Занятие по окружающему миру в средней группе на тему:
"В гости к Деду Природоведу"
(экологическая тропа зимой).
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о зимних явлениях природы. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Развивающие: развивать обобщенное представление о зиме как времени года. Активизировать наблюдательную деятельность
Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
Оборудование:
Ход:
I. Вступление.
«Уж клубочек я вязала,
И по центру с ним пошла,
Клубок катится, нитка тянется,
Клубок дале-дале-дале,
Нитка доле-доле-доле,
Нитка тянется, перетянется.
Всех детишек зацепила,
На кружочек пригласила»
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости. (Показывает на Деда Природоведа). Узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно – это Дед Природовед, несколько месяцев назад мы с вами ходили к нему в гости посмотреть на осенний лес. Смотрите, он не с пустыми руками. С посылочкой!
Интересно ли вам узнать, что же лежит в этой посылке? (Ответы детей). Ой, ребята — это посылка не простая. Чтобы ее открыть, нам с вами нужно ответить на загадку Деда Природоведа. Вы хорошо умеете отгадывать загадки? (Ответы детей). Тогда слушайте внимательно:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
Воспитатель: Какие вы молодцы, конечно, это зима. Какие признаки зимы вы знаете?
Ответы детей: Стало холодно! Солнце реже появляется, светит, да не греет. По небу плывут темные тучи, идет снег.
Посмотрите и посылка наша открылась. Как вы думаете, что может лежать в посылке? (Ответы детей).
Воспитатель достаёт конверт.
Воспитатель: Ребят, Деду Природоведу понравилось, как вы быстро отгадали загадку для открытия посылочки, поэтому приготовил еще немножко загадок про зимнее время.
Ну что ж, внимательно слушайте!
Загадки:
1) Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось (СНЕГ).
2) Дело было в декабре,
Мы лепили во дворе.
Три шара готовы вмиг-
Вышел славный (СНЕГОВИК).
3) Покружилась звёздочка.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (СНЕЖИНКА)
4) Старик у ворот.
Тепло уволок,
Сам не бежит,
А нам стоять не велит. (МОРОЗ)
5) В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (ЛЕД)
Дед Природовед: Молодцы! Все знаете! А теперь я приглашаю Вас в зимний лес на прогулку!
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы оказаться в зимнем лесу мы должны прочитать заклинание. Встаньте, пожалуйста, возле своих стульчиков и выполняйте движения согласно тексту.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как снежинки, покружиться,
чтоб в лесу очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
-Ну что же в путь!
Воспитатель: Ребята, благодаря нашему заклинанию мы с вами очутились в зимнем лесу, посмотрите, как красиво вокруг.
Дед Природовед. Перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (Ответы детей.) Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят. Дети, а какие еще есть растения в лесу? Конечно, красавица береза! Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево!
Стих С.Есенина «Берёза»
Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин о ней говорит:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Дед Природовед. Ребята, а это что за волшебное дерево?
Её всегда в лесу найдёшь -
Когда гулять в него пойдёшь:
Стоит колючая, как ёж,
"Зимою в платье?",- "Ну и что -ж!"
А платье то пушистое,
Зелёное, ветвистое! (ЕЛЬ)
Воспитатель: Как вы думаете, елочки сбросили свои хвоинки? (Ответы детей.) Правильно, зимой на елках остаются зеленые иголки. Елочки зимой и летом одним цветом. Посмотришь, стоит зеленая красавица, укутавшись в снежное покрывало, тепло ей под снегом.
А чтобы и нам не замерзнуть, чтобы стало тепло, мы поиграем в подвижную игру «Как на горке снег».
Физминутка
П/и «Как на горке снег»
Дети произносят стихотворение, повторяя за воспитателем и выполняют соответствующие тексту движения.
Как на горке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)
И под горкой снег, снег, (Присаживаются, руки в стороны.)
И на елке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)
И под елкой снег, снег. (Присаживаются, руки в стороны.)
А под снегом спит медведь: (Сидя складывают руки ладошку к ладошке и прикладывают их к щеке.)
Тише, тише – не шуметь! (Грозят пальцем.)
Игра повторяется два раза.
Дед Природовед. Ребята, в лесу не только растения, но и есть животные.
Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
Ответ детей: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Ответ детей: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Дед Природовед. Предлагаю Вам, посмотреть, как же зимуют они!
Ой, смотрите! (картинка белки)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей: (белка)
Воспитатель: Правда, белка! Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?
Ответы детей.
Воспитатель: А где живет белка?
Ответ детей: (в дупле).
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как белка готовится к зиме?
Ответы детей
Воспитатель: А что запасает белка на зиму?
Ответ детей: орехи, грибы.
Воспитатель: - Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
- Смотрите, а кто там сидит на полянке:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ответ детей: заяц.
Воспитатель: Молодцы! Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Ответ детей
Воспитатель: А что еще вы знаете про зайца?
Ответ детей: он меняет окрас шубки.
Воспитатель: Для чего он это делает? Кто знает?
Ответ детей: чтобы зимой был менее заметен для хищников (лисы и волка).
Воспитатель: а вот еще один лесной зверек крадется к нам.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая.
Ответ детей: (лиса)
Воспитатель: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?
Ответы детей: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост
Воспитатель: Посмотрите, а кто там идет с другой стороны.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
Ответы детей (волк)
Воспитатель: Рассмотрите Волка. Расскажите, какой он?
Ответы детей : серый, зубастый.
Воспитатель: - А где живут волк и лиса? В норе.
Воспитатель: - Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. А как они это делают?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно. Лиса и волк тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Воспитатель: А что за треск раздается впереди?
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
Ответы детей: (медведь)
Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Ответы детей: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы
Воспитатель: Кто знает, как медведь готовится к зиме? Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
Где же медведь спит зимой?
Ответы детей (в берлоге).
Воспитатель: А как медведь готовит себе берлогу к зиме? Правильно, он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.
Дед Природовед. Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?
Ответы детей: - Еж.
Дед Природовед. Правильно еж.
Воспитатель: - Ребята давайте вместе с ежиком немного поиграем, я вам буду читать стихотворение, а вы мне отвечать.
Летним днем, простой тропой, Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок).
За мамой волчицей топал… (волчонок).
За мамой лисицей крался… (лисенок).
За мамой медведицей шел … (медвежонок).
За мамой бельчихой скакал… (бельчонок).
За мамой ежихой плелся … (ежонок).
Воспитатель: Ребята, вот и подошла наша прогулка к концу. Нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с жителями леса и Дедом Природоведом до весны.
Дети прощаются.
Дед Природовед. А вам я хочу подарить раскраски, будете рисовать и нашу встречу вспоминать.
Воспитатель: Как нам вернуться в детский сад?
Ответы детей: сказать волшебные слова.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
В детский садик мы вернемся!
Зимний лес мы не забудем!
III. Рефлексия.
Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись. Где мы сегодня побывали?
Ответы детей: В лесу.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Кому что запомнилось в нашей прогулке?
Ответы детей
Воспитатель: - А теперь, кто хочет, может взять подарок от Деда Природоведа и порисовать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.