Конспект занятия в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах);
Задачи: Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; умение определять слова со звуком ж.
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».
Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?
Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука
Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Нет!) Давайте поучимся петь песенку жука?
Дети: Да!
Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука. Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко». Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали: 1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики Схватились за …(животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Понравилась игра?
А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Вы внимательно слушайте, я вам задам вопросы. Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам, На цветок лиловый сел – Песню звонкую запел, Сока сладкого хлебнул, В колокольчике заснул, Да попал в букет к Маринке И жужжит, жужжит в корзинке! А Маринка не поймет: Почему букет поет? Н. Головина
Воспитатель: Кто мне ответит, почему же букет пел? (Ответы детей) Физминутка
На лужайке, по ромашкам (Бегают по пространству группы)
Жук летал в цветной рубашке.
-Жу-жу-жу,жу-жу-жу (Останавливаются, встают прямо.)
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, (Выполняют наклоны туловища вправо-влево) Низко, низко наклоняюсь. (Выполняют наклоны вперед-вниз)
На цветке я посидел, (Приседают )
Отдохнул и полетел. (Бегают и затем садятся на свои места)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, и я порадую вас новыми загадками.
Воспитатель: Вы готовы внимательно слушать?
Дети: Да!
Загадки: Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)
Шагаешь-впереди лежит, Оглянешься-домой бежит. (Дорога)
Воспитатель: Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их.
Воспитатель: Молодцы ребята. Запомните эти загадки и загадайте их дома родителям. С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж. Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.