Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
по музыкально - театрализованной деятельности
«Удивительное путешествие
в волшебный мир театра»
в старшей группе
Подготовила:
Корнилова Светлана Леонидовна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории;
Согласовано: старший воспитатель
__________________Дударева И. А.
Дата проведения:
« 23» января 2024г.
2023-2024 учебный год.
Цель: Приобщение
детей дошкольного возраста к искусству через музыкально – театрализованную
деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- формировать интерес детей к миру театра и театрально-игровой деятельности;
- активизировать и совершенствовать словарный запас детей, грамматический строй речи, связную речь;
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, музыкальные способности детей и воображение, эмоциональность и фантазию, пластику и координацию движений;
- развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную память и чувство ритма, умение играть на детских музыкальных инструментах;
- развивать артистичность и творческие способности, выразительность и открытость;
Воспитывающие:
- воспитывать у детей творческую инициативу, самостоятельность в работе;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- воспитывать чувство успешности для каждого ребёнка.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
В интеграции: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная.
Форма организации ОД
Совместная с детьми деятельность: беседа, просмотр презентации, работа над театральными, пластическими и речевыми этюдами, музыкально - дидактическая игра «Подбери инструмент», проигрывание перчаточного театра сказки «Рукавичка».
Методы и методические приемы:
· Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа.
· Наглядный: показ презентации, наглядного материала, мультимедийного оборудования.
· Игровой: сюрпризный момент, создание игровой ситуации «Игра –путешествие», арт – технология (драматизация, перчаточный театр).
Виды технологий, используемые на занятие:
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
- технология исследовательской деятельности,
- социо-игровой технологии
- технология «синтез искусств»,
- информационно-коммуникативные технологии
-образовательные,
-здоровьесберегающие (мимика, пластика, жестикуляция, речь и интонация)
- арт-технологии: арт-сказка, арт-театр: имаготерапия и и куклотерапия, арт-музыка.
Оборудование и материалы:
Фортепиано, компьютер, музыкальный центр, проектор, стулья по количеству детей, аудиозапись, презентация к ОД, волшебная палочка, зеркала, кубик, карточки с изображением героев сказки, большая рукавица, перчаточный театр к сказке «рукавичка», музыкальные инструменты, подарок – настольный театр.
Под песню «Дорогою добра» сл. М. Минкова, муз. Ю. Энтина
дети входят в зал,
выстраиваются полукругом лицом к зрителям
Музыкальный руководитель:
Вас приветствую, друзья!
Всех вас видеть рада я!
Меня зовут Светлана Леонидовна, давайте поприветствуем друг друга по –музыкальному.
Песенка – приветствие «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте, девочки!
Девочки: - Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: -Здравствуйте!
Музыкальный руководитель и дети:
- Здравствуйте гости!
Гости: - Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте, все!
Вместе: - Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие в необычную страну. Этой страны нет на карте мира, но она существует, в ней происходят чудеса и превращения, оживают куклы и начинают говорить звери. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
На слайде занавес и театральные маски
Музыкальный руководитель:
В этой стране есть сцена и кулисы, и актёры, и актрисы.
Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.
Спектакли, развлечения и, конечно, представления.
Вы догадались, как называется эта страна?
Дети: ТЕАТР!
Музыкальный руководитель: Театр – это волшебная и загадочная страна! Ребята, вы хотите окунуться в мир театральной жизни?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Поможет нам в этом волшебная палочка
Закройте все глаза, я скажу волшебные слова:
Раз, два, три — повернись и в театре окажись!
Сюрпризный момент, зажигается шар и звучит волшебная музыка
Музыкальный руководитель: Посмотрите, вот мы и попали в удивительный мир театра! А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
На слайдах виды театров: опера, балет, драматический, кукольный
Дети: Куклы, сказочные герои, актёры.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кто такой актёр?
Дети: Актёр – это исполнитель какой – то роли.
Музыкальный руководитель: Актёром может стать любой, нужно лишь желание. Что должен уметь делать актёр?
Дети: Превращаться в своего героя.
Музыкальный руководитель: Правильно! Вы хотите стать актёрами?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Хорошо, тогда я вас приглашаю в Школу молодого актера. Проходите, присаживайтесь.
На столе разложены зеркала
Музыкальный руководитель: И так, начинаем.
Игра «Зеркало эмоций»
Музыкальный руководитель: Каждый актёр должен уметь передавать свои эмоции. Что же такое эмоции?
Дети: Когда мне весело или грустно.
