МОЙ НОВЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«ЗАДАЧИ НА ПОНИМАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ В…»
Учебный предмет |
Математика |
Класс |
3 |
Цель урока |
формирование представлений о решении задач на понимание отношений больше или меньше в (с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)... |
Программа |
УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А. и др. |
Задачи урока |
Образовательные: – активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся; – закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 8; – закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в»; – расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях. Развивающие: – формировать универсальные учебные действия; – способствовать развитию ключевых компетенций учащегося; – развивать эмоциональную сферу учащихся; – развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение; – развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом. Воспитательные: – формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения; – воспитывать ответственное отношение к безопасному участию в дорожном движении; – формировать навыки функциональной грамотности. |
Метапредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир, русский язык. |
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
Планируемые результаты |
Предметные: + понимать смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в»; + выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100; + сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»; + решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия: – моделирует и представляет задачу графически; – планирует ход решения; – записывает решение по действиям и с помощью числового выражения; – анализирует решение; – осуществляет поиск другого способа решения; – оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления). |
Личностные: + уметь слушать. + участвовать в диалоговом общении с учителем; + участвовать в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах; + строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; + оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; + проявлять учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом. |
Метапредметные: + уметь работать с информацией, содержащейся в тексте задач; + приобретать опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме; + познакомиться с ИКТ ресурсом, осознать его возможности для использования в собственной познавательной деятельности. |
Универсальные учебные действия |
Регулятивные: + определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; + принимает и сохраняет учебную задачу; + участвует в планировании учебных действий; + осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности; + делает выводы о результате совместной работы класса и учителя. |
Познавательные: + осуществляет анализ текстовой задачи; + строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач; + владеет алгоритмом решения задач изученных видов. |
Коммуникативные: + слушает и понимает речь других; + договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
|
Этапы урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
||
I |
Мотивация к учебной деятельности |
Методы организации работы: – диалоговое общение – эмоциональная рефлексия. Форма организации работы: фронтальная |
Приветствует учащихся в стихотворной форме.
Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку.
Эмоционально настраивает учащихся на урок. – Мне интересно, с каким настроением вы пришли на урок? – Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение: ü Если у вас отличное настроение, вам интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться – поднимите красный карандаш, ü Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать – поднимите зеленый карандаш, ü А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять жёлтый карандаш.
Наблюдает за учащимися.
– Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне. |
Приветствуют учителя
Проверяют свою готовность к уроку
Слушают учителя. Воспринимают информацию визуально на слух. Участвуют в эмоциональной рефлексии
|
Регулятивные УУД: умение мобилизоваться для выполнения работы. Познавательные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: умение принимать и сохранять информацию. |
Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. |
||
II |
Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование |
Цели для учащихся: – включиться в учебно-познавательную деятельность; – сформулировать вместе с учителем цели урока. Цели и задачи для учителя: – поставить перед учащимися учебную задачу, проблему; – обеспечить совместное целеполагание; – показать социальную и практическую значимость изучаемого материала; – способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика. Методы организации работы: – интерактивное обучение Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
|
– Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров. – Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы? – Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения. – Как же связаны математика и дорожное движение? – Давайте проведем математическую разминку. – И вот мои первые задания: я предлагаю вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание. Два ряда – 2 команды. На каждом ряду лежит карточка. По моей команде ребята за первой партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте. Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание. Как только они это сделали они встают с места около парт. – Готовы? Начали! (ПРИЛОЖЕНИЕ 1: устный счет по карточкам).
– Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону (после выполнения заданий всеми рядами, обращается к вставшим ребятам). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Сверка ответов).
– Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу? – Молодцы! (если все ряды без ошибок) – А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке. – Я думаю, что это задача. – Ребята, можете объяснить: почему? – Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени. – Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача? – Верно, у любой задачи есть условие и вопрос. – По какому плану мы работаем над решением задачи? ü сначала читаем внимательно условие задачи; ü затем делаем понятную краткую запись или чертеж; ü рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия? ü продумываем решение; ü записываем решение; ü записываем ответ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3: План работы над задачей)
– Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач? – Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться! – Этим я и предлагаю вам сегодня заняться! – Давайте вы разгадаете мои загадки. 1. Там дома, а там дороги. Вам скажу, друзья, иначе Будем мы решать…
2. А помощник без сомненья Здесь таблица…
– Ребята назовите тему нашего урока. «Решение задач на применение знаний таблицы умножения».
– Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Список задач на урок) – Спасибо. Можем продолжить работу. |
Участвуют в диалоге с учителем: воспринимают информацию визуально и на слух
Участвуют в математической разминке. Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)
Участвуют в проверке по эталону. Воспринимают информацию визуально
Участвуют в диалоге с учителем. Воспринимают информацию визуально
Участвуют в диалоге с учителем
– Задачи
– Умножения
Воспринимают информацию визуально. Участвуют в планировании задач урока |
Регулятивные УУД: умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы; умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать учебные действия. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач; умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов; умение работать с информацией, содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую.
|
Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать ответ: устанавливать его реалистичность. Решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия.
|
||
III |
Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации |
Цели для учащихся: – в ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий. Цели и задачи для учителя: – организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся; – организовать условия для воспроизведения имеющихся знаний и способов действий учащимися. Методы организации работы: – диалоговое общение; – постановка и решение текстовой задачи; – интерактивное обучение. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. |
– У вас на столах найдите желтую карточку (организует работу в рабочих тетрадях) В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Задачи) – Прочитайте задачу №1. В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?(вызывает к интерактивной доске одного человека) – Что известно? – Что надо найти? – Составьте краткую запись. – Что значит понятие в 8 раз меньше? – Запишите решение задачи. – Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием. – Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия? – Молодцы!
– Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу?
|
Работают в рабочих тетрадях
Участвуют в диалоге с учителем
Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи
– Знание алгоритма решения задачи. – Знание таблицы умножения и деления на 8. – Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в». |
Регулятивные УУД: умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала; умение участвовать в решении учебной задачи. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач; умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать ответ: устанавливать его реалистичность. Решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия.
|
||
IV |
Физкультминутка |
Методы организации работы: – диалоговое общение. Форма организации работы: групповая. |
– Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи. – Но думаю, что вы устали. Проведем минутку отдыха. |
Выполняют двигательную физкультминутку |
Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. |
|
||
V |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
Цели для учащихся: – в ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях. Цели и задачи для учителя: – обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; – обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях; – показать практическую значимость изучаемого материала. Методы организации работы: – диалоговое общение; – интерактивное обучение. Форма организации работы: работа в группах. |
– Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения. – Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки, которые показывают в какую группу вы распределены. В квесте участвуют следующие группы: – пешеходы города А; – водители города А; – инспектора ГИБДД города А; – пешеходы города Б; – водители города Б; – инспектора ГИБДД города Б. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Эмблемы для учащихся)
– Вот ваше первое задание: объединитесь в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади. Рассмотрите ваш маршрут, найдите «секретные» конверты.
– Откройте «секретные» конверты. Достаньте зашифрованное послание. Что оно напоминает? – Правильно, поле для собирания пазла. – Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл. – Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла? – Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но для этого вам надо решить задачу, да не простую, а «вкусную».
– Итак, ваша цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7: Пазл)
– Решаете задачи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8: Задачи) – Ответ задачи – это номер частички пазла указанный на поле. – Наклеиваете данную часть на поле с таким же числом. – Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску. – Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл, ждет сюрприз. – Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл. – Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями. – Как мы будем работать? – Ну, теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло! (команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости) – Давайте посмотрим, что у нас получилось. (на доске вывешиваются знаки дорожного движения. Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо уметь читать эти знаки) – Давайте вместе их прочитаем. – Ребята, какая задача показалась более трудной и вызвала затруднение? Но вы ее решили?! – Я предлагаю разобрать аналогичные задачи, возьмите Секретные конверты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9: Секретные конверты) – Запишите в тетради задачи? – Что известно в задачах? – Что надо найти? – Кто хочет поработать у доску? – Запишите краткую запись. – Решите задачи. |
Воспринимают информацию на слух
Выполняют инструкции учителя
Выполняют инструкции учителя
Выполняют инструкции учителя
Выполняют учебное задание в группах
Представляют результат работы групп
Участвуют в диалоге с учителем
Выполняют учебное задание
|
Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание; умение структурировать знания; умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания; умение выполнять учебное задание, используя правило; умение выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач; умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов; умение работать с информацией, содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи
|
Учить опыту работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Знакомить с ИКТ ресурсом, учить использовать в собственной познавательной деятельности. Уметь работать с информацией, содержащейся в тексте задач.
|
||
VI |
Рефлексия (подведение итогов урока) |
Методы организации работы: – диалоговое общение – эмоциональная рефлексия. Форма организации работы: фронтальная |
– Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог. – Какие задачи мы с вами ставили в начале урока. – Что у нас получилось? – А над чем еще надо поработать? (обращаю внимание ребят к задачам, которые висят на доске. Каждая задача анализируется: получилось или не получилось)
– Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.
– Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради. ü «5» баллов – я был активным, у меня все получалось. ü «4» балла - я был активным, у меня многое получалось. ü «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.
– А теперь с помощью карандашей покажите мне свое настроение сейчас. ü Если у вас отличное настроение, вам было интересно на уроке – поднимите красный карандаш, ü Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке – поднимите зеленый карандаш, ü А если у вас настроение «не очень», что-то вам его испортило – прошу поднять жёлтый карандаш |
Участвуют в диалоге с учителем
Выполняют учебное задание устно
Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.
Рефлексируют свое настроение
|
Регулятивные УУД: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. Познавательные УУД: умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
||
VII |
Домашнее задание |
|
– Спасибо за урок. До свидания. |
Записывают в дневник домашнее задание. Прощаются с учителем |
|
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Перечень задач на урок:
ü совершенствовать навыки табличного умножения от 2 до 8;
ü совершенствовать навыки решения задач;
ü развивать математическую речь;
ü развивать вычислительные навыки;
ü закрепить знания возведения числа в степень;
ü отработать навык умножения дроби на натуральное число.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Задача № 1
В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Задача 1. Машина проехала 56 м, а велосипедист проехал в 7 раз меньше чем машина. Какое расстояние проехал велосипедист?
Задача 2. В парке на велодорожках катались 7 велосипедиста, а во дворе в 8 раза больше. Сколько велосипедистов каталось во дворе?
Задача 3. В городе «А» дорожная служба установила 36 знаков, а в городе «В» 6 знаков. Во сколько раз больше установили дорожных знаков в городе «А»?
Задача 4. У Вовы 8 штрафов, половину из них он оплатил. Сколько Вове еще осталось оплатить штрафов?
Задача 5. На улицах города дежурили инспектора дорожного движения. Первый инспектор задержал 25 нарушителей, а второй инспектор задержал в 5 раз меньше нарушителей, чем первый инспектор. Сколько всего нарушителей задержали инспектора вдвоем?
Список использованных источников
1. Математика. 3 класс в 2 ч. Ч. 1. – М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой – М.: Просвещение, 2016. (Допущено Министерством образования Российской Федерации).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.