В ГОСТИ К ЗИМЕ
Цели: расширить знания о зимних изменениях в неживой природе, об изменениях, которые произойти в жизни растений и животных с приходом зимы; объяснить такие явления природы, как образование снежинок, появление узоров на стекле; развивать воображение и фантазию.
Оборудование: зимние пейзажи русских художников.
Ход урока
I. Введение в тему.
- Отгадайте загадки и определите тему сегодняшнего разговора.
Старик — шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз.)
Вырос лес - белый весь, Пешком в него не войти, На коне не въехать. (Узор на стекле.)
На всех садится,
никого не боится. (Снежинка.)
Всю зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег.)
Сегодня разговор пойдёт о зиме, о зимних изменениях в природе.
П. Беседа по картинам художников.
Учитель вывешивает репродукции картин, знакомит с их названиями, называет фамилии художников.
- Обратите внимание на то, какой цвет преобладает в каждой картине. Объясните, почему.
- Какие краски используют художники, чтобы изобразить небо?
- Яркий цвет неба, чувство солнца в картине говорят нам о морозном дне, хрустящем снежке, о хорошем настроении.
Тяжёлые мрачные тучи создают настроение тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или просто густого снегопада.
- Какие ещё особенности зимней природы запечатлели художники?
III. Зимние явления природы.
Вопросы кучащимся.
—Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад.)
- Почему снегопад не бывает в другие времена года? (Зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки.)
- Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
- Расскажите, что вы знаете о снежинках.
• Для учителя.
Снежинка — одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.
При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжёлой и падает на землю. Мы называем её «снежинкой». Некоторые снежинки достигают трёх сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.
Беседа.
-Интересное явление природы - узоры на оконном стекле. Какие узоры вы видели?
- Подумайте, как объяснить это явление.
(Дети, живущие в районах с настоящей холодной зимой, любят рассматривать иней на окнах. Некоторые изображения очень красивы, похожи на сложные рисунки на деревьях и листьях.)
- Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? (Иней образуется из маленьких кристалликов замёрзшей воды. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают Деду Морозу создавать красивые узоры на окнах.)
IV. Устный видеофильм «Зимние картинки».
(По стихотворению Г. Ладонщикова «Зимние картинки».) —А как живут зимой дикие животные?
Учитель предлагает детям создать устный видеофильм по стихотворению о лесных животных зимой. Каждое четверостишье — это эпизод фильма. Каждый эпизод сопровождается комментарием об особенностях жизни животного зимой.
Эпизод 1:Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
Комментарий. Зимний вечер, небо затянуто
низкими серыми тучами, но в них появляются пробелы, в которые просматривается
темнеющий небосвод, загораются звёзды. Людей на улице мало, все торопятся
домой, прикрывая лицо от крепчающего мороза. Под ногами скрипит снег. Дворы
пустеют. Деревья стоят покрытые
инеем. Снежная баба остаётся во дворе в одиночестве. Её нос —
морковка — слегка белеет от мороза.
Эпизод 2: Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку, А под листьями лежат Два молоденьких ежа.
Комментарий. За городом лес. Там тишина, всё покрыто снегом. Деревья в инее. На пригорке одинокая берёза. Её ветви свесились к самым сугробам. У ствола берёзы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Туго завёрнуты в сухие листья колючки. Это старый ёж и молодые ежи спят в тёплой норке, которую устилают листья, заготовленные ежами с осени.
Эпизод 3: Белка спряталась в дупло -
В нём и сухо, и тепло, Запасла грибов и ягод Столько, что не съесть и за год.
Комментарий. По верхним веткам старого дерева скачет серенький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик - дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные лесные «кладовки» под деревьями: Так много, что за зиму всё не съедает. Её запасами кормятся другие лесные звери.
Эпизод 4: Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда.
Комментарий. На берег лесного ручья выбежал красивый зверёк в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Она оглядывается и осторожно спускается по заснеженному бережку к самой воде. Опускает мордочку. Попадает чёрным носиком в льдинку, пытается лизать её. Но от сильных морозов вода в ручье превратилась в лёд. Придётся лисе пожевать снежку вместо воды. Вот и она скрылась в лесу.
Эпизод 5: У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора: От врагов спасают ноги, А от голода - кора.
Комментарий. По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму Заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.
V. Работа по учебнику.
-Не только заяц оставляет следы на снегу. Каждое животное обязательно распишется в «зимней книге» леса.
- Рассмотрите следы животных на с. 137.
- Чьи они? |
- А как выглядят растения зимой?
- Расскажите о деревьях и кустарниках, об однолетних и многолетних травах.
- Выполните задания на с. 136.
VI. Итог урока.
- Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?
Домашнее задание: учебник, с. 134-137; рабочая тетрадь с. 53, задания 6, 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.