Конспект по литературному чтению
Урок: 53
Класс: 2 – Г
Учитель: Рассказова И.В.
Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ
Задачи урока:
1. Прослушать рассказ
2. Проанализировать содержание рассказа.
Цели урока:
Регулятивные:
принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.
Познавательные:
прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.
Личностные:
Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Урок литературного чтения - это урок общения. С каким человеком приятно общаться? ( доброжелательным)
Я с вами совершенно согласна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей и подарите им свои улыбки.
Чтобы выразительно и правильно читать проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
Изобразите шум леса - Ш,Ш,Ш
Накачивание мяча- Ф,Ф,Ф
Полёт пчелы - З,З,З
Произнесите скороговорку:
Над горой гроза.
Под горой коза.
- Ребята, произведение какого автора мы изучали с вами на предыдущем уроке?
( Н. Носова)
Проверка домашнего задания.
Выступают девочки Биография Николая Носова.
1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром.
2) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Постепенно понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»
Вопросы из шляпы по рассказу «Затейники»
Как зовут автора произведения «Затейники»? К какому жанру относится произведение «Затейники» Кто главный герой произведения? Как называли себя дети? В какую игру играли дети? Кого изображали? Почему игра прервалась? Что можно сказать о ребятах? Что ты им посоветуешь? |
2. Актуализация знаний.
ВЫСТАВКА КНИГ НОСОВА
Н. Носов написал много других произведений для детей и о детях.
Эти книги вы можете взять в библиотеке и самостоятельно прочитать.
- Ребята, а где были спрятаны вопросы?(в шляпе)
- Что такое шляпа? (головной убор)
-А я по назначению использовала шляпу? (нет)
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
- А как по-другому можно сказать? Подберите однокоренные слова (котенок, кот..)
Я не напрасно вам рассказала об этих словах, они будут присутствовать в нашем произведении, которое сегодня прочитаем.
3. Подготовка к изучению новых знаний
Также в нашем тексте встретятся слова КОМОД, КОЧЕРГА (показать на слайде)
Комод-невысокий шкаф с выдвижными ящиками.
Кочерга-инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи.
На доске записаны слова:
Плюх-ну-лось
Со-скольз-ну-ли
Под-прыг-нет
Рас-кра-ши-ва-ли
При-от-кры-ли
4. Изучение нового материала.
- Я сейчас прочитаю вам рассказ, а какие еще вы знаете жанры? (стихотворение, сказка…)
Чтение текста учителем
Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилась ли вам история? Почему?
– Как звали котёнка?
– Как звали мальчиков– героев этого рассказа?
- Чем занимались ребята?
– Что вдруг случилось?
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?
– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?
ФИЗМИНУТКА
Мелкими шагами раз-два-три,
Легкими прыжками раз-два-три,
Вот и вся зарядка раз-два-три,
Мягкая посадка раз-два-три.
5.Вторичное восприятие произведения .
Чтение текста детьми
Выборочное чтение.
- Сейчас мы проверим, как вы ориентируетесь в тексте.
Вопросы:
- Чем занимались мальчики, когда шляпа упала на котенка, найдите и прочитайте.
- Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)
- Кто из мальчиков был смелее? Вадик.
Докажите предложениями из текста. ( Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет. Я ее кочергой тресну.)
- А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? ( лыжная палка, картошка.)
- Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»
состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)
Чтение по ролям.
- Представьте, что вы артисты. А у каждого артиста есть своя роль.
6.Закрепление материала.
Фрагменты на доске, нужно установить последовательность нашего рассказа.
Игра «Да-нет»
Так или не так всё было в рассказе Н. Носова «Живая шляпа».
Утверждение |
ДА |
НЕТ |
1. Шляпа лежала на столе. |
|
+ |
2. Котенка звали Васька. |
+ |
|
3. Котёнок Васька сидел на шкафу. |
|
+ |
4. Вовка и Вадик сидели за столом. |
+ |
|
5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу. |
|
+ |
6. Вадик хотел поднять шляпу. |
|
+ |
7. Шляпа подползла к Вадику. |
+ |
|
8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним. |
+ |
|
Взаимопроверка, дети ставят оценки
- Давайте проверим, как вы выполнили это задание. Я называю правильные ответы.
7. Подведение итогов урока.
У страха глаза велики.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Делу время потехе час.
Повторенье мать ученья.
- А какая из них подойдет? Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?
Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось …
Я узнал, что ….
У меня получилось …
Мне было трудно ….
8. Домашнее задание: с. 54 - 58 читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.