Музыкальный руководитель: Эмоции – это наше настроение. Скажите, пожалуйста, с помощью чего можно выражать эмоции?
Дети: С помощью лица, рук и голоса.
Музыкальный руководитель: Правильно. Их можно выразить с помощью лица - мимика, руками – жесты и движения, голосом - интонация.
Музыкальный руководитель: Начнем с мимики. Перед вами зеркала, но они не простые - это зеркала эмоций. Возьмите, пожалуйста, их. А этот кубик поможет нам выбрать эмоцию.
Кубик бросаем, эмоцию изображаем.
Подбрасываю кубик
1. Радость – В зеркало смотритесь и развеселитесь.
2. Злость – Хватит веселиться, нужно разозлиться.
3. Удивление – Нельзя же вечно злиться, предлагаю удивиться.
4. Огорчение - Другое развлечение, покажите огорчение.
5. Доброта – Вертится земля быстрей, если будешь ты добрей.
6. Обида – Меня в гости не позвали, мою тайну разболтали,
Разве вы не видели? Вы меня обидели!
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, все эмоции изобразили.
И мы переходим дальше.
На столе разложены карточки с животными, перевернутые обратной стороной
Музыкальный руководитель: Сейчас вам предстоит изобразить животного при помощи жестов и движений, но не голосом, один изображает, а все остальные должны отгадать. Перед вами карточки зверей, выбираете одну, смотрите, но никому не показываете. Кто хочет начать?
Игра «Изобрази животного»
Один ребенок изображает, остальные отгадывают
Музыкальный руководитель: Всех зверей отгадали правильно.
Вы знаете, ещё актеры должны четко и правильно выговаривать слова. Давайте мы сейчас с вами попробуем это сделать.
Послушайте чистоговорку.
Песенка - чистоговорка «Наступили холода»
Да-да-да, наступили холода. (потереть ладошки)
Да-да-да, превратилась в лёд вода. (касание кончиками пальцев)
Ду-ду-ду, поскользнулся я на льду (поглаживание рук)
Ду-ду-ду, я на лыжах иду. (кулачки вниз вверх)
Ки-ки-ки, люблю санки и коньки. (волнообразные движения руками)
Ди-ди-ди, ну-ка заяц погоди! (погрозить)
Музыкальный руководитель: Давайте вместе повторим, чтобы лучше запомнить. Я начинаю, вы повторяете.
Проговариваем чистоговорку
Музыкальный руководитель: Теперь превратим чистоговорку в песенку – распевку. Я буду петь, а вы повторяйте.
Пропеваем распевку
Музыкальный руководитель: Вот какие веселые зимние спортивные забавы! Вы отлично справились, теперь задание посложнее.
Игра «Подбери музыкальный инструмент»
На столе 6 карточек со зверями: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волчок, медведь и 6 музыкальных инструментов: маракасы, деревянные ложки, колотушка, колокольчик, бубен, барабан
Музыкальный руководитель: Во время спектакля и представления в театре звучит музыка, кто исполняет её?
На слайде оркестр
Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран.
Дети: Музыканты, оркестр.
Музыкальный руководитель: Музыканты играют на музыкальных инструментах. Давайте и мы поиграем, но вначале вспомним, как они называются и как они звучат: маракасы, деревянные ложки, колотушка, колокольчик, бубен, барабан.
Показываю и играю сама
Музыкальный руководитель: Перед вами перчатки кукольного театра: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волчок, медведь. Ваша задача, подобрать музыкальный инструмент для каждого из них.
Лена, как ты думаешь, какой из этих инструментов больше всего подходит для мышки?
Саша, а для медведя?
Дети подбирают инструменты,
проводить интонационное сравнение с животными
Мышка - маракас,
Лягушка - деревянные ложки,
Зайчик - колотушка,
Лиса – колокольчик,
Волчок - бубен,
Медведь - барабан.
Музыкальный руководитель: Отлично вы и с этим заданием справились, а нам пора на представление. Но прежде вам нужно выбрать себе пригласительный билет, девочки проходите выбирайте, теперь мальчики.
Дети выбирают себе билет любого цвета
Музыкальный руководитель: Теперь у кого красные билеты, присаживайтесь на стулья, на спинках которых красные картинки, а у кого синие – на синие. Вы (красным) превращаетесь в актёров и будете изображать героев сказки, а вы (музыкантам) превращаетесь в музыкантов и будете озвучивать персонажей, когда они будут двигаться. Подходите, пожалуйста, актёры, берите перчатки, теперь музыканты берите музыкальные инструменты. Музыканты, все запомнили какой инструмент озвучивает какого персонажа?
