КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Воспитатель
Поздеева Лев.
2020г,
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Закрепить и обобщить знания детей об одежде, узорах на костюме.
2. Продолжать знакомить детей с одеждой коми народа. З. Познакомить детей с мужским костюмом коми народа.
4. Различать коми рубаху и русскую рубаху.
5. Развивать интерес к искусству и быту коми народа.
МАТЕРИАЛ:
Женская одежда (сарафан, рубаха, платок, передник); сундук; мужской костюм (рубаха, штаны); носки; онучи; русская рубаха; кукла (мальчик) в национальном коми костюме; 6-7 поясов; картинки с коми узорами; набор картинок мужской и женской одежды (прошлое, настоящее).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу под песню « Марьямоль ». Воспитатель вносит сундучок.
Ребята, как вы думаете, что хранил в сундуке народ коми?
(Дети называют: сарафан, кофта, переДник) Воспитатель в это время достает это все из сундука.
Как, одним словом можно назвать эту одежду? (женская оДежДа) А еще в сундуке есть одежда?
Как вы думаете, кто носил эту одежду?
Воспитатель достает мужскую рубаху, штаны. Да, действительно это носили мужчины.
Сегодня мы с вами поговорим о мужском костюме коми народа.
Из каких частей состоит мужской костюм? (рубаха, штаны, шапка, носки, онучи (лапти)).
Вот висит под мШИМ взором,
Вся покрытая узором,
Не кафтан и не рубаха,
А простая коми рубаха! (ДОРОМ)
Ребята, кто-нибудь знает, из какого материала шилась рубаха?
Рубаха шилась их холста (по коми ДОРА). В сундуке есть кусочек ткани.
Это и есть холст.
Чем украшена рубаха? (узорами) Какие узоры вам знакомы?
Найдите и покажите эти узоры? (вызвать 2-3 человека — дети находят знакомый узор, показывают и называют)
Что еще можно сказать о рубахе? (она Длинная; есть пояс; разрез нахоДится на правой стороне груди, либо в центре; широкие рукава; украшена полосками узорного тканья на груди, по вороту и на манжетах рукавов)
Носили такие рубахи навыпуск, подпоясывая пояском (ВОНЬ) Воспитатель достает из сундука еще одну рубаху.
Ребята, а эту рубаху носил русский народ.
Чем коми рубаха отличается от русской рубахи? (более длинный поДол
(почти до колен), разрез на правой стороне груди, либо з центре (у русской слева), более широкие рукава)
Чем они похожи друг на друга?
Теперь я приглашаю вас поиграть. Народная игра «КТО БЫСТРЕЕ ЗАВЯЖЕТ ПОЯС».
Дети по команде разбегаются по всему залу (группе), собирают пояса, быстро завязывают их поверх рубашки (платья). Кто первый — тот и молодец! (под музыку)
На вот немного размялись.
Посмотрим, что еще есть в нашем сундуке.
Воспитатель достает штаны (ПОРТЫ)
Штаны шили тоже из холста, глухие такие штаны закрепляли на поясе шнурком.
Какого цвета была ткань, из которой шили штаны? (черная, синяя в полоску) Штаны заправляли в шерстяные носки или из холста сшитые (СЕРА ЧУЛКИ)
Чем носки украшали? (узорами)
Воспитатель достает из сундука носки.
А что надевали на ноги мужчины? (лапти, онучи)
Предлагаю поиграть в хороводную игру «ВОДЯНОЙ»: Дети стоят в кругу, не держась за руки. Водяной с завязанными глазами в центре. Дети идут друг за другом:
Водяной, водяной, Что сиДишь ты под водой?
Выйди хоть на чуточку, На одну минуточку
ВыЙДИ хоть на целый час, Все равно не знаешь нас. Водяной подходит к любому игроку и ощупывает его, отгадывает по одежде:
«Кто это?»
Воспитатель достает куклу, одетую в коми костюм. Вот и наш молодец весь оделся!
Но что-то мы еще забыли рассмотреть? (шапку)
Головные уборы мужчин издавна были вяленые, суконные и меховые шапки. Шапки были различной формы — одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями.
Зимние шапки (ПЫЖИК)
А эта шапка как называется? (Дети могут сами назвать ушанку) (Можно показать такую шапку).
Дидактическая игра «ОДЕЖДА»: девочки распределяют женскую одежду (настоящую и старинную); мальчики — мужскую (настоящую и старинную)
Сегодня мы узнали, какую одежду носили мужчины (коми). А сейчас я буду складывать одежду снова в сундук, а вы будете называть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.