Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"
Оценка 4.6

Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"

Оценка 4.6
docx
17.01.2021
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"
Звучащие картины.docx

Технологическая карта пробного урока по музыке

Студентки 341 группы

Гилевой Оксаны

Тема

Звучащие картины

Педагогические цели

Содержательная цель - формировать представление о звучащих картинах.

Деятельностная цель – создать условия для формирования УУД.

Тип занятия

Открытие нового знания

Проблема занятия

Могут ли картины звучать?

Задачи:

 

Предметные

Познакомить учащихся со звучащими картинами и художниками;

Познакомить учащихся с историей возникновения клавишных музыкальных инструментов – фортепиано, пианино, рояль;

Продолжать учить определять характер, настроение, жанровую основу музыки;

Формировать умение слушать музыку, звучащую в картинах.

Личностные

Формировать умение воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства;

Продолжать развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке;

Продолжать развивать художественный вкус и интерес к музыке и живописи разных эпох и народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Учить выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Коммуникативные УУД:

Учить продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.

Основное содержание темы, понятия и термины

Звучащие картины, художник, картина, фортепиано, пианист, композитор

Музыкальный материал

П.И. Чайковский "Мама" пьеса из "Детского альбома", Константин Ибряев, Юрий Чичков «Здравствуй, Родина моя».

Сценарий урока

 

Этапы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем друг друга.

Прозвенел звонок. Начался урок.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнем скорей урок.

Здороваются

Садятся

 

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап актуализации

Что вы видите на слайде?

Верно, а что значит картина?

 

Как вы думаете, связаны ли как-то картины и музыка? Если да, то как?

 

Музыка обычно вызывает у слушателя определенные мысли и чувства, рождает картины когда-то увиденного. И эти картины, возникшие в воображении, можно нарисовать.

У хорошего художника такая картина может приобретать музыкальность, то есть с его полотна звучит как бы музыка. И эти картины называют звучащими.

 

Картину

Это произведение, которое нарисовали

Они могут нам сообщать о чем-то

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Коммуникативные: высказывают

своё мнение.

Этап выявления места и причины затруднения

Как вы думаете, могут ли картины звучать?

Вы затрудняетесь ответить, объясните, почему?

 

Какую цель поставим перед собой?

 

Какие задачи будем решать, чтобы достичь цели?

Нам нужно познакомиться со звучащими картинами?

Нам нужно познакомиться с художниками, которые рисовали эти картины?

 

Как назовем тему сегодняшнего урока?

 

Затрудняются ответить

Мы еще не видели звучащие картины

Познакомиться со звучащими картинами

Познакомимся со звучащими картинами;

Познакомимся с художниками. Звучащие картины

 

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других

Этап введения нового знания

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо стать фантазерами. Кто такой фантазер?

 

 

Закройте все глаза. Сядьте поудобнее.

Представим, что на улице солнечный яркий день, стоит прекрасная погода и у вас хорошее настроение. Вам знакомо такое ощущение?

Здесь мы можем услышать музыку леса, звон солнечных лучей, трепет крыльев бабочек, журчание ручейка. Какие еще звуки слышите вы?

 

Но вот налетели тучи, и пошел дождь. Наша картина стала темной и серой. Какие звуки сейчас мы можем услышать?

 

Благодаря чему мы смогли представить и услышать столько разнообразных звуков?

И чтобы картины звучали, нам также необходимо все это представить, фантазировать.

Рассмотрим картину Павла Федотова «Портрет Н. Жданович за фортепиано».

Можно ли сказать, что картина звучащая?

Почему?

 

Кто может немного рассказать о фортепиано?

Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот музыкальный инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.

А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд (иллюстрации на слайде). Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами.

Давайте послушаем, как он звучал (играет мелодия).

Какой у него звук?

 

Да, его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно.

Поэтому вскоре на смену клавикорду клавесин (иллюстрации на слайде).

Чем отличался он от клавикорда?

Однако с какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным (играет мелодия).

А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.

И только 311 лет назад итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки.  И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте, а слабо ударишь – тихий – пиано.

А если соединить эти два слова, форте и пиано, то какое слово можно получить?

Итак, фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским,  это слово на итальянском языке звучит как рояль (иллюстрации на слайде).

Чем отличается рояль от фортепиано?

Поэтому он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Из-за этого очень скоро изобрели маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое» (иллюстрации на слайде).

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас.

А кто-нибудь слышал, как играет фортепиано?

Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Детский альбом» и определим характер.

«Детский альбом» - это сборник пьес для фортепиано композитора Петра Чайковского.

П.И. Чайковский - знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира. Композитор – это человек, который сочиняет музыкальные произведения. Родился он 25 апреля 180 лет назад в городе Воткинск в большой семье. Его мать и отец были музыкантами, поэтому неудивительно, что уже в 5 лет Петр умел играть на фортепиано, а в 8 лет превосходно играл по нотам. Первой учительницей будущего композитора стала его мама, Александра Андреевна. И уже в 26 лет Петром Чайковским была написана Первая симфония «Зимние грезы» и многие другие музыкальные произведения.

Сейчас садитесь поудобнее, мы прослушаем одно из произведений замечательного композитора П.И. Чайковского.

*Играет музыкальное произведение П.И. Чайковского "Мама" пьеса из "Детского альбома".

Как играла мелодия?

 

 

Ребята, а как бы вы назвали это произведение?

Петр Ильич назвал данное музыкальное произведение – «Мама».

Давайте прослушаем его еще раз и подумаем, почему так композитор назвал свое произведение.

*Слушаем произведение второй раз.

Покажите рукой вид движения мелодии.

Ритм ровный или неровный?

Темп быстрый, медленный или умеренный?

Какова громкость звучания мелодии?

Какой инструмент играл?

Мажор или минор?

Какая форма музыкального произведения?

Каков жанр?

 

 

Как вы думаете, почему такое название?

 

Какая мама изображена в пьесе?

 

 

Верно, наши мамы могут сердиться, когда мы их не слушаем, поэтому в произведении музыка играет громче. Мелодия все время звучит по-разному, то громче, то тише.

С каким музыкальным инструментом мы сейчас познакомились?

Расскажите кратко, как они создавались.

Как звучит мелодия фортепиано?

С каким известным композитором вы познакомились?

В каком возрасте он начал играть на фортепиано?

Кто был его первым учителем?

Какое музыкальное проведение он написал?

Это человек, который воображает, представляет что-нибудь.

 

 

Да

 

Полет птиц, шелест листьев…

 

Музыку дождя, шум ветра, раскаты грома.

Фантазии

 

 

 

 

Да

На картине девушка играет на фортепиано

Рассказывают

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий и нежный, тихий

 

Изменилась форма, вместо одной клавиатуры две-три

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фортепиано

 

 

 

 

 

Он более громоздкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ласково, нежно, с большим чувством, легко, трогательно

Варианты ответов

 

 

 

 

 Комбинированный

Ровный

Умеренный

Тихая

Фортепиано

Мажор и минор

Одночастная

Инструментальная пьеса из цикла «Детский альбом»

Потому что оно посвящено его маме

Она разная – то спокойная, то тихая, то более громкая

 

 

 

С фортепиано

Ответы детей

 

С П.И. Чайковским

В 5 лет

Мама

«Мама»

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Регулятивные: формулируют учебную цель под руководством учителя. Личностные: умеют воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства.

Предметные: знакомятся со звучащими картинами и художниками;

знакомятся с историей возникновения клавишных музыкальных инструментов – фортепиано, пианино, рояль;

определяют характер, настроение, жанровую основу музыки;

умеют слушать музыку, звучащую в картинах.

Этап первичного закрепления знаний

Ребята, рассмотрите картину.

Кто знает, как называется эта картина, и кто ее нарисовал?

Что вы видите на этой картине?

 

Картина называется «Портрет Надежды Жданович за фортепиано» и нарисовал ее русский художник Павел Федотов.

Ребята, а кого называют художником?

 

Павел Андреевич Федотов родился в Москве более 200 лет назад. Уже с детства будущий художник начал интересоваться живописью. Сначала это были портретные наброски друзей, затем эпизоды обыкновенной жизни с элементами юмора. Достоверность, тонкий юмор, яркая выразительность привлекали внимание людей. Он нарисовал картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», которые обрели большую известность.

Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения. Как мелодию она может играть в данный момент? Давайте предположим.

 

Можно ли сказать, что «Портрет Надежды Жданович за фортепиано» звучащая картина? Почему?

 

Рассмотрим следующую картину.

Что изображено на картине?

Кто может сказать ее название и художника?

Картина называется «Девушки за пианино», а художник – Огюст Ренуар.

Огюст Ренуар родился 179 лет назад во Франции. В 13 лет он расписывал изделия из разных материалов. Но затем Огюст начинает рисовать человеческие фигуры и больше всего его интересует праздничная сторона городской жизни.

Можно ли назвать картину этого художника звучащей?

Музыку какого инструмента вы слышите?

Какая играет мелодия?

 

 

Рассмотрим последнюю картину.

Кто изображен на картине?

Что он делает?

Кто знает ее название и художника?

Это картина «Пианист Константин Игумнов», и нарисовал ее русский живописец Павел Корин. Пианистом называют человека, который исполняет на фортепиано.

Павел Дмитриевич родился более 100 лет назад в Палехе Владимирской области. 4 года он проучился в Училище живописи. После он продолжил карьеру живописца и получил звание народного художника. Среди наиболее известных работ Павла Корина — триптихи «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи».

Является картина художника звучащей? Почему?

 

Какими чувствами наполнена мелодия?

 

В начале занятия вы не смогли ответить на вопрос, могут ли картины звучать?

Так есть ли звучащие картины? Чем они отличаются от других картин?

 

 

С какими звучащими картинами мы сегодня познакомились?

