Конспект по литературному чтению 1 класс С.Я.Маршак "Угомон"
Оценка 4.6

Конспект по литературному чтению 1 класс С.Я.Маршак "Угомон"

Оценка 4.6
docx
27.02.2022
Конспект по литературному чтению 1 класс С.Я.Маршак "Угомон"
Лит.чт. - копия.docx

 

Урок литературного чтения в 1 класс     дата________

Тема: С.Я.Маршак «Угомон»

 

Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Планируемые результаты образования:

Предметныеумение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Тип урока: Урок новых знаний.

Оборудование: учебник «Азбука» часть 2, портрет С.Я.Маршака.

Ход урока.

I.Организационный момент.

 

II. Включение в учебную деятельность.

1. Артикуляционная разминка.

- Подготовим голосовые связки. Повторим чистоговорку все вместе.

Ра- ра-ра- начинается игра!

Са- са –са - в лесу бегает лиса?

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Ру-ру-ру- мы закончили игру!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, вы любите сказки?

- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?

- Почему сказки называются народные? А почему авторские?

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие авторские сказки вы читали? (…)

- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И попробуйте определить, что это сказка или рассказ? («Сказка об умном мышонке». С. Маршак)

 

Сказка об умном мышонке

Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!

Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть

— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.

Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!

Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать

Говорит мышонок Мурке:
— Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.

Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!

Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.

— Хорошо, — сказала кошка,
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!

Кошке — смех, мышонку — горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!

Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!

Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.

Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.

Вот пришел хорек с охоты,
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!

— В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.

— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».

— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:

 

Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!

— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.

Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!

— У меня, — он говорит,
Без игры спина горит!

В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.

А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!

Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною — в чехарду.
Выходи скорей — я жду!

А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду,
На иголки попаду!

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!

Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!

Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.

А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.

У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.

А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!

Пропищал мышонок: — В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.

До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.

А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом.
Где остались мать с отцом.

Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку

То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.

 

- Что вы прослушали? (Сказку)

- А как вы считаете: эта сказка авторская или народная? (Авторская)

 

III. Изучение нового материала

1. Постановка целей и определение темы урока.

-Ребята, а может быть кто - нибудь знает автора этой сказки? (С. Маршак) (На доске написана подсказка, выложены буквы справа налево.

- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? Какие цели будем преследовать? (Знакомиться с творчеством и произведениями С. Маршака)

2. Работа по теме урока.

а) Рассказ учителя.

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)

-Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.

б) Работа с учебником.

- Прочитайте сведения о С.Я. Маршаке на с. 106 «Азбуки». (Учащиеся читают.)

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)

- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)

в) Работа в группах (с карточками).

 

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

 

Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.

https://s0.slide-share.ru/s_slide/91585c4ddf4d99c504804610a2d76fe4/f040a2ca-1cfa-41c9-baf5-0c8c41aadb3e.jpeg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101f/0007c4c6-bd392a76/img9.jpg Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства.

В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. В семье было 6 детей, и трое из них стали писателями. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.

 

Физкультминутка.

3. Знакомство со стихотворением «Угомон»

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)

Как вы думаете, о чём это произведение?

Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его?

Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня

«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» - мужской низкий голос

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?

Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

- Кто помог успокоить детей? (Угомон)

- А кто или что такое Угомон?

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? (…)

 

Подготовка к выразительному чтению

- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)

-Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)

А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)

Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)

А слова остальных детей? (Крикливо, громко.)

Слова автора как мы будем читать? (Ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.)

Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённое с переживанием.)

Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)

Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.)

На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.)

Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!

Чтение детей по 2 строчки

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)

-Что делают дети? (ребята успокаивают друг друга)

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.

-Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов, а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»

- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.

 

На уроке я сижу, Не кричу, и не стучу.

Руку прямо поднимаю, если спросят – отвечаю.

Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.

 

- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).

4. Знакомство со стихотворением «Дважды два»

Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами.

а) Чтение учителем

С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки?

Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.

б) Чтение стихотворение хором.

в) Заучивание стихотворения «Дважды два»

 

IV. Закрепление материала.

Беседа

- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два»)

– Назовите героев произведений.

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).

 

V. ИТОГ УРОКА

Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

 

VI. РЕФЛЕКСИЯ

- Выразите своё настроение, продолжив предложение:

- Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило :
 - Оказывается, что:……….

 

 


 

Урок литературного чтения в 1 класс дата________

Урок литературного чтения в 1 класс дата________

А мышонок ей в ответ: — У меня охоты нет

А мышонок ей в ответ: — У меня охоты нет

Вот идет моя хозяйка, С ней в пятнашки поиграй-ка,

Вот идет моя хозяйка, С ней в пятнашки поиграй-ка,

Рассказ учителя о С.Я. Маршаке

Рассказ учителя о С.Я. Маршаке

Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс) -Что делают дети? (ребята успокаивают друг друга) -

Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс) -Что делают дети? (ребята успокаивают друг друга) -

Выразите своё настроение, продолжив предложение: -

Выразите своё настроение, продолжив предложение: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022