Здоровьесберегающие технологии
Оценка 4.6

Здоровьесберегающие технологии

Оценка 4.6
doc
28.10.2024
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КГА ПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории

 и обществознания СПО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Автор опыта: Ли Ен-Сун Александрович

 

 

 

 

 

г. Уссурийск 2023

 

Содержание

 

1.     Введение ………………………………………………………………………3-4                                                                                                            

2.      Теоретические основы здоровьесберегающих образовательных технологий                                               …………………………………………………………………………………5-6

3.     Применение здроровьесберегающих технологий на уроках истории

           и обществознания…………………………………………………………… 7-8                                                                                                       

4.     Заключение……………………………………………………………………..14                                                                                                            

5.     Литература……………………………………………………………………...15                                                                                                                        

 


Введение

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. По результатам исследовании НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук причиной резкого снижения уровня здоровья детей являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

-стрессы;

-дефицит двигательной активности;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб врачебного контроля;

- неполноценное питание;

- факторы риска, имеющие место в учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

- нарастающая интенсификация учебного процесса.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому ведется поиск методов оздоровления детей в условиях колледжа. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В. Науменко и другие), для сохранения и укрепления здоровья студентов должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в колледже.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, поэтому забота о сохранении здоровья обучающихся - важнейшая обязанность, отдельного преподавателя и самого ребенка.

В современных условиях модернизации российского образования преподаватель  должен усилить внимание к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, не должна остаться в стороне проблема формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Каждый современный педагог на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого обучающегося.

 

Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

Целью использования новых технологий является проблема преодоления «больного детства» Задачи, которые стоят перед современным преподавателем  для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

1.     выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению обучающихся;

2.     вовлекать родителей в оздоровление детей;

3.     передавать знания по предотвращению отдельных болезней;

4.     пропагандировать здоровый образ жизни;

5.     совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями “технология”, “образовательные технологии”, “здоровьесберегающие технологии”, “здровьесберегающие образовательные технологии”, “здоровьеформирующие технологии”, “здоровьесберегающая педагогика”, “здоровьесберегающие мероприятия”. Понятие определения “здоровьесберегающие технологии” появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина.

По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому определению здоровьесберегающую технологию можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

По словам профессора Н. К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у обучающихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.

Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения студента в учебном заведении, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Таким образом, понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья преподавателя и обучающихся и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

         Здоровьесберегающие  образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.

 Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

1.     Главный принцип здоровьесберегающих технологий  "Не навреди!"  - ориентирует  на:

создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2.     Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

3.     Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

4.     Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.

5.     Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в учебном заведении:

1.     Технология обучения, содействующая здоровью.

2.     Рациональный режим обучения.

3.     Сбалансированное питание.

4.     Психологическая и социальная поддержка.

5.     Рациональный двигательный режим.

6.     Оптимальная учебная нагрузка.

7.     Условия соответствующие СанПиНам.

8.     Охрана психического здоровья.

9.     Современные медицинские услуги.

Отсюда возникают основные задачи здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, которые ставлю в своей работе на первое место:

-    поддержание в учебном коллективе благоприятного психологического микроклимата;

-    создание рационального режима организации образовательного процесса в школе, соблюдение гигиенических требований к нему;

-    организация оптимального двигательного режима, сбалансированного питания;

-    формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развитие навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам.

 

Применение здроровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Как же решаются поставленные учителем задачи на уроках истории и обществознания? Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков,на каждом уроке педагог следит за осанкой детей, проводит физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, впрочем, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь студентам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, студенты садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

Необходимо создать такую обстановку на уроке, чтобы учащимся было интересно и увлекательно, чтобы работали много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось мало, и выполнять её было бы интересно. Каким образом педагог достигает этого? Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить первую задачу, выделенную в данной работе. Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебными занятиями.

Со слабыми и больными детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими обучающимся.

Современное общество волнует как физическое, так и моральное здоровье наших детей, в частности такие негативные тенденции как потери нравственных идеалов, потребительское настроение, нежелание трудиться, распространение наркомании, курения, употребления спиртных напитков, преступности. Необходимо организовать передачу знаний по предотвращению отдельных болезней как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:

1.     при изучении темы «Хозяйство и быт 12 века» обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе были чеснок и лук?»;

2.     при изучении темы «Образование в Европе» обращается внимание на физическое и нравственное здоровье человека);

3.     при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в учебном заведении так много аллергиков и просто ослабленных детей. На уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Обучающиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Часто ругают молодёжь за её инфантильность, за неумение думать и рассуждать, но вот такие уроки доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. При изучении курсов истории, то есть для обучающихся они особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым обучающимся. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой. .Для лиц 16-18 лет увлекают лидерство государственных деятелей . Для них я провожу урок-игра, урок «Я – исследователь», «Урок-конференция» (по обществознанию).

·        «Я исследователь» (повторительно-обобщающий урок) умение участвовать учащихся в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события, делать выводы;

·         «Урок-конференция» (Государство и граждане), выступают докладчики, остальные бурно участвуют в обсуждении, задают вопросы докладчикам.

·         «Урок – игра» (по теме «Начало Смуты»), распределение ролей между учащимися – Бориса Годунова, Федора Романова , урок должен представлять из себя «Суд истории», «Судебное заседание» должен вести учитель, выше указанные роли выступают поочередно. Учащиеся могут им задавать вопросы, вступать в дискуссию, оспаривать их точку зрения. Предмет разбирательства – политика Бориса Годунова.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Правила проведения «мозгового штурма».

·        все высказываются и все слушают;

·        все имеют равные права;;

·        называя идеи, нельзя повторятся;

·        чем больше список идей, тем лучше;

·        разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы

·        идеи не оцениваются и не критикуются.

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье. Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим студентам. На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки обучающегося на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к студентам с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к истории, и также принцип двигательной активности на уроке.

 

 

3. Заключение

 

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

-         Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического

           комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

-         Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

-         Сохранению и укреплению физического здоровья студентов;

     Конечно, колледж  не должен подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами,  применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Колледж должен сформировать потребность у обучающихся в сохранении, укреплении и развитии  своего здоровья. Без сомнения, здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современном колледже с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А от фантазии самого преподавателя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе [текст]: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.Менчинская. -  М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.- (Педагогическая мастерская).

2. Мухаметжанова А. К. Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания [Текст] / А. К. Мухаметжанова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 29-32.

3. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю. В. Науменко // Педагогика. – 2006. - № 8. – С. 72.

4. Симкина П. Л. Азбука здоровья [текст]: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.-240с.- (Серия «Образование и творчество!»).

5. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.

 

Интернет-ресурсы

1.     http://ru.wikipedia.org/wiki/

2.     www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / Науменко Ю. В.  Психологические основания здоровьеформирующего образования.

3.     http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57 О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Введение ………………………………………………………………………3-4 2

Содержание 1. Введение ………………………………………………………………………3-4 2

Введение Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества

Введение Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества

В современных условиях модернизации российского образования преподаватель должен усилить внимание к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая…

В современных условиях модернизации российского образования преподаватель должен усилить внимание к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая…

По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с…

По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с…

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся

Охрана психического здоровья. 2

Охрана психического здоровья. 2

Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся

Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся

Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в учебном заведении так много аллергиков и просто ослабленных детей

Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в учебном заведении так много аллергиков и просто ослабленных детей

Урок-конференция» (Государство и граждане), выступают докладчики, остальные бурно участвуют в обсуждении, задают вопросы докладчикам

Урок-конференция» (Государство и граждане), выступают докладчики, остальные бурно участвуют в обсуждении, задают вопросы докладчикам

Заключение Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует: -

Заключение Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует: -

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2024