Конспект по обучению грамоте на тему "Письмо. Буква Ь"
Оценка 5

Конспект по обучению грамоте на тему "Письмо. Буква Ь"

Оценка 5
docx
17.01.2021
Конспект по обучению грамоте на тему "Письмо. Буква Ь"
Чтение буква Ь.docx

министерство образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

урока обучения грамоте (чтение)

Тема. Буква Ь.

 

 

Студентки 341 группы

Социально-педагогического отделения

Гилевой Оксаны Викторовны

Место проведения урока:

Школа № , класс 1  

Дата проведения урока:

18 декабря 2020 г.

 

ФИО учителя школы:

 

Допуск к проведению занятия:

___________________________

 

 

 

ФИО преподавателя-консультанта:

Баклагина Лариса Владимировна

Допуск к проведению урока:

_______________________

 

 

Сыктывкар, 2020 год.

 

УМК «Школа России»

Учебный предмет:

Класс:

Чтение

1

Цель урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ь.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

 

Тип урока:

ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный:

  • Знают и называют новую букву Ь, знают ее звучание и графический образ.
  • Умеют распознавать букву Ь в словах.
  • Умеют читать с новой буквой слоги, слова, предложения.
  • Умеют определять ударные слоги в словах.
  • Характеризуют букву Ь как показатель мягкости предшествующего согласного.
  • Перечисляют средства, указывающие на мягкость согласных.

 

 

 

Личностный:

  • Выполняют самооценку собственной деятельности.
  • Умеют высказывать свое мнение.
  • Уважительно относятся к высказываниям одноклассников.

Метапредметный:

  • Умеют отвечать на вопросы учителя. (П)
  • Извлекают информацию из иллюстраций. (П)
  • Проводят анализ и синтез языкового материала. (П)
  • Делают выводы в результате совместной работы с учителем. (Р)
  • Участвуют в формулировке темы и задач урока. (Р)
  • Отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного. (К)
  • Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. (Р)
  • Строят простейшие рассуждения. (П)
  • Ориентируются в азбуке и находят нужную информацию. (П)
  • Строят связное речевое высказывание в устной форме. (К)

·         Слушают и слышат собеседника, понимают его речь. (К)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности обучающихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

 

Ресурсы:

  • Мультимедийная презентация
  • Конспект
  • Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, 1класс «Просвещение», 2018 г.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этапы урока

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Мотивация на деятельность.

1)Замотивировать на предстоящую работу.

 

 

 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Оксана Викторовна, и сегодня у вас я проведу урок чтения.

Приветствие

 

Итак, друзья, внимание!

Вот прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Поднимают руку

2.Речевая разминка.

1)Развивать артикуляционный аппарат учащихся

 

 

-Ребята, сейчас я буду называть слова. Ваша задача – услышать и сказать, какой согласный звук слышится в начале, твердый или мягкий.

 

- Мяч.

Мягкий звук М

- Люди.

Мягкий звук Л

- Катер.

Твердый звук К

- Соль.

Твердый звук С

- Поля.

Твердый звук П

- Лето.

Мягкий звук Л

-Молодцы, ребята!

 

3.Актуализация знаний.

1)Актуализировать знания о средствах, указывающих мягкость согласного звука. (Пр.)

е       а

и      о

я       у

         ю

        ы

        э

 

ч

- Какие гласные звуки вы знаете?

Е, И, Я, А, О, У, Ю, Ы, Э

- На ваших столах есть карточки с названиями букв. Сейчас поработаете в парах, разделите эти буквы на две группы.

 

- Прежде чем приступить, вспомним правила работы в парах. Какие вы знаете?

Говорить тихо и спокойно, выслушивать мнение товарища…

- Закончили. Кто выйдет к доске и проделает такую же работу с буквами на ней?

 

-  Чем они отличаются данные буквы?

Одни дают команду – твердо, другие – мягко

- Молодцы.

 

-  Ребята, какая буква у меня на слайде?

Ч

- А какая это буква?

Мягкая

- Верно. Буква Ч всегда мягкая.

