Конспект по теме "Как мы познаём окружающий мир"

  • docx
  • 21.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект 6 кл.docx

Учитель: Теперь мы с вами перейдем к изучению нового материала. Откройте тетради. Запишите тему урока: «Способы познания окружающего мира».

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Учитель: Например, ответьте на вопрос:

Пополнит ли ваши знания, такой текст, взятый из математической энциклопедии:

«Резонанс — явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы»

Ученик: Нет, так как информация хоть написана на родном языке, но она не понятна.

Учитель: Правильно. А понятно ли Вам такое сообщение:

«Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»

Ученик: Да понятно.

Учитель: Да правильно, но эта информация вам уже известна, а значит сообщение не информативно, то есть не расширит ваши знания.

Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Получение знании, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека.

Существуют две формы познания: чувственное и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.

 

Учитель: С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Назовите органы чувств человека?

Ученик: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение.

 

Учитель: Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

 

Какие свойства объектов окружающего мира вызываю у нас ощущения?

 

Ученик: мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

 

Учитель: Правильно. Но каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности.

Например: желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон. Зеленая, колючая, пахнет смолой — ёлка.

Учитель: Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Например, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы принимаете его форму и цвет, с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое, с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.

 

Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может различным.

 

Например, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, а биолог увидит различные виды растении, а вот фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Учитель: Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятое ранее.

С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Но возможности чувственного познания ограничены.

 

Учитель: Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

 

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Например, понятия «компьютер», «передача информации», «электронная вычислительная машина».

 

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждении:

 

Суждения бывают простыми и сложными. Выделяют 4 вида простых суждении.

1)                Общеутвердительные

Например: «Все квадраты прямоугольники», «Все дороги ведут в Рим»

2)                Общеотрицательные

Например: «Ни один арифмометр не является компьютером», «Ни один треугольник не является квадратом»

3)                Частноутвердительные

Например: «Некоторые школьники — спортсмены», «Некоторые мониторы — жидкокристаллические»

4)                Частноотрицательные

Например: «Некоторые компьютеры не являются современными», «Некоторые компьютерные программы не являются источниками информации»

Сложные суждения образуются из простых с помощью связок, называемых логическими: «и», «или», «неверно, что», «если …, то …».

Такие конструкции для нас привычны и часто встречаются в обычной жизни.

Например: «Каждый четырехугольник имеет четыре угла и четыре стороны», «Каждый компьютер комплектуется акустическими колонками или наушниками», «Неверно, что джойстик является устройством вывода информации», «Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь»

 

Часто применяются и такие слова-связки, как: «для того чтобы …, необходимо …», «для того чтобы …, достаточно …», «для того чтобы …, необходимо и достаточно …» и др.

 

Если некоторое событие не может иметь место без определенного условия, то это условие является необходимым.

Например: «Для того чтобы выводить созданные на компьютере документы на бумагу, необходим принтер».

 

Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным.

Например: «Для того чтобы число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».

 

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным.

Например: «Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно окачивалось нулем».

 

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.

Пример умозаключении: