Тема: «Рыбы».
Цели: повторить отличительные признаки рыб; познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы; развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: презентация с видеосюжетом по теме: «Рыбы»
Ход урока.
Начинается урок.
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок?
-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
- С какой группой животных познакомились?
- Сегодня будем знакомиться ещё с одной группой животных.
3. Сообщение темы урока.
- Вспомните, чего на Земле больше: воды или суши?
- Кто живёт в воде? (Многие живые организмы – растения и животные.)
- Отгадайте загадку. Какие особенности животного отмечены в загадке?
Плавно под мостиком
Я виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть – не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба.)
- О каких «крыльях» идёт в ней речь? Тема нашего урока – «Рыбы». /Слайд 3/.
4. Работа по учебнику.
- Что вы знаете о рыбах? /Слайд 4/. /Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков/.
- Что хотите узнать? /Слайд 5/. (Чем питаются и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.)
- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.
- Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы». Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)
- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)
- Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)
- Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.
- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? /Покров из чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост./
- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?
- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
- Давайте рассмотрим строение тела рыб. Как располагается на теле рыбы чешуя? /Слайд 6/
- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы. Статью об этом вы найдёте в Хрестоматии, с.73. А расскажут нам об этом … (Д/з двум ученикам.)
- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.
- А на какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (В каких водоёмах обитают?)
- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках. /Слайды 7 – 13/. /Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж./
- Среди рыб есть «рекордсмены». Что обозначает это слово?
- Самая огромная рыба на Земле – китовая акула: длина её до 20 метров. /Слайды 14 – 19/
Самая крупная речная рыба – сом. Длина этого хищника достигает 5 м, а масса более 300 кг. А доживает до 40 лет.
· Самой морозостойкой рыбой является редкая рыба даллия, или чёрная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоёмы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лёд. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!
«Рекордсмен» по прыжкам среди рыб – сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 м.
· В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое, рыбака плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними половинками – за дном. Видит, что наверху и что внизу,- ничего не проглядит!
· Пиранья – по-португальски значит «пират». У этих с виду безобидных рыбок мощные, как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их надо осторожно.
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть. (хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула, (Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла. (Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Садятся за парту)
5. «Строение рыбы».
- Укажите стрелками и подпишите части тела рыб.
- Какие части тела выделили у рыб?
- А как происходит процесс дыхания у рыб? Понаблюдаем за дыханием рыб. /Слайд 20. Видеосюжет./
- Можно увидеть их дыхательные движения: рыбки всё время работают ртом, захватывая воду; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы. Рыба дышит только тогда, когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород.
Проверочная работа.
- Дополните текст подходящими по смыслу словами.
Дышат рыбы ______________, растворённым в воде. Помогают им в этом ___________, скрытые за жаберными крышками. Если жабры не омываются водой, рыба дышать ________________.
- Почему же рыбы погибают на суше?
- А что вы знаете о том, что едят рыбы?
- Как вы думаете, все ли рыбы одинаково питаются?
- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)
- Чем питается каждая группа рыб?
- С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания рыб? (Насекомые.) В чём именно?
6. Физкультминутка Игра «Рыбалка».
- Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки.
(Выбираются «рыбки»: три девочки – маленькие «рыбки», два - три мальчика – большие «рыбки». Остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг них. Это «рыбаки» с сетью. Когда мелкие «рыбки» подплывают, «рыбаки» поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную «рыбу» - мальчиков.
- Рыболов, рыболов, покажи – ка свой улов!
- Я поймал леща большого и налима – вот такого!
Двух горбатых, полосатых окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака … А в ведёрке два малька.
- А каким способом рыбы добывают себе пищу?
7. Чтение текстов по хрестоматии. /С. 73 – 76/. «Что рыбы едят?» «Как охотятся рыбы».
- Прочитайте текст. Соедините линиями названия рыб и способ охоты. Как охотятся рыбы?
- Назовите растительноядных рыб. (Толстолобик.)
- Назовите всеядных рыб. (Карась, линь. плотва.)
- Назовите рыб-хищников. (Щука, окунь, сом, налим, лещ, сазан.)
- Как охотятся рыбы? (Сколько рыб – столько и способов охоты!) Зачитайте предложение из текста.
- Короткие рассказы об акуле, сельди, электрическом угре прочитаем в словаре хрестоматии
8. Игротека «Знатоки рыб».
Игра «Пословицы, поговорки, приметы о рыбах».
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Нем как рыба.
Как рыба в воде.
Скользкий как угорь.
Где щуки нет, там ёрш – хозяин.
Рыбы выпрыгивают из воды – перед дождём.
Не учи рыбу плавать.
Не грози щуке морем. И др.
Игра «Отгадай загадку – покажи отгадку». /Рисунки пронумерованы и вывешены на доску, дети класса «сигнализируют» «веером с цифрами»./
- Какие слова помогают догадаться?
Драчун и забияка в речной воде живёт
И маленьким рыбёшкам проходу не даёт.
Костлявый и колючий, не любит он шутить.
Его ведь даже щука не может проглотить.
Он весь в иголках, словно ёж,
А как зовётся рыба? (Ёрш)
- Ёрш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч: бросишь его на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает и вновь поплывёт.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)
- Что помогло догадаться?
У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь – в котёл попала. (Щука.)
- Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусёнка или утёнка. Но ещё одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространиться болезням.
9. Итог урока
- Что мы хотели узнать о рыбах?
- Что узнали? /Слайд 22/.
- Какие рыбы встречаются в наших водоёмах?
- Подводный мир богат и разнообразен, требует бережного к себе отношения. Что можете сделать вы для охраны водоёмов от загрязнения?
Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.