министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по литературному чтению
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Студентки 531 группы
Социально- педагогического отделения
Место проведения урока:
Школа №36 , класс 4 «е»
Дата проведения урока: 02.10.2019
Начало урока
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Допуск к проведению урока:
Тема урока: «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
Учебный предмет: Класс: |
Литературное чтение 4 класс |
||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Познакомить учащихся с русским писателем Л.Ю. Лермонтовым и с одним из его произведений; учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся |
||
Технологии, методы: |
Беседа |
||
Основные понятия, термины: |
Писатель, поэт, стихотворение |
||
Тип урока: |
Урок ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста · познакомить учащихся с новым произведением; развивать устойчивое внимание и воображение учащихся; · пополнять активный и пассивный словарь учащихся; · развивать связную устную речь учащихся. воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам; · подготовить учеников к работе, восприятию нового. |
Личностный:
Метапредметный:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами (Р.). |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная; · Индивидуальная
|
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Учебник по Литературному чтению 4(1) Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова |
||
Этапы урока Задачи этапа |
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||
I.Организационный момент Задача: - организовать направленное внимание на начало урока (л.) - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся (Пр.) |
|
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Николаевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, все помнят, как нужно вести себя на уроке? Итак давайте вспомним правила поведения на уроке.
|
Здравствуйте
|
|||||||||||||||
II. Актуализация знаний Задачи: - подготовить учеников к работе, восприятию нового (пр.) -актуализировать знания о понятии писатель (пр.) - формировать умение строить речевое высказывание (позн.) - формировать умение формулировать собственное мнение (к.) |
|
- Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? - Кто был автором этой сказки? - Понравилось ли вам это произведение? - А что именно вам понравилось? |
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях - А.С. Пушкин - Да - Рассказывают о понравившемся |
|||||||||||||||
III. Постановка темы и цели урока. Подготовка к восприятию текста. - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся (Пр.); - развивать связную устную речь учащихся (Пр). - становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературного чтения (Л.); - участвовать в диалоге, общей беседе, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль (К.); - учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (К.); - оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей (Р.); |
ИМХАЛИ ЧИВЬЮРЕ ВЛОЕТРМНО |
— Переставьте буквы так, чтобы у вас получилось имя писателя. — Как вы думаете, почему именно это имя звучит на нашем уроке? Верно, мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством этого замечательного писателя. — Определите тему и цель урока.
|
- (Михаил Юрьевич Лермонтов.) - Тема нашего урока, начнем знакомиься с его жизнью…. - Тема: жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова Цель: знакомство с поэтом и его произведением |
|||||||||||||||
IV. Подготовка к восприятию Задача: - познакомить учащихся с новым автором (Пр.); - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся (Пр.); - пополнять активный и пассивный словарь учащихся (Пр.); - развитие интереса к чтению и читательской деятельности (Л.); - учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (К.); - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения (К.).
|
Учебник на с. 92-93 |
— Ребята, откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите иллюстрации и фотографии. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче? - Лермонтов Михаил Юрьевич родился в 1814 году в Москве. Мать Михаила рано умерла, поэтому воспитание сироты взяла на себя его родная бабушка, поэтому Лермонтов обучался на дому. Первые свои стихотворения написал в 14 лет, будучи учеником Московского пансиона. Пансион, ребята, - это место, где дети учились и жили. Чуть позже поступил в Московский университет, но не закончил, переехав в Петербург. В 1832 году он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Смерть Пушкина вызвала у Михаила бурю чувств, которые были выражены в стихотворении "Смерть поэта", за которое его и арестовали в 1837 году. Однако в 1838 году поэт возвращается в Петербург благодаря стараниям бабушки. Но спустя пару лет за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом Лермонтова как дуэлянта отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. Там Лермонтов встречает своих старых приятелей. После чего на одном из вечеров оскорбляет язвительной шуткой Мартынова и тот вызывает поэта на дуэль, которая закончилась для Лермонтова плачевно. Дуэль, на которой был убит великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов, состоялась 15 июля 1841 года. Ему было всего 26 лет.
— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 статью о детстве писателя. — Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? Не торопитесь отвечать на этот вопрос. Еще раз посмотрите на текст и составьте по нему вопросы своим одноклассникам. (Дети ставят вопросы. Учитель следит за правильным формулированием. Учащиеся находят ответы в тексте.) А сегодня мы познакомимся с произведением М. Ю. Лермонтова под названием «Дары Терека». Терек – это река на Кавказе. Михаил Юрьевич Лермонтов часто любовался этой рекой. |
- Ответы учеников
(Дети ставят вопросы. Учитель следит за правильным формулированием. Учащиеся находят ответы в тексте.) |
|||||||||||||||
V. Первичное восприятие текста Задачи: - познакомить учащихся с новым произведением (Пр.); - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся (Пр.); - пополнять активный и пассивный словарь учащихся (Пр.); - воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам (Пр.); - формировать умение воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (Позн.). |
Аудиозапись стихотворения |
- Сейчас мы с вами прослушаем это стихтворение, а вас я попрошу найти стихотворение и внимательно следить. |
(Слушают аудиозапись и следят по учебнику) |
|||||||||||||||
VI. Проверка первичного восприятия. Задачи: - познакомить учащихся с новым произведением (Пр.); - развивать устойчивое внимание (Пр.); - пополнять активный и пассивный словарь учащихся (Пр.); - развивать связную устную речь учащихся (Пр.). - становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературного чтения (Л.); - развитие интереса к чтению и читательской деятельности (Л.); - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке (Л.); - пользоваться словарями и справочным материалом учебника; (Позн.); - строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их (Позн.); - учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (К.); - оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности (К.); - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения (К.). |
|
- Ребята, вам понравилось стихотворение? - Почему да, почему нет? - Что вам больше всего запомнилось? - Какие чувства вы испытивали, слушая это произведение? - Значение каких слов вам не понятно?
|
- Да/Нет. (Высказывают свое мнение) - На слайде словарик настроений |
|||||||||||||||
VII. Анализ произведения. Задачи: - познакомить учащихся с новым произведением (Пр.); - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся (Пр.); - пополнять активный и пассивный словарь учащихся (Пр.); - развивать связную устную речь учащихся (Пр.). - становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературного чтения; - развитие интереса к чтению и читательской деятельности (Л.); - понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы (Л.); - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке (Л.); - строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их (Позн.); - формировать умение воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (Позн.); - выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, со блюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (К.); - участвовать в диалоге, общей беседе, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль (К.); - учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (К.); - оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности (К.); - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения (К.). - оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей (Р.); адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами (Р.). |
|
|
- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит. - С диким, злым зверем, олицетворяет ее. - Дикий, злобный. - Горы, скалы. - Метафору – скрытое сравнение. - Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы. - Сравнение, олицетворение – плакать может только человек. - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.
- Река на равнине становится спокойной, ласковой. - Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит. - Хитрый. - Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.
- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение. - Терек берет свое начало у горы Казбек. - С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение. - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку. - Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью. - Куча камней сравнивается со стадом. - Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит. - Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь. - Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.
|
|||||||||||||||
VIII. Вторичное чтение. Задачи: - отрабатывать навык выразительного чтения по ролям (Пр.); - развивать устойчивое внимание учащихся (Пр.); - пополнять активный и пассивный словарь учащихся (Пр.); - воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам (Пр.); - развитие интереса к чтению и читательской деятельности (Л.); - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке (Л.); - формировать умение воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (Позн.); - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (Р.); - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (Р.); - оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей (Р.); адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами (Р.). |
Выставление прогностической оценки в графе «Моя оценка №1» (+,-,?). + смог отразить требования критерия; - не смог отразить требования критерия; ? – не уверен, что смог отразить требования критерия. Критерии выразительного чтения стихотворения: Назвал автора и заглавие произведения. Читал без ошибок. Выделял голосом ключевые слова. Делал паузы внутри и в конце высказывания. Выбрал необходимый темп чтения. Текст прочитал с достаточной громкостью. Передал настроение автора текста. |
- А теперь, ребята, я предлагаю прочитать произведение заново. - Выбирать читающих буду по поднятой руке - А теперь давайте оценим себя - На слайде вы видите критерии оценки, по которым вам нужно оценить своё чтение, если смогли отразить требования критерии ставите себе «+», не смогли «-», не уверены, что смогли отразить «?»
|
- Производят самоанализ |
|||||||||||||||
IX. Обобщениение. Задачи: - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся (Пр.); - развивать связную устную речь учащихся (Пр.). - воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам (Пр.); - понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы (Л.); - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке (Л.); - осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (Позн.); - выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, со блюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (К.); - участвовать в диалоге, общей беседе, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль (К.); - учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его (К.); - оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности (К.); - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения (К.). - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (Р.); |
|
- Итак, ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке? - О чем данное стихотворение?
- Кто является автором этого произведения? - Что нового вы узнали об этом авторе?
|
- «Дары Терека»
- Отвечают
- М.Ю. Лермонтов - Отвечают |
|||||||||||||||
X. Итоги урока. Рефлексия. Задачи: - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л.); - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке (Л.); - строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их (Позн.); - участвовать в диалоге, общей беседе, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль (К.); - применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения (К.). • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (Р.); - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (Р.); - оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей (Р.); - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами (Р.). |
На слайде анкета для самоанализа |
- А сечас мы проведем рефлексию деятельности. На слайде анкета самоанализ в виде таблицы. В первом столбце даны начала предложений, а во втором концовки, их две, выберите ту, которая подходит вам по итогам сегодняшнего урока. - На этом наш урок окончен. Спасибо за урок. До свидания. |
- Проводят самоонализ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.