Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы "Говорим об осени"
Оценка 4.8

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы "Говорим об осени"

Оценка 4.8
doc
09.01.2024
Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы "Говорим об осени"
говорим об осени.doc

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники

с детьми старшей группы

Тема: Говорим об осени».

Цель: развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

Задачи:

- обучающие: систематизировать представления детей о времени года - осень. Понимать периоды осени (ранняя, золотая, поздняя). Закреплять знания об осенних явлениях в живой и неживой природе. Видеть и называть различия между ранней, золотой и поздней осенью.

- развивающие: развивать связную речь. Продолжать учить детей отгадывать загадки по коллажем. Составлять простые и сложные предложения с предлогами (в, на, под, между), используя мнемодорожки. Четко, ясно, полными предложениями отвечать на вопросы воспитателя и объяснять свою мысль. Рассказывать по картинам и фотоснимкам. Продолжать учиться составлять рассказы по мнемотаблицам и придумывать название к своему рассказу. Развивать монологическую речь. Обогащать словарь детей. Развивать и закреплять различные техники рисования в изобразительной деятельности. Развивать познавательный интерес к природе, мышление, память, фантазию. Желание наблюдать за красотой природы.

– воспитательные: Воспитывать эстетические чувства от восприятия красоты осенней природы.

Материал: корзинка; загадка-коллаж про осень; картины художников об осени; фотоснимки; мнемодоріжки(для составления предложений); карточки с символами-пиктограммами на каждого ребенка; основы для составления мнемотаблиць; рисунок дерева березы; листья березки на каждого ребенка, кофе – рассыпчатая, клей, кисточки; листья деревьев (каштан, клен, дуб, береза, рябина); листочки – сигналы(дуб, клен) на каждого ребенка.

 

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель приносит корзинку с разными сюрпризами.

Воспитатель: Дети, когда я гуляла по парку, ко мне подошла необычная, красавица барышня. И передала эту корзинку для вас.

- Я вижу эта корзинка полна разных сюрпризов.

-Но, чтобы узнать, кто передал нам эту корзину, нужно отгадать загадку.

Загадка об осени (по коллажу)

Дети рассматривают коллаж, рассказывают загадку и отгадывают.

Воспитатель: То, как вы думаете кто нам передал корзинку.

-Так, барышня «Осень».

2. Беседа об осени:

- Какой сейчас у нас месяц осени?

- Назовите первый месяц осени?

- Назовите все месяцы осени?

- Когда ранняя осень приходит?

- Почему называется ранняя осень?

- Когда поздняя осень?

- Чем отличается ранняя осень от поздней?

Воспитатель: осень хорошая, замечательное время года. Ее воспевали поэты в стихах, писатели в своих произведениях. Композиторы передавали красоту и величие осени в музыкальных произведениях. А художники всю красоту и неповторимость осени описывали в картинах.

Воспитатель демонстрирует картины В. Титуленко «Лодка», И. Левитана «Золотая осень», М. Гордеева «Осенний парк».

Воспитатель: Дети, обратите внимание, как красиво запечатлели художники осень в своих картинах. Они описали раннюю, золотую, позднюю осень. Передали признаки осени, ее погоду, настроение.

- Дети рассматривают картины.

- Рассказывают по картинам.

- Обращают внимание где описана ранняя осень, где золотая, где поздняя.

- Какие цвета преобладают на той или иной картине.

- Какое настроение возникает глядя на картины.

Воспитатель: фотографы тоже хорошо могут запечатлеть осень в своих фотоснимках. Передать разные моменты осени, настроение.

На столе лежат различные осенние фотоснимки.

Воспитатель вызывает детей. Дети по фотоснимкам рассказывают какая осень изображена и как передал их фотограф. И какой осени соответствует определенное фото (ранней, золотой, поздней) и соответственно ставят возле картины художников – ранней, золотой, поздней.

Воспитатель: дети, вспомним какая же бывает погода осенью.

4. Дидактическое упражнение «Погода осенью».

(Воспитатель говорит, что происходит осенью, а дети должны ответить одним словом).

Идут сильные дожди-дождевая;

Дует сильный ветер-ветреная;

На улице холодно-холодная;

Выглянуло солнышко-солнечная;

Затянуло небо тучами-облачная, пасмурная;

На небе нестало туч-ясна;

На улице сыро-сырая;

На улице грустно-грустная;

Появились первые заморозки-морозная;

На дворе осень-осенняя.

Воспитатель: дети, под вашими стульчиками осень разбросала листочки. Листочки не обычные. Это листочки-символы. (Кленовый листочек означает – да; Дубовый – нет).

5. Дидактическая игра «Да или нет и почему?»

- Птички возвращаются из теплых краев? Так или нет? Почему? (Ни. Птички улетают в теплые края. Становится холодно, им нечего есть. Могут замерзнуть).

- А какие птицы улетают? (аисты, журавли, соловейки, ласточки, скворцы, грачи, кукушки).

- Как их называют одним словом? (Перелетные).

- Все животные готовятся к зиме? Так или нет? Почему?

(Да. Потому что холодно, не будет что есть, могут погибнуть).

- Белочка готовится к зиме? Так или нет?

(Да. Собирает шишки, орешки, желуди. Носит себе в дупло, сушит грибочки. Меняет оранжевую шубку на темно-серую, чтобы прятаться на дереве, в дупле среди веток от разных хищников и быть незаметной).

- Медведь готовится к зиме? Так или нет? Почему?

(Сейчас он наедается, накапливает жир. Готовит берлогу и ложится спать на всю зиму).

- Еж не готовится к зиме? Так или нет? Почему?

(Нет. Он готовится к зиме. Делает себе норку из листьев, веточек. Собирает грибы, овощи, наедается и ложится спать на всю зиму).

- Зайчик готовится к зиме? Так или нет? Почему?

(Да. Шубка становится пушистее и меняет с серой на белую, чтобы прятаться вснигу от хищников).

- Волк, лисичка готовятся к зиме? Так или нет? Почему?

(Нет. У них только шубка становится теплее, пушистее, потому что они целую зиму по лесу ходят).

- Осенью собирают урожай на огородах, в садах. Так или нет? Почему?

(Да. Люди готовятся к зиме. Заготавливают овощи, Овощи, фрукты. Чтобы было, что зимой есть).

- Осенью люди надевают босоножки, футболки, шорты? Так или нет? Почему?

(Нет. Потому что холодно. Надевают сапоги, куртки, шапки. Одеваются тепло, чтобы не заболеть).

Воспитатель: молодцы дети. Осень нам подготовила много сюрпризов. Она тоже как художник очень любит рисовать, и подготовила нам коротенькие рисунки (мнемотаблица).

6. Дидактическое упражнение «Составь предложение по мнемодорожке».

(Воспитатель выставляет мнемодорожки на мольберт. Дети придумывают с ними предложения).

- За то, что вы хорошо все выполняете осень дарит вам листочки. (Дети достают листочки разных деревьев из корзинки).

Под осеннюю мелодию проводится физкультминутка.

7. Физкультминутка

- Станем дети дружно в круг

- Отправились в парк замечательный

- Там трава-низенькая, низенькая

 -Деревья – высокие, высокие

-Там ветер по парку гулял (ш-ш-ш)

- Ветер листочки срывал (с-С-с)

-Лист кленовый – танцевал

-Лист дубовый – закружил

- Лист березовый-полетел

-Лист каштана – замерцал

- Лист рябины-затупился

- Вот и весь букет осенний

- Дружно разом закружил, заплясал и улетел.

Воспитатель: сюрпризы от осени не заканчиваются. Посмотрите, какие красивые рисуночки передала нам осень(рисунки-символы).

Воспитатель: нужно их внимательно рассмотреть и рассказать, что на них изображено. (Дети делятся на две команды). Каждый ребенок из команды рассказывает, что у него изображено и что это значит. Подходит к схеме-таблице и прикрепляет свой рисунок.

- Сначала одна команда выполняет.

- Потом вторая команда детей.

Воспитатель: у нас получились целые картины. Мы с вами тоже будто художники создали свои картины. Сейчас мы составим рассказ по картинам(мнемотаблицам).

Две команды по очереди составляют рассказы, и дают название своей картине. Воспитатель по очереди вызывает детей из одной и затем из второй команды. По одному ребенку из команды.

Воспитатель: и последний сюрприз от барышни осени. Дети взгляните, что это за дерево? (Березка)

Березку нужно украсить листочками.

Дети идут за столы, где лежат листочки. Украшают листочки молотым кофе. Сначала смазывают листочек березки с нарисованными прожилками – клеем, а затем посыпают кофе. После выполнения прикрепляют свой листочек к дереву.

8. Итог: Вам понравилось занятие?

                    Кто нам передал корзину?

                    О чем мы беседовали на занятии?

Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Осень передала вам свои дары (сладкие грибочки) за то, что вы такие молодцы.

(Под осеннюю музыку воспитатель раздает детям гостинцы).


Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы

Ход занятия 1. Сюрпризный момент

Ход занятия 1. Сюрпризный момент

Рассказывают по картинам. -

Рассказывают по картинам. -

Дидактическая игра «Да или нет и почему?» -

Дидактическая игра «Да или нет и почему?» -

Нет. Потому что холодно. Надевают сапоги, куртки, шапки

Нет. Потому что холодно. Надевают сапоги, куртки, шапки

Подходит к схеме-таблице и прикрепляет свой рисунок

Подходит к схеме-таблице и прикрепляет свой рисунок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024