Тема:
«Декоративное рисование. Орнамент»
Цель: Закрепить знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента. Познакомить с понятиями «ритм» и «раппорт».
Оборудование: Наглядные пособия, отражающие элементы осетинского национального орнамента, элементы вышивки национального костюма; цветная бумага двух цветов, альбомный лист, клей, ножницы.
Ход занятия:
Организационная часть, готовность учащихся к уроку.
На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с осетинским орнаментальным искусством.
Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства.
- Как вы думаете, для чего нужен орнамент? (Для украшения)
- Что украшалось орнаментом? (Здания, одежда, оружие, орудия труда, предметы быта (утварь, мебель, инструменты и т.д.).
Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит.
Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.
- Итак, что же такое орнамент? Давайте подберем синоним к слову «орнамент». (Украшение, узор).
Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия.
- Ребята, для чего, как вы думаете, мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит (цырт))
Я предлагаю еще раз вспомнить этапы развития осетинского орнамента.
В конце II – начале I тысячелетия до н.э. появилась кобанская культура. По характеру рисунка орнамент кобанской эпохи разделяется на
- геометрический,
- астральный,
- животный.
- Перечислите, пожалуйста, основные элементы геометрического орнамента (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).
- Какие элементы включает в себя астральный орнамент? (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных звезд, кругов с отходящими лучами).
- Молодцы! Давайте вспомним, как назывался знак, при помощи которого передавалось движение солнца? (Свастика).
- Что символизировала свастика? (Этот знак трактовался как пожелание благополучия).
- Как при помощи свастики можно показать вечернее или утреннее солнце? (Если загнутые концы свастики направлены вправо – солнце утреннее, влево – вечернее).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе проанализируем животный орнамент кобанской культуры. Какие животные изображены? (медведи, лошади, олени, бананы) На каком фоне? (на нейтральном и на заполненном орнаментом) Какой материал использовался? (бронза)
Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие, использовали их в качестве застежек.
- Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок).
- Верно. Им придавалось магическое значение. Они часто выполняли функции амулетов, вероятно, служили родовыми тотемными знаками.
- Ребята, скажите, как вы понимаете слово «амулет»? (Предмет, оберегающий от бед и несчастий, приносящий удачу).
- А что такое «тотем»? (Это животное, растение, предмет, считавшееся родоначальником какого-либо племени, его охранителем).
С IV – III века до н.э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена.
- Чо характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (Красочное сочетание драгоценных и полудрагоценных камней и золота).
- Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («Звериный стиль»).
Именно в этот период появляется растительный орнамент. (Пример на интерактивной доске).
- Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (В сочетании с геометрическим или животным).
- Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (В этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием).
Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный характер.
Широкое распространение у алан получают украшения женского туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.
В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком.
Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой.
- Давайте вспомним, какой вид орнамента получает широкое распространение и используется самостоятельно? (Растительный).
- Молодцы! Как вам кажется, растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве? (Нет).
- Совершенно верно. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей большой Родины – России.
- С какими народными промыслами России мы уже знакомы? (Гжель, Хохлома, Жостово).
- Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них.
- Какой народный промысел представлен на доске? (Гжель).
- Докажи, что это Гжель. Каковы особенности этого промысла? (Использование синих цветочных рисунков на белом фоне).
- Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (Хохлома).
- Докажи…Что особенного в этом промысле? (Использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм).
- Это какой промысел? (Жостово).
- Докажи, что это Жостово (Расписные подносы с яркими объемными цветами и фруктами).
- Итак, ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение? (Да).
С XIV – XV века можно говорить о собственно осетинской культуре, как об уже сложившейся.
- Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидны).
Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.
- Что украшали растительным орнаментом? (Женскую одежду).
- Правильно. А почему? (Растительный орнамент символизировал плодородие).
- Где встречается стилизованное изображение человека? (На надгробных памятниках).
Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь.
- Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (У осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби).
Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента.
Однако, несмотря на присущие только осетинскому орнаменту особенности, он имеет много общего с орнаментами других народов Северного Кавказа. Рассмотрим это на примере. (Интерактивная доска)
- Ребята, рассмотрите внимательно эти костюмы, их орнамент. Что между ними общего? (Использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах).
- Как вы думаете, почему? (Потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру).
- Верно. Молодцы! Все хорошо усвоили.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с такими понятиями как «ритм» и «раппорт».
Ритмами пронизана вся жизнь природы и человека. Это:
биение сердца,
ритм волн на морском берегу,
стук дождя,
солнечный и лунный ритмы,
мерцание звезд,
смена времен года,
смена дня и ночи и т.д.
- А можно ли встретить ритм в творческих занятиях человека? (Да).
- Верно.
Например, в музыке ритм – это чередование разных по длительности звуков; в поэзии ритм – это определенный размер стиха (ямб, хорей и т.д.), расстановка ударений и построение рифмы; в танце ритм – это размещение движения в пространстве (шаг, па, элементы танца). А в изобразительном искусстве, в частности в орнаментике, ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Существует 4 вида ритма в орнаменте. Давайте рассмотрим их более подробно. Посмотрите на эти схемы и, пользуясь определениями (форма, цвет, размер), попробуем проанализировать каждый вид.
- Все понятно? Итак, можно сделать вывод – ритм в орнаменте достигается не только за счет чередования элементов, но и за счет соблюдения определенных пропорций этого элемента (размера, формы и цвета).
Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта. Раппорт – повторяющийся элемент орнамента (рассматриваем на примере осетинского орнамента).
- А как вы думаете, ребята, можно ли провести параллель между ритмом орнамента и ритмом национальной музыки? (Да).
- Отлично. Тогда я предлагаю вам следующее: на доске представлены орнаменты разных народов. Сейчас вы слушаете музыку, определяете какому народу она принадлежит, если можете, то назовите мелодию, и потом найдите орнамент подходящий к этой мелодии. Назовите его номер.
Мелодии:
русская - Тонкая рябина
кабардинская - Танцевальная
грузинская - Картули
чеченская – Чеченская лезгинка
осетинская - Хонга
арабская - Барабаны
греческая - Сиртаки
- Молодцы! С заданием справились.
Давайте подведем некоторые итоги. Итак…
1. Орнамент – это…. (украшение).
2. Геометрический орнамент – это изображение… (геом, фигур, точек, штрихов).
3. Растительный орнамент – это изображение… (растений, цветов, листьев).
4. Астральный орнамент – это изображение… (солнца, звезд).
5. Животный орнамент – это изображение… (животных, птиц).
6. Назовите основные элементы осетинского орнамента. (Рогообразный, спиралевидный).
7. Что такое ритм в орнаменте? (Чередование элементов в определенной последовательности).
8. Что такое раппорт? (Повторяющийся элемент орнамента).
- Молодцы!
Практическая работа:
А сейчас начинается самая интересная и творческая часть урока. Мы будем украшать орнаментом подвесной рукав.
У каждого на столе есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.
Украшение растительным орнаментом рукава. (показываю, комментирую).
В конце – выставка. Анализ работ.
Итог урока.
- Уважаемые гости, вам спасибо за сотрудничество и участие в практической части урока.
- До свидания, спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.