Дети выбирают инструменты и перчатки героев сказки
Музыкальный руководитель: Вы теперь настоящие актёры и музыканты. Используйте все, чему мы с вами сейчас научились. Вы актёры изображаете героев при помощи мимики, жестов и голоса, а музыканты - играют на инструментах, когда звери будут двигаться. Какую же сказку мы будем показывать? Посмотрите на персонажей сказки.
Дети: Теремок.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам, зимнюю сказку «Рукавичка». Согласны?
На слайде иллюстрация из сказки
Дети: Да.
Музыкальный руководитель:
Внимание! Внимание! Начинаем представление!
Сказка «Рукавичка» на новый лад, да со счастливым финалом!
Выставляю рукавичку
Сказка -шумелка «Рукавичка» - перчатковый театр
На слайде дед с собакой
Автор: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка (маракас), увидела рукавичку и говорит:
Мышка: - Кто, кто в рукавичке живет?
Автор: Никто не ответил, и мышка осталась в ней жить.
А в это время лягушка (ложки) - прыг-прыг! - спрашивает:
Лягушка: - Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка: Я - мышка – поскребушка (маракас). А ты кто?
Лягушка: - А я лягушка – попрыгушка (ложки). Пустишь меня?
Мышка: - Иди.
Автор: Вот их уже двое. Бежит зайчик (треугольник). Подбежал к рукавичке, спрашивает:
Зайчик: - Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка: Я - мышка – поскребушка (маракас),
Лягушка: - Я лягушка – попрыгушка (ложки). А ты кто?
Зайчик: - А я зайчик – побегайчик (треугольник). Пустите и меня!?
Все: - Иди.
Автор: Вот их уже трое. Бежит лисичка (колокольчик)
Лисичка: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка (маракас), лягушка – попрыгушка (ложки) да зайчик – побегайчик (треугольник). А ты кто?
Лисичка: - А я лисичка-сестричка (колокольчик). Пустите и меня!
Автор: Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок (бубен) - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
Волчок: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка (маракас), лягушка – попрыгушка (ложки), зайчик - побегайчик (треугольник) да лисичка-сестричка (колокольчик). А ты кто?
Волчок: - А я волчок - серый бочок (бубен). Пустите и меня!
Все: - Ну иди!
Автор: А тут затрещали сучья: вылезает медведь (барабан) и тоже к рукавичке подходит, ревет:
Медведь: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка (маракас), лягушка – попрыгушка (ложки), зайчик – побегайчик (треугольник), лисичка-сестричка (колокольчик), волчок - серый бочок (бубен). А ты кто?
Медведь: А я медведюшка – батюшка (барабан). Пустите и меня!
Все: - Ну уж иди, только с краешка!
Автор: Вот они уж вшестером. В тесноте, да не в обиде.
Тем временем дед хватился - нету рукавички, вернулся за ней, да увидел зверей и так жалко ему их стало, что решил он оставить рукавичку им.
- Живите вместе и дружите, и друг друга берегите.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Музыкальный руководитель:
Все артистами и музыкантами сегодня побывали.
Очень хорошо всё показали.
Все старались, молодцы!
Похлопаем друг другу от души!
Убираем инструменты и перчатки на стол.
Музыкальный руководитель: У нас получился замечательный спектакль, но к сожалению, нам нужно возвращаться в детский сад.
Закройте все глаза, я скажу волшебные слова:
Раз, два, три — повернись и в садике окажись!
Сюрпризный момент
Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись в детский сад, вам понравилось наше удивительное путешествие в волшебный мир театра?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Теперь вы стали настоящими актёрами и музыкантами, и я хочу взять у вас интервью.
Приглашаю детей сесть в кружок на палас
Дидактическая игра «Интервью»
Микрофон передается по кругу, и каждый ребенок отвечает на вопросы
Музыкальный руководитель: Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте прямо в микрофон.
В какую удивительную страну мы сегодня путешествовали?
Какие новые слова вы сегодня узнали? (мимика, жесты, интонация)
Кому вы расскажете о нашем путешествии?
Музыкальный руководитель: Вы, ребята, большие молодцы! Я хочу подарить вам настольный театр, чтобы вы играли в него у себя в группе.
Попрощаемся по –музыкальному и споем «До свидания!»
Музыкальное прощание «До свидания!»
Музыкальный руководитель: До свидания!
Дети: До свидания!
Музыкальный руководитель: До свиданья, все!
Все: До свидания!
Дети под музыку выходят из зала
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.