Тема: Правила компоновки кадра
Цель занятий: изучить нестандартную световую схему
Задачи занятия:
Обучающие:
· Актуализировать знания о традиционных световых схемах;
· Рассказать о возможности нетрадиционного использования световых приборов;
· Изучить новый прием съемки с естественным и искусственным светом;
· Изучить некоторые секреты съемки силуэтов.
Развивающие:
· Расширить кругозор детей;
· Научить нестандартно использовать свет во время съемки
· Развить фотографическое видение света, приучить профессионально оценивать свет.
Воспитательные:
· Содействовать воспитанию способности к самостоятельной съемке
· Способствовать развитию умения видеть прекрасное в окружающем мире.
Методы:
Словесные — фронтальная беседа
Наглядные — демонстрация презентации, демонстрация работы световой схемы.
Игровые — игра для концентрации внимания в начале занятия, рекреационные игры
Практические — самостоятельная съемка, работа со световой схемой.
Структура занятия:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы занятия
3. Основная часть:
· Теоретическая часть
· Перерыв (10 мин), проведение игры для развития абстрактного мышления, групповой сплоченности, расширению кругозора, снятию напряжения «Грохот», играющей роль физ. минутки.
· Практическая часть
4. Оценочный этап
5. Итог занятия
1. Организационный момент
1) Приветствие учащихся
2) Проверка учащихся по журналу
2. Сообщение темы занятия
Педагог: Часто начинающие фотографы воспринимают свет как фактор, который влияет исключительно на технические условия съемки. Они пытаются со светом бороться, исправлять его, компенсировать. И забывают о том, что свет — самый важный инструмент фотографа, именно умение его использовать, подчеркивать его плюсы можно назвать самым необходимым качеством фотографа. В том случае, если фотограф не может оценить все возможности световых рисунков, его работы не получат достаточной выразительности.
Чтобы ваши фотографии выделялись среди сотен работ других фотографов, мы учимся с вами внимательнее относиться к свету и работе с ним. Сегодня мы с вами изучим новую схему для съемки, которую можно использовать и в студии, и при съемке с естественным светом для фотографирования силуэтов.
3. Основная часть
Теоретическая часть
Педагог: Впечатления о предметах, как на фотографии, так и в жизни создаются благодаря освещению. Так сложилось, что яркий свет солнца вызывает радостные ощущения у человека. При этом сумерки умиротворенно действуют на психику наблюдателя, а темнота - настораживает. Освещение способно представить действительность с различных ракурсов. Свет может манипулировать сознанием человека, вызывая разнообразные чувства. Фотографируя что либо, обязательно нужно учитывать кроме качества света, еще и то, как падают тени, насколько они контрастны, каков рисунок светотени, насколько свет мягкий или жесткий.
Силуэты – прекрасный способ передать драму, тайну, эмоции и настроение зрителю, они всегда стоят особняком в альбоме из-за того, что при видимой простоте рассказывают нам целую историю. Их любят за то, что они не показывают зрителю ясную картинку всего происходящего, а оставляют место для фантазии. Основной момент при съемке силуэтов – это расположение вашего объекта (формы, которую вы хотите показать) напротив какого-либо источника света и настройка экспозиции в камере по самой яркой части вашего изображения (по фону), а не по объекту. Таким образом, объект будет недоэкспонирован (очень темным, если не черным). Сначала, давайте рассмотрим несколько базовых шагов, которые приведут вас к желаемому результату. Ключевой момент состоит в том, чтобы заставить вашу камеру думать, что самые яркие части изображения – это то, в чем вы заинтересованы. Намного проще настроить камеру, если она переведена в полностью ручной режим. Напоминаю вам, что этот режим позволяет работать с фотоаппаратом максимально свободно. Во время таких съемок используются более короткие выдержки и (или) зажатые диафрагмы. Вам нужно правильно замерить экспозицию, чтобы силуэт был четким и фотография сложилась правильно.
