Урок литературного чтения в 1 класс дата________
Тема: С.Я.Маршак «Угомон»
Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные: (критерии сформированности УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Тип урока: Урок новых знаний.
Оборудование: учебник «Азбука» часть 2, портрет С.Я.Маршака.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Включение в учебную деятельность.
1. Артикуляционная разминка.
- Подготовим голосовые связки. Повторим чистоговорку все вместе.
Ра- ра-ра- начинается игра!
Са- са –са - в лесу бегает лиса?
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ру-ру-ру- мы закончили игру!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы любите сказки?
- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?
- Почему сказки называются народные? А почему авторские?
- Приведите примеры народных сказок.
- Какие авторские сказки вы читали? (…)
- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И попробуйте определить, что это сказка или рассказ? («Сказка об умном мышонке». С. Маршак)
Сказка об умном мышонке
Унесла мышонка кошка |
Перепуганный спросонок, |
— Мур-мур-мур, —
мурлычет кошка, |
Поиграл бы
я немножко, |
Засмеялась кошка Мурка: |
Говорит мышонок Мурке: |
Завязала кошка глазки, |
Говорит он хитрой
кошке: |
— Хорошо, —
сказала кошка, |
Кошке — смех,
мышонку — горе… |
Вправо, влево смотрит
кошка: |
Покатился
он с пригорка, |
Острозубый, остроглазый, |
Вот пришел хорек
с охоты, |
— В кошки-мышки
или в жмурки? — Нет,
не в жмурки. Мы, хорьки, |
— Что ж,
сыграем, но сначала
|
Я — зверек, |
— Стой!
— кричит хорек мышонку |
Стали звать мышонка
белки: — У меня, —
он говорит, |
В это время по дорожке |
А навстречу шла
ежиха Закричал мышонку еж: |
Вот идет моя хозяйка, |
А мышонок это
слышал, |
Долго ждали
еж с ежихой, |
Добежал
он до опушки. Поглядел мышонок: мчится |
А глаза горят, как
плошки, У мышонка замер дух. А сова — все
ближе, ближе, |
Пропищал мышонок: —
В прятки? До утра сова искала. |
А мышонок вымыл
рыльце |
Шел он, шел, взошел
на горку |
То-то
рада мышка-мать! |
- Что вы прослушали? (Сказку)
- А как вы считаете: эта сказка авторская или народная? (Авторская)
III. Изучение нового материала
1. Постановка целей и определение темы урока.
-Ребята, а может быть кто - нибудь знает автора этой сказки? (С. Маршак) (На доске написана подсказка, выложены буквы справа налево.
- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? Какие цели будем преследовать? (Знакомиться с творчеством и произведениями С. Маршака)
2. Работа по теме урока.
а) Рассказ учителя.
С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)
-Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).
- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.
б) Работа с учебником.
- Прочитайте сведения о С.Я. Маршаке на с. 106 «Азбуки». (Учащиеся читают.)
-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)
- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)
в) Работа в группах (с карточками).
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства.
В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. В семье было 6 детей, и трое из них стали писателями. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.
Физкультминутка.
3. Знакомство со стихотворением «Угомон»
- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)
Как вы думаете, о чём это произведение?
Чтение стихотворения учителем.
-Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его?
Словарная работа
- Все ли слова в стихотворении были понятны?
- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?
«нынче» - сегодня
«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой
«бас» - мужской низкий голос
- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.
Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?
Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».
- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
- Кто помог успокоить детей? (Угомон)
- А кто или что такое Угомон?
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)
- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)
Подготовка к выразительному чтению
- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)
-Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)
А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)
Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)
А слова остальных детей? (Крикливо, громко.)
Слова автора как мы будем читать? (Ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.)
Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённое с переживанием.)
Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)
Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.)
На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.)
Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!
Чтение детей по 2 строчки
-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.
- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
-Что делают дети? (ребята успокаивают друг друга)
- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)
- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.
-Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)
-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов, а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»
- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.
На уроке я сижу, Не кричу, и не стучу.
Руку прямо поднимаю, если спросят – отвечаю.
Учитель спросит- надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь, не кричи
А только руку подними.
- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).
4. Знакомство со стихотворением «Дважды два»
Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами.
а) Чтение учителем
С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки?
Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.
б) Чтение стихотворение хором.
в) Заучивание стихотворения «Дважды два»
IV. Закрепление материала.
Беседа
- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)
- С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два»)
– Назовите героев произведений.
- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).
V. ИТОГ УРОКА
- Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания
Пожелания друзьям
Желаю
вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
VI. РЕФЛЕКСИЯ
- Выразите своё настроение, продолжив предложение:
- Я для
себя сделал открытие:
- Меня удивило :
- Оказывается, что:……….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.