Конспект по литературному чтению "Л. Н. Толстой. Филипок"
Оценка 4.8

Конспект по литературному чтению "Л. Н. Толстой. Филипок"

Оценка 4.8
docx
07.03.2020
Конспект по литературному чтению "Л. Н. Толстой. Филипок"
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы. Цели урока следующие: образовательные: учить самостоятельно, анализировать ситуации; совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность. развивающие: развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух учащихся; развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); расширять кругозор учащихся, создавать благоприятную творческую атмосферу при работе в парах и коллективе. воспитывающие: воспитывать интерес к миру детской художественной литературы
Конспект.Филипок.docx

Урок по литературному чтению

Тема. Л. Н. Толстой «Филипок»

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

- формировать навыки осознанного беглого чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

- обогащать словарный запас

- учить анализировать поступки героев

- учить работать с деформированным текстом

- развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать внимательное отношение к людям

- развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

- воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- дети должны познакомиться с новым литературным произведением

- научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

- научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

- портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

- репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

- репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

- фонохристоматия для начальной школы

- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

- раздаточный материал Старославянский алфавит

- карточки со словами для работы в парах

- карточки с деформированным планом для работы в группах

- карточки-картинки для составления картинного плана

- гусиные перья и чернила

- презентация PowerPoint

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1).Введение в тему.

2) Словарная работа.

3) Первичное чтение рассказа

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

7) Составление словесного портрета главного героя.

8) Работа над планом.

9) Проверка составленного плана.

3. Итог урока.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.       Организационный момент.

1)Психологический настрой.   слайд 1

-   Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего

настроения.

- На доске изображения человечков с разными настроениями. Посмотрите внимательно на доску и выберите того человечка, который вам  нравится больше всех. Почему выбрали именно этого человечка? Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у одного из человечков. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.                                        - Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:                                       Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках литературного чтения? И сегодня нас ждут новые интересные открытия.                                                                                                                                          Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”. Слайд №2

На сегодняшнем  уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.                                                                                                       2) Речевая разминка. Игра «Читай быстро»(дед, сын, отец, батюшка, матушка, стол, чашка, печка, лоханка, дощечки, уронил, разбил, обедать, вздыхать, обижать, ухаживать, поглядели, стыдно.)                    II.  Мотивация, актуализация знаний, целеполагание                                                                                                  Беседа:-На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н.Толстого. Что вам запомнилось? (Он создал первую азбуку для детей и открыл первую школу для крестьянских детей.)

- Также мы прочитали рассказ «Старый дед и внучек».

-Назовите героев рассказа?

-Какая тема обьединяет героев рассказа? (друзья, семья, гости)

-Что такое семья?(стишок)

-Какую семью называют дружной?

-Охарактеризуйте эту семью.(кто входит в состав семьи, какие у них взаимоотношения? Можно ли назвать ее благополучной?)

-А ваша семья какая?

-Как чувствует себя человек в благополучной семье?

-Чем заняты герои рассказа?

-Какое у них настроение? -Почему?

-О чем сейчас они разговаривают? (прочитайте из текста)

Какое настроение вызывает этот рассказ?               Слайд7   -Почему?

-А как в вашей семье относятся к пожелым людям?

-Чему учит этот рассказ? Главная мысль рассказа. (- Нельзя обижать старых людей.)

Подберите пословицу к этому рассказу. Обоснуйте.(работа в парах)

Игра «Собери пословицы»

При солнышке тепло…                      и душа на месте.

Вся семья вместе…                            тот вовек не погибает.             Слайд8.

Кто родителей почитает…                 при матери добро.

Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово.

- Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
  • а ш - обозначает глухой согласный звук
  • х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
  • а к - парный согласный звук
  • ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о- гласный звук
  • б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,
  • а л – непарный звонкий согласный звук
  • е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

- Получилось слово школа.

Слайд №3

- Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

- Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Слайд №4

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу. Какие рассказы вы уже знаете? («Три медведя», )

Слайд №5

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

- Что делают дети? (Все дети пишут).

Слайд №6

Приоткроем дверь в другой класс.

- Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

- Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

Слайд №7

Работа в тетрадях.

- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

ФЕРТ

ИЖЭ

ЛЮДИ

ИЖЭ

ПОКОЙ

ОН

КАКО

Ф

и

л

и

п

о

к

Слайд №8

- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

Слобода   пострелёнок   бедовый

Слайд №9

Физкультминутка

3) Первичное чтение рассказа подготовленным учеником до слов “Школа вся была полна ребят”.

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из рассказа.

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

- О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).

- Кто является главным героем?

- Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

- Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Слайд №10

- Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

- Рассказ был написан более 100 лет назад. Но это не просто рассказ. Это быль. Кто знает, что такое быль?

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Слайд №11

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

- Почему мама не пустила мальчика в школу?

- Почему Филипок решил пойти?

- Как мальчик собирался в школу?

- Где находилась школа? - Знал ли малыш дорогу?

- Какие опасности встретились ему на пути?

- Почему Филипок не решался войти в школу? - Как он вёл себя, зайдя в класс?

- Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

- Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

- Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

- Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

- Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8). Работа над планом.

На доске  план рассказа, он не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Филипок собирается в школу

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

Слайд№12 Выборочное чтение. Найти слова из текста, соответствующие картинке

Слайд №13 (№14-15)

9) Проверка составленного плана

3. Итог урока.  Метод «Кубик Блума»

- С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?

- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

- Какая пословица подойдёт к нашему произведению? Грамоте учиться  всегда пригодится. Друзья познаются  в беде. Век живи  век учись. Худой мир лучше доброй ссоры. Кто за Родину горой   тот истинный герой.

4. Рефлексия. «Фразеологизмы»

- Что понравилось на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу, используя данные фразеологизмы?

Слышал краем уха.    Шевелил мозгами.   Хлопал ушами.  Считал ворон.

- Кто на уроке работал лучше всех? Кого бы вы отметили?

- Выберите смайлик, которым вы бы оценили свою работу на уроке.

Слайд №16

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.


 

Урок по литературному чтению

Урок по литературному чтению

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

Получилось слово школа. Слайд №3 -

Получилось слово школа. Слайд №3 -

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020