министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по окружающему миру
Студентки 341 группы
школьного отделения
Обрезковой Валерии Андреевны
Место проведения урока:
Школа № , класс 4
Дата проведения урока: 04.01.2020
Начало урока:
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Фотиева Светлана Владимировна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема урока. Равнины и горы России.
Учебный предмет: Класс: |
Окружающий мир 4 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: формировать у учащихся представление о равнинах и горах России. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный: · познакомить с равнинами и горами на территории России · формировать умения работать с физической картой России.
|
Личностный: · Замотивированы к учебной деятельности; · Умеют разгадывать ребусы; · Формировать осознания младшим школьником ценности человеческой жизни; Метапредметный: Познавательный: · Проявляют познавательный интерес; · Умеют выполнять задания в соответствии с целью; · Умеют искать и выделять нужную информацию в тексте Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задач урока; · Умеют ориентироваться в тексте; · Умеют задавать вопросы по тексту Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом; · Правильно строят ответы, предложения.
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Индивидуальная · Фронтальная · Парная |
Ресурсы: дидактический материал
|
||
Этапы урока. Приёмы урока.
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Задачи урока. |
||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Приём: «Яркое пятно» - ребус
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру. - Посмотрите на слайд. Перед вами ребус. Разгадайте его. - Какое слово у вас получилось? * на доске появляется слово «Природа»
- Соберите определение этого слова: Природа – это… нас окружает, от человека независимо то, что - Верно. - Ребята, это одна из тем нашего сегодняшнего урока. |
- природа
- природа- это то, что нас окружает, независимо от человека. |
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение разгадывать ребусы. (Л)
|
||||||||||||||
Постановка темы и задач урока. Приём: «Яркое пятно» - загадки |
- Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны родней! — Почему в целом свете нет родней страны? — Прочитайте название нового раздела. — Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел. — А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
Носит бабка снежную шапку, Каменные бока закутаны в облака.
— Как называют большое пространство ровной поверхности? — Предположите тему урока. — Что узнаем по данной теме?
- Основные формы земной поверхности: горы, равнины, овраги, холмы. Различаются по высоте и площади. Части холма и горы: вершина, склон, подошва (подножие).
- Что вам хотелось бы узнать по теме урока? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)
-Так какие задачи мы поставим перед собой на урок?
|
-предположения учащихся - «Природа России». - читают на стр.57
- горы
- равнина
-Равнины и горы России - отвечают
- формулируют вопросы
-познакомиться с равнинами и горами на территории России -закрепить понятия гора и равнины -учиться находить и показывать на карте равнины и горы нашей страны. |
· Умеют формулировать темы и задач урока; (Р.) |
||||||||||||||
Открытие нового знания. Приёмы: «Яркое пятно» - загадка. |
1) Отгадайте загадку. Голубым цветом, а воды нету, Зеленым цветом, а листвы нету, Коричневый цвет, а на гору не влезть, Белый цвет, а не заледенеешь. — Посмотрите на физическую карту России на с. 58-59. Какие цвета вы на ней видите? Пользуясь подсказкой в нижнем левом углу, расскажите, что обозначает каждый цвет на карте.
- А теперь в парах найдите на карте и покажите друг другу следующие объекты:
-Но для начала вспомним правила работы в парах. Какие это правила?
-Работаем в парах, помогая друг другу.
- Узнаем об этих объектах подробнее, поработав в группах. Вы уже разделены на 6 групп, теперь каждая группа получит задание, карточку с названием географического объекта - Но для начала вспомним правила работы в группе. Кто напомнит их?
- В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; когда один говорит, другие слушают; если не понял, переспроси. (раздаю карточки с заданиями)
- Теперь у всех есть задания. Вы выполняете их, затем мы вместе проверим. Для работы вы открываете учебники на странице 61-63. Читаете текст. Обсуждаете в группе и отвечаете на свой вопрос. На это вам дается 5 минут.