Нужно выбрать верный Объект для съемки. Почти каждый предмет может быть представлен в виде силуэта, но некоторые подходят для этой цели лучше, чем другие. Выбирайте что-нибудь с четкой и узнаваемой формой, что будет выглядеть достаточно интересно для зрителя, даже в двумерном виде. Силуэты не могут быть основаны на цветах, текстурах и тонах объектов, так что форма должна быть отчетливой. Если в кадре есть более чем одна форма, которую вы собираетесь представить в виде силуэта, постарайтесь сохранять дистанцию между объектами. Например, если вы делаете силуэты из дерева и человека, не стоит располагать человека напротив дерева или даже просить его опереться на него, т.к. в этом случае объекты сольются в одну форму, и зритель будет недоумевать, что же это такое. Также во время компоновки кадра, вы, возможно, захотите сфотографировать силуэты людей в профиль, а не смотрящих прямо в кадр. Таким образом, выделится больше черт (нос, рот, глаза), и человека с большей вероятностью можно будет распознать.
Когда дело доходит до освещения объекта, вам нужно забыть большую часть из того, что вы знаете о нормальной фотографии, и начать мыслить наоборот. Вместо того чтобы освещать объект спереди, при съемке силуэтов вам нужно сделать так, чтобы большая часть света шла от фона, а не с переднего. Для этой цели идеально подходит закат или восход, на фоне которых можно сфотографировать объект, но на самом деле практически любой яркий источник света подойдет. Существует даже возможность фотографировать силуэты в студии.
Полный силуэт, когда весь объект
черный и резкий, может быть очень эффектным, но также стоит рассмотреть
частичный силуэт, в котором лишь часть деталей вашего объекта представлена в
таком виде. Порой один маленький лучик света делает объект немного более
объемным и «настоящим».
Перерыв 10 мин.
Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем. Я предлагаю вам игру «Художники».
Условия игры: Выбирается художник. Он будет рисовать то, что попросят игроки. Причем, прежде чем начать игру, участники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем художник садится отдельно от игроков, а те говорят, что, какого цвета, в каком месте он должен нарисовать, то есть руководят «художником», когда он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что и как получилось. Эта игра позволяет повысить сплоченность коллектива, выявить лидеров, организовать совместную работу, повысить коммуникативные умения учащихся.
Основная часть (продолжение)
Педагог: В первой части занятий, мы говорили о съемке с естественным светом. Но иногда есть необходимость создать силуэт в студии. (Слайд 21-25) В студии фотографу приходиться одновременно быть осветителем, инсталлятором, а зачастую даже в какой-то степени психологом. Поэтому такая работа не из простых. Самыми сложными для фотографа с технической точки зрения являются фото с освещением по контуру. Грамотная работа с силуэтами указывает на высочайшее творческое мастерство фотохудожника.
Использование
контурного освещения позволяет мягко высветлить отдельные части снимаемого объекта,
сохраняя видимость силуэта в целом. Для начала нужно осветить фон, на котором
мы будем снимать силуэт. В студии это может быть выполнено с помощью
импульсного источника и цветных светофильтров. Модель нужно разместить так,
чтоб свет от источника на нее не попадал. При портретной силуэтной съемке можно
расположить осветительный прибор за спиной модели и получить равномерно
окрашенный фон. Цвет светофильтра зависит от вашей задумки и имеющихся в
наличии цветов. Давайте постараемся поставить схему. (Слайд 23) И
сделаем несколько пробных фотографий.
Перерыв 10
мин.
Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем. Я предлагаю вам игру «Грохот».
Выбирается водящий и выходит из комнаты. Вспоминают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому одно слово. Водящий приглашается в кабинет и внимательно слушает: игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отгадать загаданное с трех попыток. Эта игра позволяет повысить сплоченность коллектива, организовать совместную работу, разрядить обстановку, раскрепостить перед съемкой, снять накопившееся напряжение, повысить коммуникативные умения учащихся.
Практическая часть
Педагог: Ну что же, вернемся к нашему занятию и попробуем вместе с вами сфотографировать силуэт в студии. Дети проводят групповую самостоятельную съемку.
4. Оценочный этап
Педагог: Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали! Давайте подведем итог нашего занятия
ПРОВЕРКА ЗУН:
1. Каким образом можно сфотографировать силуэт?
2. На что важно обращать внимание во время съемки силуэтов?
3. Какие источники света могут использоваться во время съемки силуэтов?
4. Где вы могли бы еще, кроме студии, применить силуэтную съемку?
5. Итог занятия.
Педагог: Спасибо вам за сегодняшнее занятие, вы здорово справились со съемкой и усвоили всю новую информацию. Умение снимать силуэты может существенно обогатить ваши художественные средства, научит иначе видеть мир.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.