

- Верно. Им придавалось магическое значение. Они часто выполняли функции амулетов, вероятно, служили родовыми тотемными знаками.

         - Ребята, скажите, как вы понимаете слово «амулет»? (Предмет, оберегающий от бед и несчастий, приносящий удачу).

         - А что такое «тотем»? (Это животное, растение, предмет, считавшееся родоначальником какого-либо племени, его охранителем).

 

С IVIII века до н.э.  на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена.

- Чо характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (Красочное сочетание драгоценных и полудрагоценных камней и золота).  

- Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («Звериный стиль»).

Именно в этот период появляется растительный орнамент. (Пример на интерактивной доске).

- Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (В сочетании с геометрическим или животным).

- Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (В этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием).

 

         Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный характер.

         Широкое распространение у алан получают украшения женского туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.

         В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком.

         Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой.

         - Давайте вспомним, какой вид орнамента получает широкое распространение и используется самостоятельно? (Растительный).

         - Молодцы! Как вам кажется, растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве? (Нет).

         - Совершенно верно. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей большой Родины – России.

         - С какими народными промыслами России мы уже знакомы? (Гжель, Хохлома, Жостово).

         - Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них.

         - Какой народный промысел представлен на доске? (Гжель).

         - Докажи, что это Гжель. Каковы особенности этого промысла? (Использование синих цветочных рисунков на белом фоне).

         - Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (Хохлома).

         - Докажи…Что особенного в этом промысле? (Использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм).

         - Это какой промысел? (Жостово).

         - Докажи, что это Жостово (Расписные подносы с яркими объемными цветами и фруктами).

         - Итак, ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение? (Да).

         С XIVXV века можно говорить о собственно осетинской культуре, как об уже сложившейся.    

         - Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидны).

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.

         - Что украшали растительным орнаментом? (Женскую одежду).

         - Правильно. А почему? (Растительный орнамент символизировал плодородие).

         - Где встречается стилизованное изображение человека? (На надгробных памятниках).

Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь.

- Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (У осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби).

         Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента.

        

         Однако, несмотря на присущие только осетинскому орнаменту особенности, он имеет много общего с орнаментами других народов Северного Кавказа. Рассмотрим это на примере. (Интерактивная доска)

         - Ребята, рассмотрите внимательно эти костюмы,  их орнамент. Что между ними общего? (Использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах).

         - Как вы думаете, почему? (Потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру).

         - Верно. Молодцы! Все хорошо усвоили.

         Сегодня я предлагаю вам познакомиться с такими понятиями как «ритм» и «раппорт».

         Ритмами пронизана вся жизнь природы и человека. Это:

         биение сердца,

         ритм волн на морском берегу,

         стук дождя,

         солнечный и лунный ритмы,

         мерцание звезд,

         смена времен года,

         смена дня и ночи и т.д.

         - А можно ли встретить ритм в творческих занятиях человека? (Да).

- Верно.

Например, в музыке ритм – это чередование разных по длительности звуков; в поэзии ритм – это определенный размер стиха (ямб, хорей и т.д.), расстановка ударений  и построение рифмы; в танце ритм – это размещение движения в пространстве (шаг, па, элементы танца). А в изобразительном искусстве, в частности в орнаментике, ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Существует 4 вида ритма в орнаменте. Давайте рассмотрим их более подробно. Посмотрите на эти схемы и, пользуясь определениями (форма, цвет, размер), попробуем проанализировать каждый вид.

 

- Все понятно? Итак, можно сделать вывод – ритм в орнаменте достигается не только за счет чередования элементов, но и за счет соблюдения определенных пропорций этого элемента (размера, формы и цвета).

Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта. Раппорт – повторяющийся элемент орнамента (рассматриваем на примере осетинского орнамента).

- А как вы думаете, ребята, можно ли провести параллель между ритмом орнамента и ритмом национальной музыки? (Да).

- Отлично. Тогда я предлагаю вам следующее: на доске представлены орнаменты разных народов. Сейчас вы слушаете музыку, определяете какому народу она принадлежит, если можете, то назовите мелодию, и потом найдите орнамент подходящий к этой мелодии. Назовите его номер.

Мелодии:

русская - Тонкая рябина

кабардинская - Танцевальная

грузинская - Картули

чеченская – Чеченская лезгинка

осетинская - Хонга

арабская - Барабаны

греческая - Сиртаки

- Молодцы! С заданием справились.

         Давайте подведем некоторые итоги. Итак…

         1. Орнамент – это…. (украшение).

         2.  Геометрический орнамент – это изображение… (геом, фигур, точек, штрихов).

         3. Растительный орнамент – это изображение… (растений, цветов, листьев).

         4. Астральный орнамент – это изображение… (солнца, звезд).

         5.  Животный орнамент – это изображение… (животных, птиц).

         6. Назовите основные элементы осетинского орнамента. (Рогообразный, спиралевидный).

         7. Что такое ритм в орнаменте? (Чередование элементов в определенной последовательности).

         8. Что такое раппорт? (Повторяющийся элемент орнамента).

 

         - Молодцы!

 

Практическая работа:

         А сейчас начинается самая интересная и творческая часть урока. Мы будем украшать орнаментом подвесной рукав.

         У каждого на столе есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Украшение растительным орнаментом рукава. (показываю, комментирую).

В конце – выставка. Анализ работ.

 

Итог урока.

 

- Уважаемые гости, вам спасибо за сотрудничество и участие в практической части урока.

 

- До свидания,  спасибо за урок!

 


Тема: «Декоративное рисование

Тема: «Декоративное рисование

Ребята, для чего, как вы думаете, мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит (цырт))

Ребята, для чего, как вы думаете, мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит (цырт))

Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок)

Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок)

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями

Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах)

Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах)

Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта

Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта

Молодцы! Практическая работа:

Молодцы! Практическая работа:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2022