Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков С и Ш"

  • Документация
  • docx
  • 21.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект занятия Мальцева О.И..docx

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей ОНР 3 уровня в старшей группе

Ольга Игоревна МАЛЬЦЕВА

Логопед

КГКП «Детский сад №12» акимата города Рудного,

Костанайская  область

 

Тема: «Дифференциация звука «С» и Ш»

Цель: Дифференциация и уточнение произношения звуков С и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Коррекционно–образовательные:

упражнять в правильном произношении и различении звуков [с] -[ш];

дифференцировать звуки [с] -[ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;

формировать лексико- грамматический строй речи на речевом материале.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционную, мимическую и мелкую моторику; фонематические процессы, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: презентация в приложении Power Poin, игрушка гномик, музыкальная композиция: «Светофор» детский театр песни, «Гномы, гномы, мы малюсенький народ…», лабиринты, воздушные фломастеры, звонок, схема характеристики звуков С и Ш, иллюстрации, приложении learningapps.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Приветствие)

Логопед: - Сегодня к нам на занятия пришёл наш старый знакомый Гном. Его пригласили на день рождения к собаке Соне и кошке Маше, но он совсем не знает дороги и просит у нас помощи. Поможем ему?

-Давай для начала выполним артикуляционную гимнастику под песню нашего друга Гномика.

(«Светофор» детский театр песни, «Гномы, гномы, мы малюсенький народ…»)

2. Артикуляционная гимнастика.

Комплекс артикуляционной гимнастики с элементами бионергопластики:

«Лягушка – слоник»

«Тостячки- худышки»

«Качели»

«Часики» (с бусинкой)

«Маляр»

«Грибок»

«Фонарик» «Улыбки»

(Все артикуляционные упражнения дети выполняют с подключением специальных ранее разученных движений рук)

3. Дыхательная гимнастика.

- У Гномика есть карта, но он не может найти дорогу к нужному дому, давай поможем ему найти нужный путь?

Комплекс дыхательной гимнастики с «Волшебными фломастерами»

(Детям необходимо найти выход из лабиринта, продувая путь из воздушного фломастера. Логопед следит за тем чтоб, ребенок делал вдох носом, а выдох ртом, выдох должен быть плавным и не прерываться.)

4. Характеристика звуков С и Ш. Звуковая Схема С и Ш.

Логопед: - Произнеси звук [ш].

Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)

-  Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)

- Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].

-  Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

- Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)

Произнеси звук [с].

- Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)

- Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)

- Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)

-  Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].

-  Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. - - Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

5. Развитие фонематического слуха. Игра со звонком.

- Вот мы и добрались к дому Маши и Сони. Но чтоб, попасть к ним в дом необходимо позвонить в дверь.

(Логопед звонит в звонок определенное количество раз, ребенок должен воспроизвести точное количество звонков)

6. Дифференциация в слогах. (с опорой на картинки)

Задание: Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки. Произнеси слово целиком.

Ли.. .(са), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши).

7. Дифференциация С и Ш в словах.

(в приложении learningapps, дети распределяют слова с заданными звуками по специальным окошкам)

-Гости подарили именинникам подарки, но они все перепутались, гному необходимо помочь разобраться где, чьи подарки.

- Необходимо определить кому, сто подарили.  Подарки, в названиях которых есть звук Ш подарили Маше, а те подарки, в названии которых есть звук С подарили Соне.

Маша- шапка, шоколадка, матрёшка, шашки, шарф,

Соне –кость, свисток, колбаса, часы, самолет.

 8. Развитие лексико - грамматического стоя речи.

- Именинники приготовили для своих друзей интересные развлечения и конкурсы, давайте попробуем помочь справиться с заданиями нашему Гному и его друзьям?

Саша и Маша пошла (пошли) в лес.

Вот и опушка лес (леса).

На опушке стоит высокие (высокая) сосна.

Шишки с шумом падают вниз, на земля (землю).

Под сосна (сосной) много шишек.

Саша и Маша поднимают шишкой (шишки).

С пакетом шишка (шишек) они спешат домой.

9. Рефлексия «Улыбка»

По завершению занятия логопед предлагает оценить качество работы детей с помощью улыбки. Если все было легко и интересно, то ребенок должен улыбнуться широко, если сложно и не понятно, то опустить уголки губ вниз.