№79 Урок русского языка в 3-м классе.
Тема: "Определение рода имен существительных, употребленных в начальной и других формах. "
Тип урока: урок применения знаний , умений и навыков.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Планируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Оборудование: учебник « Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 2 часть , ПК , карточки, светофоры.
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональный вход в урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать .
II. Актуализация знаний.
1. Орфографическая работа
На доске слова..
- Прочитайте слова.
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- Найдите орфограммы.
- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
Игра «Да – нет»
- Перед вами светофор зеленый-«да» и красный-«нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача показать нужный цвет.
Имя
существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая,
какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на
вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Обобщение
- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)
- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)
- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?
- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)
- Измените данные существительные по числам.
- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)
2. Упражнение по чистописанию
(следить за посадкой)
- Прочитайте цепочку из букв (ОРД).
- Назовите каждую букву грамотно.
- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке) ? (фонетика)
-Составьте цепочки из этих букв ОРД( записываем на доске)
ДОР ОРД ОДР РОД РДО (каждая цепочка появляется постепенно)
- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
- А что обозначает слово РОД? ( Родственники, члены одной семьи)
- Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.
(запись цепочек слов в тетрадь)
III. Самоопределение к деятельности.
- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
Проблема.
- Давайте обратимся к знакомым уже словам.
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?
- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)
- А почему вам не трудно было это сделать?
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.
- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)
- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)
Послушайте сказку.
Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных.
- Определите род данных имен существительных?
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: свеча – она , так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)
- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)
- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)
- По какому признаку их разделили? (по родам)
- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)
Давайте скажем стихотворение , которое помогает нам в определении рода.
Женский
род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
IV. Работа по теме урока.
1. Работа в тетрадях . Творческая работа.
ЗАДАНИЕ: Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
- А все вместе придумаем существительные среднего рода.
Проверка.
(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)
V. Физминутка.
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
VI. Продолжение по теме урока.
1. «Эстафета»
- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
Одеяло – Подушка – Компот – Трава – Ковёр – |
Лампа – Покрывало – Диван – Полено – Лошадь –
|
Ручка – Столб – Небо – Ветер – Ведро –
|
ПРОВЕРКА.
Работа с учебником.( самостоятельно)
Упражнение 45.
Проверка. (читают пословицы, определяют род имени сущ – го, проговаривая слова – помощники.)
VIII. Обобщение.
Зрительный диктант (словарные слова)
Самолёт, петух , пенал, собака, корова, ворона, яблоко, тетрадь, пальто, облако.
(например: проговорить слово хором. Записать в тетрадь , определить род)
- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.
- Какого рода бывают имена сущ – е?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
IX. Подведение итогов урока
- Как определить род имени существительного?
X. Домашнее задание.
1. выучите правило стр.28
3. с. 29 упр. 47
XI. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
«Светофор»
- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.