Конспект по краеведению "Мужской костюм коми народа"

  • pdf
  • 01.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мужской костюм коми народа.pdf

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ


«МУЖСКОЙ КОСТЮМ КОМИ НАРОДА»

Воспитатель

Поздеева Лев.

2020г,

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1.     Закрепить и обобщить знания детей об одежде, узорах на костюме.

2.     Продолжать знакомить детей с одеждой коми народа. З. Познакомить детей с мужским костюмом коми народа.

4.     Различать коми рубаху и русскую рубаху.

5.     Развивать интерес к искусству и быту коми народа.

МАТЕРИАЛ:

Женская одежда (сарафан, рубаха, платок, передник); сундук; мужской костюм (рубаха, штаны); носки; онучи; русская рубаха; кукла (мальчик) в национальном коми костюме; 6-7 поясов; картинки с коми узорами; набор картинок мужской и женской одежды (прошлое, настоящее).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу под песню « Марьямоль ». Воспитатель вносит сундучок.

 Ребята, как вы думаете, что хранил в сундуке народ коми?

(Дети называют: сарафан, кофта, переДник) Воспитатель в это время достает это все из сундука.

*                   Как, одним словом можно назвать эту одежду? (женская оДежДа) А еще в сундуке есть одежда?

*                   Как вы думаете, кто носил эту одежду?

Воспитатель достает мужскую рубаху, штаны.  Да, действительно это носили мужчины.

*                   Сегодня мы с вами поговорим о мужском костюме коми народа.

*                   Из каких частей состоит мужской костюм? (рубаха, штаны, шапка, носки, онучи (лапти)).

Вот висит под мШИМ взором,

Вся покрытая узором,

Не кафтан и не рубаха,

А простая коми рубаха! (ДОРОМ)

*                   Ребята, кто-нибудь знает, из какого материала шилась рубаха?

 Рубаха шилась их холста (по коми ДОРА). В сундуке есть кусочек ткани.

Это и есть холст.

*                   Чем украшена рубаха? (узорами)  Какие узоры вам знакомы?

 Найдите и покажите эти узоры? (вызвать 2-3 человека — дети находят знакомый узор, показывают и называют)

 Что еще можно сказать о рубахе? (она Длинная; есть пояс; разрез нахоДится на правой стороне груди, либо в центре; широкие рукава; украшена полосками узорного тканья на груди, по вороту и на манжетах рукавов)

*                   Носили такие рубахи навыпуск, подпоясывая пояском (ВОНЬ) Воспитатель достает из сундука еще одну рубаху.

 Ребята, а эту рубаху носил русский народ.

 Чем коми рубаха отличается от русской рубахи? (более длинный поДол

(почти до колен), разрез на правой стороне груди, либо з центре (у русской слева), более широкие рукава)

*                   Чем они похожи друг на друга?

*                   Теперь я приглашаю вас поиграть. Народная игра «КТО БЫСТРЕЕ ЗАВЯЖЕТ ПОЯС».

Дети по команде разбегаются по всему залу (группе), собирают пояса, быстро завязывают их поверх рубашки (платья). Кто первый — тот и молодец! (под музыку)

*                   На вот немного размялись.

*                   Посмотрим, что еще есть в нашем сундуке.

Воспитатель достает штаны (ПОРТЫ)

*                   Штаны шили тоже из холста, глухие такие штаны закрепляли на поясе шнурком.

 Какого цвета была ткань, из которой шили штаны? (черная, синяя в полоску)  Штаны заправляли в шерстяные носки или из холста сшитые (СЕРА ЧУЛКИ)

*                   Чем носки украшали? (узорами)

Воспитатель достает из сундука носки.

*                   А что надевали на ноги мужчины? (лапти, онучи)

*                   Предлагаю поиграть в хороводную игру «ВОДЯНОЙ»: Дети стоят в кругу, не держась за руки. Водяной с завязанными глазами в центре. Дети идут друг за другом:

Водяной, водяной, Что сиДишь ты под водой?

Выйди хоть на чуточку, На одну минуточку

ВыЙДИ хоть на целый час, Все равно не знаешь нас. Водяной подходит к любому игроку и ощупывает его, отгадывает по одежде:

«Кто это?»

Воспитатель достает куклу, одетую в коми костюм.  Вот и наш молодец весь оделся!

*                   Но что-то мы еще забыли рассмотреть? (шапку)

*                   Головные уборы мужчин издавна были вяленые, суконные и меховые шапки. Шапки были различной формы — одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями.

*                   Зимние шапки (ПЫЖИК)

*                   А эта шапка как называется? (Дети могут сами назвать ушанку) (Можно показать такую шапку).

Дидактическая игра «ОДЕЖДА»: девочки распределяют женскую одежду (настоящую и старинную); мальчики — мужскую (настоящую и старинную)

*                   Сегодня мы узнали, какую одежду носили мужчины (коми). А сейчас я буду складывать одежду снова в сундук, а вы будете называть.