Конспект по теме "Как мы познаём окружающий мир"
Оценка 4.9

Конспект по теме "Как мы познаём окружающий мир"

Оценка 4.9
docx
21.06.2020
Конспект по теме "Как мы познаём окружающий мир"
конспект 6 кл.docx

Учитель: Теперь мы с вами перейдем к изучению нового материала. Откройте тетради. Запишите тему урока: «Способы познания окружающего мира».

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Учитель: Например, ответьте на вопрос:

Пополнит ли ваши знания, такой текст, взятый из математической энциклопедии:

«Резонанс — явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы»

Ученик: Нет, так как информация хоть написана на родном языке, но она не понятна.

Учитель: Правильно. А понятно ли Вам такое сообщение:

«Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»

Ученик: Да понятно.

Учитель: Да правильно, но эта информация вам уже известна, а значит сообщение не информативно, то есть не расширит ваши знания.

Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Получение знании, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека.

Существуют две формы познания: чувственное и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.

 

Учитель: С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Назовите органы чувств человека?

Ученик: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение.

 

Учитель: Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

 

Какие свойства объектов окружающего мира вызываю у нас ощущения?

 

Ученик: мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

 

Учитель: Правильно. Но каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности.

Например: желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон. Зеленая, колючая, пахнет смолой — ёлка.

Учитель: Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Например, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы принимаете его форму и цвет, с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое, с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.

 

Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может различным.

 

Например, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, а биолог увидит различные виды растении, а вот фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Учитель: Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятое ранее.

С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Но возможности чувственного познания ограничены.

 

Учитель: Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

 

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Например, понятия «компьютер», «передача информации», «электронная вычислительная машина».

 

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждении:

 

Суждения бывают простыми и сложными. Выделяют 4 вида простых суждении.

1)                Общеутвердительные

Например: «Все квадраты прямоугольники», «Все дороги ведут в Рим»

2)                Общеотрицательные

Например: «Ни один арифмометр не является компьютером», «Ни один треугольник не является квадратом»

3)                Частноутвердительные

Например: «Некоторые школьники — спортсмены», «Некоторые мониторы — жидкокристаллические»

4)                Частноотрицательные

Например: «Некоторые компьютеры не являются современными», «Некоторые компьютерные программы не являются источниками информации»

Сложные суждения образуются из простых с помощью связок, называемых логическими: «и», «или», «неверно, что», «если …, то …».

Такие конструкции для нас привычны и часто встречаются в обычной жизни.

Например: «Каждый четырехугольник имеет четыре угла и четыре стороны», «Каждый компьютер комплектуется акустическими колонками или наушниками», «Неверно, что джойстик является устройством вывода информации», «Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь»

 

Часто применяются и такие слова-связки, как: «для того чтобы …, необходимо …», «для того чтобы …, достаточно …», «для того чтобы …, необходимо и достаточно …» и др.

 

Если некоторое событие не может иметь место без определенного условия, то это условие является необходимым.

Например: «Для того чтобы выводить созданные на компьютере документы на бумагу, необходим принтер».

 

Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным.

Например: «Для того чтобы число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».

 

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным.

Например: «Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно окачивалось нулем».

 

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.

Пример умозаключении:


 

Учитель: Теперь мы с вами перейдем к изучению нового материала

Учитель: Теперь мы с вами перейдем к изучению нового материала

Учитель: Да правильно, но эта информация вам уже известна, а значит сообщение не информативно, то есть не расширит ваши знания

Учитель: Да правильно, но эта информация вам уже известна, а значит сообщение не информативно, то есть не расширит ваши знания

Ученик: мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод

Ученик: мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод

Учитель: Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятое ранее

Учитель: Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятое ранее

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках

Неверно, что джойстик является устройством вывода информации», «Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь»

Неверно, что джойстик является устройством вывода информации», «Если ласточки летают низко, то скоро будет дождь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2020