 

4.Постановка темы урока. Определение учебных задач.

1)Учить определять тему, задачи урока. (П.)

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/121f/00018536-6e357900/310/img21.jpg

 

пыл         пыль

ь

- Ребята, на слайде даны два слова. Какие это слова?

Пыл и пыль

- Подумайте, к какому слову относится первая и вторая схемы.

 

- Поднимите руку, кто считает, что первая схема относится к слову пыл, а вторая к пыль.

Поднимают руку

- Поднимите руку, кто считает, что первая схема относится к слову пыль, а вторая к пыл.

Поднимают руку

- Ребята, как же так получилось, что ваши мнения разошлись?

 

- Итак, на этот вопрос мы ответим чуть позже.

 

- Ребята, сегодня вы познакомитесь с новой буквой, которая называется МЯГКИЙ ЗНАК.

 

-Подумайте и скажите, что мы можем узнать об этой букве на нашем уроке.

- Верно. И мы также сегодня научимся пользоваться этой буквой.

Название буквы, как ее читать, писать

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

Знакомство с буквой Ь

5.Знакомство с новой буквой.

1)Продолжить работу по развитию фонематического слуха. (Пр)

2) Совершенствоовать умение слого-звукового анализа. (Пр)

3)Учить анализу и синтезу.  (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слого-звуковой анализ слов с целью выделения звуков новой буквы.

- Откроем Азбуку на странице 11, это 1 и 1. Рассмотрим схемы, данные к слову гусь и гуси. Поработаем с первой схемой. Сколько здесь слогов?

Один  

- Назовите его.

Гусь  

- А сколько букв в слове?

Четыре 

- Посмотрим на вторую схему. Сколько в нем слогов?

Два

-  Назовите первый слог.

ГУ

- Назовите второй слог.

СИ 

- А сколько в слове букв?

Четыре 

- Как же так получилось, что в словах гусь и гуси количество букв одинаково, а звуков нет?

Ь знак не обозначает звука

- Верно. Буква Ь не обозначает звука.

 

- Теперь посмотрим, как на первой схеме обозначен звук С.

Он мягкий

- А как он обозначен на второй схеме?

Тоже мягкий

- Ребята, значит, что показывает Ь на конце слова?

Мягкость предшествующего согласного звука

- Молодцы. Значит, как можно показать мягкость предшествующего согласного звука? 

С помощью Ь

- А кто был внимателен, и может сказать, находится ли Ь в слоге-слиянии?

Не находится

- Верно. Поэтому в схемах слов с Ь звуков меньше, чем букв.

 

- Итак, а теперь подведем итоги. С какой буквой вы познакомились? 

С Ь

- Что можно сказать об этой букве?

Она обозначает звук?

Что Ь показывает в слове?

Находится ли она в слоге-слиянии?

Она не обозначает звука и показывает мягкость предшествующего звука, не находится в слоге-слиянии

-Молодцы!

 

6.Знакомство с новыми буквами.

1) Познакомить с новой печатной буквой (строчной) (Пр)

2) Добиться запоминания алфавитного названия буквы. ( Пр)

 

* ь

1) Показ новой буквы. Ее алфавитное название.

-Ребята, посмотрите на слайд. Какую картинку вы видите?

Соль

-Какой звук слышится на конце этого слова?

Мягкий согласный звук Л

- А почему согласный звук Л мягкий? Что показывает его мягкость?

Мягкий знак

-Молодцы! Посмотрите еще раз на букву, на то, как она выглядит.

 

 

2) Анализ формы буквы.

-Теперь попробуем напечатать букву Ь в воздухе указательным пальцем.

 

-Ребята, для того, чтобы запомнить форму буквы Ь, давайте напечатаем пальчиками на спине соседа эту букву.

 

-Молодцы.

 

ь р

3) Упражнение в запоминании формы буквы

-Ребята, посмотрите на слайд.

 

-Что вы видите?

Буквы Ь и Р

-Ребята, почему похожи эти буквы?

Если перевернуть Р, то она станет Ь

-А чем различаются?

Они противоположны

-Молодцы, ребята!

