Учитель: Теперь мы с вами перейдем к изучению нового материала. Откройте тетради. Запишите тему урока: «Способы познания окружающего мира».
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Учитель: Например, ответьте на вопрос:
Пополнит ли ваши знания, такой текст, взятый из математической энциклопедии:
«Резонанс — явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы»
Ученик: Нет, так как информация хоть написана на родном языке, но она не понятна.
Учитель: Правильно. А понятно ли Вам такое сообщение:
«Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»
Ученик: Да понятно.
Учитель: Да правильно, но эта информация вам уже известна, а значит сообщение не информативно, то есть не расширит ваши знания.
Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знании, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека.
Существуют две формы познания: чувственное и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.
Учитель: С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Назовите органы чувств человека?
Ученик: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение.
Учитель: Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
Какие свойства объектов окружающего мира вызываю у нас ощущения?
Ученик: мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Учитель: Правильно. Но каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности.
Например: желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон. Зеленая, колючая, пахнет смолой — ёлка.
Учитель: Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Например, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы принимаете его форму и цвет, с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое, с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может различным.
Например, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, а биолог увидит различные виды растении, а вот фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Учитель: Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятое ранее.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Но возможности чувственного познания ограничены.
Учитель: Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Например, понятия «компьютер», «передача информации», «электронная вычислительная машина».
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Примеры суждении:
Суждения бывают простыми и сложными. Выделяют 4 вида простых суждении.
1) Общеутвердительные
Например: «Все квадраты прямоугольники», «Все дороги ведут в Рим»
2) Общеотрицательные
Например: «Ни один арифмометр не является компьютером», «Ни один треугольник не является квадратом»
3) Частноутвердительные
Например: «Некоторые школьники — спортсмены», «Некоторые мониторы — жидкокристаллические»
4) Частноотрицательные
Например: «Некоторые компьютеры не являются современными», «Некоторые компьютерные программы не являются источниками информации»
Сложные суждения образуются из простых с помощью связок, называемых логическими: «и», «или», «неверно, что», «если …, то …».
Такие конструкции для нас привычны и часто встречаются в обычной жизни.
Например: «Каждый четырехугольник имеет четыре угла и четыре стороны», «Каждый компьютер комплектуется акустическими колонками или наушниками», «Неверно, что джойстик является устройством вывода информации», «Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь»
Часто применяются и такие слова-связки, как: «для того чтобы …, необходимо …», «для того чтобы …, достаточно …», «для того чтобы …, необходимо и достаточно …» и др.
Если некоторое событие не может иметь место без определенного условия, то это условие является необходимым.
Например: «Для того чтобы выводить созданные на компьютере документы на бумагу, необходим принтер».
Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным.
Например: «Для того чтобы число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».
Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным.
Например: «Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно окачивалось нулем».
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.
Пример умозаключении:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.