 

 

 

 

 

Как вы думаете, может ли пьеса П.И. Чайковского «Мама» звучать в картине П. Федотова?

А в других картинах художников? Объясните почему.

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

Девушку, играющую на фортепиано

 

 

Человека, который рисует картины

 

 

 

 

 

 

Мелодия звучит радостно, нежно, плавно…

Да, потому что на картине есть фортепиано.

 

Две девушки и пианино

 

 

 

 

 

Да

Пианино

Трепетная, чуткая. Поэтичная, милая, приятная

 

Пианист

Играет на пианино

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Да, можно услышать, как звучит пианино

Называют

 

На таких картинах изображен музыкальный инструмент

П. Федотов «Портрет Н. Жданович за фортепиано», О. Ренуар «Девушки за пианино», П. Корин «Пианист Константин Игумнов»

Изображенные пианисты могут исполнять музыку П.И. Чайковского

Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной цели урока.

высказывание в устной форме. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи.

Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества, с учителем и сверстниками, проявляют отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества

Этап включения в систему знаний и повторения

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

 

 

Давайте разучим русскую авторскую песню.

Но для начала прослушаем ее.

*Звучит песня.

Как бы вы назвали песню?

 

Какая мелодия играла?

 

Какой темп?

А динамика? Громкая, средняя или тихая?

Какой тембр произведения? Какой инструмент играет?

Песня называется «Здравствуй, Родина моя».

Слова Константина Ибряева, музыка Юрия Чичкова.

Возьмите текст песни. Прочитаем 1 куплет. Хором, 3-4!

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, улица моя!»

Сейчас споем под фонограмму.

Что у вас не получилось? Где были ошибки?

Давайте выделим главные слова в 1 куплете.

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, улица моя

Споем 1 куплет, выделяя главные слова.

Споем также 1 куплет чуть громче фонограммы.

Споем без фонограммы.

Читаем 2 куплет. Хором, 3-4!

Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

«Ты скорей, дружок, расти».

Споем под фонограмму.

Выделим главные слова.

 

Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

«Ты скорей, дружок, расти».

Споем 2 куплет, выделяя главные слова.

Споем также 2 куплет чуть громче фонограммы.

Споем без фонограммы.

Читаем 3 куплет. Хором, 3-4!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я:

«Здравствуй, Родина моя!»

Споем под фонограмму.

Выделим главные слова.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я:

«Здравствуй, Родина моя

Споем 3 куплет, выделяя главные слова.

Споем также 3 куплет чуть громче фонограммы.

Споем без фонограммы.

А теперь споем полностью песню под фонограмму.

Сейчас встаньте, вообразите, будто мы на сцене, будем петь без фонограммы.

Молодцы, садитесь.

Познакомились со звучащими картинами и художниками

 

 

 

«Здравствуй, Родина моя».

Веселая, светло, радостно, звонко, бодро

Умеренный

Средняя

Пианино

 

 

Читают 1 куплет

 

 

 

 

Поют под фонограмму

Ответы детей

Выделяют главные слова в 1 куплете

 

 

 

Поют 1 куплет

 

 

Читают 2 куплет

 

 

 

 

Поют 2 куплет

Выделяют главные слова

 

 

 

 

Поют 2 куплет

 

 

Читают 3 куплет

 

 

 

 

Поют

Выделяют слова

 

 

 

 

Поют 3 куплет

 

 

Поют песню

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог)

Оцените свою работу на уроке.

 

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

 

Мы достигли ее?

Могут ли картины звучать? Как они звучат?

 

Назовите, какие звучащие картины вы видели на уроке.

 

 

 

 

 

Урок окончен. До свидания.

Оценивают работу на уроке

Познакомиться со звучащими картинами

Да

Могут, они звучат ярко, по-разному

П. Федотов «Портрет Н. Жданович за фортепиано», О. Ренуар «Девушки за пианино», П. Корин «Пианист Константин Игумнов»

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

 


 

Технологическая карта пробного урока по музыке

Технологическая карта пробного урока по музыке

Прозвенел звонок. Начался урок

Прозвенел звонок. Начался урок

Здесь мы можем услышать музыку леса, звон солнечных лучей, трепет крыльев бабочек, журчание ручейка

Здесь мы можем услышать музыку леса, звон солнечных лучей, трепет крыльев бабочек, журчание ручейка

И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну

И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну

Петр Ильич назвал данное музыкальное произведение – «Мама»

Петр Ильич назвал данное музыкальное произведение – «Мама»

Ребята, а кого называют художником?

Ребята, а кого называют художником?

Училище живописи. После он продолжил карьеру живописца и получил звание народного художника

Училище живописи. После он продолжил карьеру живописца и получил звание народного художника

Какой темп? А динамика? Громкая, средняя или тихая?

Какой темп? А динамика? Громкая, средняя или тихая?

Споем без фонограммы. Читаем 3 куплет

Споем без фонограммы. Читаем 3 куплет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021