 

 

 

пыл       пыль

-Ребята, прослушайте рифмовку.

Буква Р перевернулась —

Мягким знаком обернулась.

Слушают

-О чем говорится в рифмовке?

О букве Ь

- С чем она сравнивается?

С перевернутой буквой Р

- Почему букву Ь сравнивают с буквой Р?

Если перевернуть Р, то она станет Ь

-Верно, молодцы!

 

4) Включение изученной буквы в систему знаний о звуках и буквах.

-Назовите цифры, в которых слышится на конце мягкий согласный звук.

Пять, восемь, девять, ноль, шесть, семь

5) Возвращение к ПС.

 

- Ребята, вы познакомились с буквой Ь, узнали новое о ней. Поэтому мы можем вернуться к заданию, в котором в начале у вас возникло затруднение.

 

- Итак, поднимите руку, кто считает, что к слову пыл подходит вторая схема, а к слову пыль – первая.

Поднимают руку

- Молодцы, вы очень внимательны.

 

Промежуточная рефлексия

 

-Ребята, с какой буквой мы познакомились?

С буквой Ь

-Что показывает эта буква?

Мягкость предшествующих согласных звуков

- Показывает ли она звук? Находится ли в слоге-слиянии?

Не показывает, не находится

6.Чтение по азбуке

1) Познакомить учащихся со способом чтения новой буквы в слогослиянии (Пр)

2) Совершенствовать умения чтения слов и предложений (П)

3) Формировать умение отвечать на вопросы учителя (К)

4) Совершенствовать умение слого-звукового анализа (Пр)

5) Продолжить работу по орфографической пропедефтике.(П)

6) Расширять кругозор детей.(П)

7) Развивать речь и мышление (Л)

8) Продолжить работу по развитию фонематического слуха (Л)

9) Учить самостоятельно находить информацию по учебнику.(П)

 

янь

инь

ень

ань

ябь

обь

ибь

аль

оль

иль

ель

арь

орь

ирь

еть

удь

конь

кони

ель

ели

рысь

рыси

пень

пни

1)      Чтение слогов.

·         Слоговая таблица

-Ребята, сейчас мы все вместе хором прочитаем слоги с таблицы.

 

- Ребята, ваша задача – показать, как дружно вы уже умеете читать слоги. Для этого я буду показывать на слог, а вы хором его читаете.

 

-Итак, если все готовы, начинаем.

 

-Какой работой мы сейчас с вами занимались?

Читали слоги и слова

2)      Чтение столбиков слов

-Чему теперь мы должны научиться?

Читать слова с новой буквой

-Посмотрите на слайд. Вам также даны слова в таблице.

 

- Прочтем слова из второго столбика хором.

Читают

- Что обозначают эти слова?

Несколько предметов

- Закройте глазки. Теперь откройте. Что изменилось?

Слова изменились

- Как они изменились?

Теперь на конце слов стоят Ь

- Прочитаем эти слова хором.

Читают

- Что обозначают слова, которые вы сейчас прочитали?

Один предмет

-Итак, чему мы сейчас учились?

Читать слова с буквой Ь

3)      Чтение текста.

-Ребята, в Азбуке есть картинка, найдите ее на странице 11.

Лось

-Рассмотрите, какая картинка красочная, яркая. Эта иллюстрация к сказке или реальной жизни?

К реальной жизни

- Почему вы так думаете?

Нет сказочных элементов

- Что лижет лось с пня на иллюстрации слева?

Соль

- В какое время года происходит данное действие?

Осенью

- Почему вы так решили?

Потому что листья на деревьях уже желтые

-Над иллюстрацией есть текст. Поставьте на него пальчик и тихо шепотом прочитайте его.

Читают текст

-О ком этот текст?

О лосе

-Чем питается лось? Скажите полным предложением.

Лось питается зеленым листом

-Что насыпали мальчики на пень?  Скажите полным предложением или прочтите с текста.

Мальчики на пень насыпали соль

-Почему они это сделали? 

Лось любит соль

-Давайте еще раз прочитаем этот текст в учебнике на странице 11.

