Конспект по окружающему миру "В гости к деду Природоведу"

  • doc
  • 04.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОКР МИР В гости к Деду Природоведу.doc

Занятие по окружающему миру в средней группе на тему:

"В гости к Деду Природоведу"

(экологическая тропа зимой).

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о зимних явлениях природы. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Развивающие: развивать обобщенное представление о зиме как времени года. Активизировать наблюдательную деятельность

Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Оборудование:

 

Ход:

I.                  Вступление.

«Уж клубочек я вязала,

И по центру с ним пошла,

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок дале-дале-дале,

Нитка доле-доле-доле,

Нитка тянется, перетянется.

Всех детишек зацепила,

На кружочек пригласила»

 

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости. (Показывает на Деда Природоведа).  Узнали? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно – это Дед Природовед, несколько месяцев назад мы с вами ходили к нему в гости посмотреть на осенний лес. Смотрите, он не с пустыми руками. С посылочкой!

Интересно ли вам узнать, что же лежит в этой посылке? (Ответы детей). Ой, ребята — это посылка не простая. Чтобы ее открыть,  нам с вами нужно ответить на загадку Деда Природоведа. Вы хорошо умеете отгадывать загадки? (Ответы детей)Тогда слушайте внимательно:

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

Воспитатель: Какие вы молодцы, конечно, это зима. Какие признаки зимы вы знаете?

Ответы детей: Стало холодно! Солнце реже появляется, светит, да не греет. По небу плывут темные тучи, идет снег.

Посмотрите и посылка наша открылась. Как вы думаете, что может лежать в посылке? (Ответы детей).

Воспитатель достаёт  конверт.

Воспитатель: Ребят, Деду Природоведу понравилось, как вы быстро отгадали загадку для открытия посылочки, поэтому приготовил еще немножко загадок  про зимнее время.

Ну что ж, внимательно слушайте!

Загадки:

1) Одеяло белое, не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось (СНЕГ).

 

2) Дело было в декабре,

Мы лепили во дворе.

Три шара готовы вмиг-

Вышел славный (СНЕГОВИК).

 

3) Покружилась звёздочка.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (СНЕЖИНКА)

 

4) Старик у ворот.

Тепло уволок,

Сам не бежит,

А нам стоять не велит. (МОРОЗ)

 

5) В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (ЛЕД)

 

Дед Природовед: Молодцы! Все знаете! А теперь я приглашаю Вас в зимний лес на прогулку!

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы оказаться в зимнем лесу мы должны прочитать заклинание. Встаньте, пожалуйста, возле своих стульчиков и выполняйте движения согласно тексту.

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем – наоборот.

Как снежинки, покружиться,

чтоб в лесу очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

-Ну что же в путь!

Воспитатель: Ребята, благодаря нашему заклинанию мы с вами очутились в зимнем лесу, посмотрите, как красиво вокруг.

Дед Природовед. Перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (Ответы детей.) Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят. Дети, а какие еще есть растения в лесу? Конечно, красавица береза! Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево!

Стих С.Есенина «Берёза»

Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин о ней говорит:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Дед Природовед.  Ребята, а это что за волшебное дерево?

Её всегда в лесу найдёшь -

Когда гулять в него пойдёшь:

Стоит колючая, как ёж,

"Зимою в платье?",- "Ну и что -ж!"

А платье то пушистое,

Зелёное, ветвистое! (ЕЛЬ)

Воспитатель: Как вы думаете,  елочки сбросили свои хвоинки? (Ответы детей.) Правильно, зимой на елках остаются зеленые иголки. Елочки зимой и летом одним цветом. Посмотришь, стоит зеленая красавица, укутавшись в снежное покрывало, тепло ей под снегом.

А чтобы и нам не замерзнуть, чтобы стало тепло, мы поиграем в подвижную игру «Как на горке снег».

Физминутка

П/и «Как на горке снег»

Дети произносят стихотворение, повторяя за воспитателем и выполняют соответствующие тексту движения.

Как на горке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)

И под горкой снег, снег, (Присаживаются, руки в стороны.)

И на елке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)

И под елкой снег, снег. (Присаживаются, руки в стороны.)

А под снегом спит медведь: (Сидя складывают руки ладошку к ладошке и прикладывают их к щеке.)

Тише, тише – не шуметь! (Грозят пальцем.)

Игра повторяется два раза.

Дед Природовед.  Ребята, в лесу не только растения, но и есть животные.

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

Ответ детей:  Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Ответ детей:  Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Дед Природовед.  Предлагаю Вам, посмотреть, как же зимуют они!

Ой, смотрите! (картинка белки)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей: (белка)

Воспитатель: Правда, белка! Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Ответы детей.

Воспитатель: А где живет белка?

Ответ детей: (в дупле).

Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как белка готовится к зиме?

Ответы детей

Воспитатель: А что запасает белка на зиму?

Ответ детей: орехи, грибы.

Воспитатель: - Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

- Смотрите, а кто там сидит на полянке:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ответ детей: заяц.

Воспитатель: Молодцы! Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Ответ детей

Воспитатель: А что еще вы знаете про зайца?

Ответ детей: он меняет окрас шубки.

Воспитатель: Для чего он это делает? Кто знает?

Ответ детей: чтобы зимой был менее заметен для хищников (лисы и волка).

Воспитатель: а вот еще один лесной зверек крадется к нам.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая.

Ответ детей: (лиса)

Воспитатель: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Ответы  детей: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост

Воспитатель: Посмотрите, а кто там идет с другой стороны.

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это…

Ответы  детей (волк)

Воспитатель: Рассмотрите Волка. Расскажите, какой он?

Ответы  детей : серый, зубастый.

Воспитатель: - А где живут волк и лиса? В норе.

Воспитатель: - Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. А как они это делают?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно. Лиса и волк тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Воспитатель: А что за треск раздается впереди?

В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

Ответы  детей: (медведь)

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Ответы  детей:  Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы

Воспитатель: Кто знает, как медведь готовится к зиме? Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где же медведь спит зимой?

Ответы детей (в берлоге).

Воспитатель: А как медведь готовит себе берлогу к зиме? Правильно, он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

Дед Природовед.   Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответы детей: - Еж.

Дед Природовед.  Правильно еж.

Воспитатель: - Ребята давайте вместе с ежиком немного поиграем, я вам буду читать стихотворение, а вы мне отвечать.

 

Летним днем, простой тропой, Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок).

За мамой волчицей топал… (волчонок).

За мамой лисицей крался… (лисенок).

За мамой медведицей шел … (медвежонок).

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок).

За мамой ежихой плелся … (ежонок).

Воспитатель: Ребята, вот и подошла наша прогулка к концу. Нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с жителями леса и Дедом Природоведом до весны.

Дети прощаются.

Дед Природовед.  А вам я хочу подарить раскраски, будете рисовать и нашу встречу вспоминать.

Воспитатель:  Как нам вернуться в детский сад?

Ответы детей: сказать волшебные слова.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

В детский садик мы вернемся!

Зимний лес мы не забудем!

III. Рефлексия.

Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись. Где мы сегодня побывали?

Ответы детей:  В лесу.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Кому что запомнилось в нашей прогулке?

Ответы детей

Воспитатель: - А теперь, кто хочет, может взять подарок от Деда Природоведа и порисовать.