- В ходе выступления каждой группы мы будем заполнять таблицу
- На доске вывешен план выступления. План выступления 1. Место расположения данного объекта (показ на карте). 2. Что можно о нем рассказать?
Работа в группах.
- Теперь выходит первая группа и рассказывает нам, о чем они узнали.
Восточно-Европейская равнина. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской.
-Записали в таблицу равнину.
- Вторая группа.
Западно-Сибирская равнина. Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот и рек. - Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. - Найдем в нашем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведем опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Я выливаю на поверхность воду, и она растекается по столу. -Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. -Записали в таблицу.
- Третья группа рассказывает. Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги. -Записали в таблицу.
- Четвертая группа. Уральские горы. Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.
- Записали в таблицу, где горы.
- Пятая группа расскажет нам о Кавказских горах.
Кавказские горы. Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораздельному хребту Большого Кавказа, занимающему центральное положение в горной системе. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторождения нефти и природного газа. - Записали в таблицу.
- Шестая группа.
Горы Алтай и Саяны. Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высокая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия. Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Алтаем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян находится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса. -Записали в таблицу.
- А теперь сверим наши таблицы с таблицей, которая вывешена на доске.
- У всех так? - Молодцы, ребята! |
- Географическая карта.
- Ответы учеников.
- называют. -
- Ученики берут карточку и готовятся рассказать о своем объекте по с. 61—63 учебника.
- рассказывают
|
•Учить выполнять задания в соответствии с целью; •Учить искать и выделять нужную информацию в тексте •Закрепить умение формулировать тему и задачи урока; •Учить задавать вопросы по тексту •Учить слушать и понимать других;
|
||||||||||||||
Физминутка |
По равнине все пойдем Там цветочки мы найдем. Маки яркие, гвоздики, Васильки, ромашки В беленькой рубашке. Руки вверх, в кружок все встали Теперь холмиками стали. А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам. Быстро прыгнули вперед Кто к горе быстрей придет? На носочках потянулись До вершины дотянулись, Это горы, Это холм, На равнине мы живем. |
|
|
||||||||||||||
Самостоятельная работа |
- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили тему. Тест «Равнины и горы России»
А1. Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской»? 1) Саяны 2) Уральские 3) Кавказские 4) Алтай А2.Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов. 1) Ямал 2) Кольский 3) Камчатка 4) Чукотский А3. Отметь самую высокую гору России. 1) Казбек 2) Белуха 3) Эльбрус 4) Народная А 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин? 1) 2 2) 3 3) 4 4) 5 В 1. Обозначь горы, которые отделяют европейскую часть страны от азиатской 1) Саяны 2) Уральские 3) Кавказские 4) Алтай В 2. Найди неверное высказывание 1) Равнины с низменностями и возвышенностями называются холмистыми. 2) Саяны включены в список Всемирного наследия. 3) В Ильменском заповеднике охраняют минералы Урала. 4) Русская равнина – величайшая в мире. С 1. Отметь горы, располагающиеся на юге Сибири. 1) Кавказские 2) Уральские 3) Саяны 4) Алтай
Теперь сравните свои ответы с ответами на слайде. А1. 2 А2. 3 А3. 3 А4. 2 В1. 2 В2. 2 С1. 3,4
|
|
· Закрепить знания по пройденной теме(Пр.) · Учить слушать и понимать речь других; (К.) |
||||||||||||||
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся. |
- Сейчас каждому из вас нужно будет по одному предложению сказать, что он узнал на сегодняшнем уроке. Отвечаете на поставленные вопросы в начале урока. - Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.) - Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).) - Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их. |
|
|
||||||||||||||
Рефлексия и итоги · |
-У каждого на партах лежат изображения горы, возьмите их.
- Разместите флажок на изображении горы. У подножия: Я недостаточно хорошо усвоил тему. Необходимо повторно изучить материал. По центру спуска: Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки. На вершине: Я отлично усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам.
-Занятие окончено. |
|
· Учить анализировать свою работу. (Л.)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.