Конспект по русскому языку на тему: "Значение и употребление имён прилагательных в речи" 4 класс
Оценка 4.7

Конспект по русскому языку на тему: "Значение и употребление имён прилагательных в речи" 4 класс

Оценка 4.7
doc
русский язык
04.02.2021
Конспект по русскому языку на тему: "Значение и употребление имён прилагательных в речи" 4 класс
конспект.doc

_______________________________

Тема:  Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произволь­ное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — инициативное сотрудничество с учителем

и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результа­та и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

—  Найдите среди букв слова. Выпишите их. КЛБЕСЕДАУНАЗАДОРДБЕРЕГИСТКРОВАТЬЯЛУП

—  Прочитайте слова, которые вы записали. (Беседа, назад, берег, кровать.)

—  Что общего у этих слов? (Это слова с непроверяемыми глас­ными в корне.)

—  Обозначьте орфограмму.

—  Какое слово может быть лишним? Почему? (Назад — это наречие, остальные слова имена существительные.)

—  Дайте характеристику каждого слова как части речи.

III. Самоопределение к деятельности

—  Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ка­кой части речи мы будем говорить сегодня на уроке.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

—  Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилага­тельном.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение признаков имени прилагательного как части речи

Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, какую не­точность допустил автор. («...Но если к нам их приложить...» Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.)

Что такое имя прилагательное?

Подберите к именам существительным, записанным в те­традях, подходящие по смыслу имена прилагательные.

(Устная фронтальная работа.)

 Упр. 1 (с. 4).

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета.

О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)

Как он называет картину зимы? Какое прилагательное ис­пользует? (Чудная.)

Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, уди­вительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)

Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

В чём отличие слов чудный и чудной!

3. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных

Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Теремок ползёт,

На себе его везёт

Хозяюшка богата,

Бокаста да рогата. (Улитка.)

Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.)

Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.

Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?

Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагатель­ных на полную.

—  Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.)

—  Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное».

(Если нет книги, текст можно распечатать на отдельных ли­сточках.)

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я не­много толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

—  Найдите в тексте краткие имена прилагательные.

—  На какие вопросы они отвечают?

—  Замените их полными именами прилагательными.

4. Работа по учебнику

Упр. 2 (с. 5).

—  Прочитайте.

—  О какой птице говорится в тексте? (О сороке.)

—  Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки. (Перышки по бокам белые; голова, кры­лья, хвост чёрные; хвост длинный, прямой; перья на хвосте зеленоватые.)

—  Какая птица по характеру? (Ловкая, подвижная.)

—  А что вы знаете об этих птицах?

(На данном этапе урока можно использовать школьный сло­варик «Птицы России».)

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

—  Слова какой части речи помогли узнать птицу? (Имена при­лагательные.)

—  Какие слова вы подчеркнули?

(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 5).

—  Прочитайте задание.

—  Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)

—  С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-.)

—  Выполните задания.

(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)

—  Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)

—  Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы.

—  Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе и нижется.

—  Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запи­шите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 4 (с. 6). (Работа в парах.)

VII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр. 6 (с. 6).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Что такое имя прилагательное?

—  Какую роль играют имена прилагательные в речи?

—  С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

Домашнее задание

Упр. 5 (с. 6), 7 (с. 7) — по выбору.


Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Упр. 1 (с. 4). - Прочитайте отрывок из стихотворения

Упр. 1 (с. 4). - Прочитайте отрывок из стихотворения

Два ученика выполняют на доске грамматические разборы

Два ученика выполняют на доске грамматические разборы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021