 

-Найдите в тексте слова, в которых пишется (печатается) новая буква.

Лось, соль, пень

-Молодцы!

 

7.Развитие речи.

1) Продолжить работу над развитием речи.(Пр)

2) Учить составлять связный текст по картине. (Пр.)

3) Учить извлекать информацию из иллюстраций. (Л.)

4) Учить видеть, понимать и сохранять задачи автора. (Р.)

5) Учить строить простейшие рассуждения. (К.)

 

 

 

https://x-ke.s3.amazonaws.com/gallery/1993/6913.jpg

-Какое бы название вы дали этому тексту?

Лесной житель

-А каких лесных жителей еще вы можете назвать?

Еж, заяц…

-Ребята, посмотри на картинку. Что вы видите?

Зайчиха и зайчат

-Давайте сейчас с вами попробуем придумать рассказ про зайчиху и зайчат, используя эту картинку.

 

-Кто составит предложение – начало нашей сказки?

 

-Что изображено вокруг зайчихи и зайчат. Где они находятся?

В лесу

- Что над ними растет?

Дерево 

- Кто составит предложение о том, где находятся зайчиха и зайчата?

Зайчиха и зайчата находятся в лесу под деревом.

-Что делает зайчиха?

Собирает растения

-Как вы думаете, для чего зайчиха собирает растения?

Что бы ими потом пообедать

-А что еще делает зайчиха? Может, она наблюдает за зайчатами?

Может быть

-А как она за ними наблюдает?

С любовью

- Кто составит о зайчихе предложения?

Зайчиха собирает растения для того, чтобы ими потом пообедать. Она наблюдает за зайчатами с любовью.

-Давайте внимательнее рассмотрим, что делают зайчата.

Они едят растения

-Им это нравится?

Да

-Значит, как они кушают?

С аппетитом

- Кто составит предложение о зайчатах?

Зайчата с аппетитом кушают.

-Кто попробует рассказать эту сказку полностью?

Зайчиха и зайчата находятся в лесу под деревом. Зайчиха собирает растения для того, чтобы ими потом пообедать. Она наблюдает за зайчатами с любовью. Они  с аппетитом кушают.

-Вот такой интересный рассказ у нас получилась. Кому мы можем его рассказать?

-Маме, бабушке, папе, брату, сестре и т.п.

-Молодцы

 

8. Итог урока.  Рефлексия.

1. Провести рефлексию собственной деятельности. (Р)

2. Провести самооценку деятельности. (Р.)

 

-С какой буквой вы познакомились на сегодняшнем уроке?

С Ь

-Кто сможет назвать то, что мы сегодня о ней узнали?

Ь не обозначает звука, а показывает мягкость предшествующего согласного звука и не находится в слоге-слиянии

- Какие слова с мягким знаком вы запомнили? Назовите по одному слову по цепочке.

 

-Что вам показалось сложным?

 

-Какая работа показалась увлекательней всего?

 

-Урок окончен.

 

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

УМК «Школа России» Учебный предмет:

УМК «Школа России» Учебный предмет:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

П.) пыл пыль ь -

П.) пыл пыль ь -

Находится ли она в слоге-слиянии?Она не обозначает звука и показывает мягкость предшествующего звука, не находится в слоге-слиянии -Молодцы! 6

Находится ли она в слоге-слиянии?Она не обозначает звука и показывает мягкость предшествующего звука, не находится в слоге-слиянии -Молодцы! 6

Находится ли она в слоге-слиянии?Она не обозначает звука и показывает мягкость предшествующего звука, не находится в слоге-слиянии -Молодцы! 6

Находится ли она в слоге-слиянии?Она не обозначает звука и показывает мягкость предшествующего звука, не находится в слоге-слиянии -Молодцы! 6

Промежуточная рефлексия -Ребята, с какой буквой мы познакомились?

Промежуточная рефлексия -Ребята, с какой буквой мы познакомились?

Они с аппетитом кушают. -Вот такой интересный рассказ у нас получилась

Они с аппетитом кушают. -Вот такой интересный рассказ у нас получилась
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021